Будем в армии служить

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: психологическая подготовка к осознанию необходимости выполнять воинский долг и преодолевать трудности армейской службы.

Задачи:

  • пропагандировать службу в армии среди юношей допризывного возраста;
  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к армии РФ;
  • формировать умение делать выводы, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.

Оформление и оборудование: по 1/2 листа ватмана с заголовками «Как психологически подготовится к службе в Армии», «Как физически подготовиться к службе в Армии», маркеры, 2 листа с таблицей (по одному на каждую команду) для проведения рефлексии «Перекрестные ассоциации», плакаты с цитатами:

  • Духовные силы относятся к физическим как три к одному. (Наполеон)
  • Армия качает не только силу. Качает мозги, качает характер, закаляет душу.

Ход мероприятия:

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники учебных сборов. Прежде, чем озвучить тему нашей встречи, предлагаем Вам пройти к столам (столы заранее составлены двумя группами) и выполнить небольшое задание.

Команды учащихся получают задание: по предложенным спискам определить, о чем (или ком) идет речь (2-3 минуты на работу команд и их ответы):

  1. Отвага, мужество, мудрость, любовь к Отчизне, патриотизм
  2. Готовность к любым непредвиденным обстоятельствам
  3. Способность решать сложные жизненные проблемы
  4. Физическая развитость, высокий уровень выдержки и воли
  5. Способность «подставить плечо» другу
  6. Готовность к самовоспитанию и самоподготовке
  7. Чувство гордости и моральной удовлетворенности от осознания своей принадлежности к армии своей страны

Ответ: Солдат

  1. Защита интересов страны, поддержание оборонной мощи страны
  2. Воинские традиции
  3. Различные рода войск
  4. Выполнение гражданского и интернационального долга
  5. Организованное объединение вооруженных людей
  6. Вооруженные силы России, обеспечивающие целостность, самостоятельность и независимость Русского государства.
  7. Содержимое государством в целях наступления или обороны сообщество людей

Ответ: Армия

  1. Любовь к родине
  2. Чувство долга перед Родиной
  3. Связь с общественными интересами, с нравственными ценностямиобщества
  4. Готовность страдать и умирать, т.е. самоотвержение
  5. Глубокое понимание личной ответственности за защиту Родины
  6. Подвиги российского и советского воинства, которыми гордится вся страна.
  7. Созидание, выраженное в конкретных благородных делах и героических поступках на благо Родины.

Ответ: Патриотизм

  1. Воинский учет
  2. Обязательная подготовка и добровольная подготовка
  3. Призыв на военную службу
  4. Прохождение военной службы
  5. Призыв на военные сборы
  6. Пребывание в запасе.

Ответ: Воинская обязанность.

Ведущий: Теперь давайте с вами попытаемся соединить эти понятия, ответив на вопрос: чем же они связаны друг с другом? (Ответы учащихся: служба в Армии)

Ведущий: Наше занятие сегодня носит название «Будем в Армии служить…». И сегодня мы поговорим об армейской службе и о том, как к ней подготовиться. Я попрошу вас всех подняться и выйти на середину кабинета.

Ведущий: На разных стенах кабинета висят таблички с надписями «да», «нет», «не знаю». Я зачитываю одно из утверждений. Ваша задача состоит в следующем:

  • если Вы согласны с утверждением, встать под табличкой «да»,
  • если не согласны – под табличкой «нет»,
  • если сомневаетесь – под табличкой «не знаю»

Затем каждая из образовавшихся групп учащихся должна дать обоснование своего выбора.

Игра «Дискуссионные качели»

Утверждения:

  • Нет никакого смысла в службе в армии.
  • Служба в армии должна быть добровольной.
  • Если появляется возможность, то нужно «косить» от службы в армии.
  • Юноша, прошедший военную службу больше приобретает, чем теряет.

(Возможные варианты ответов: проходит школу духовного, нравственного, физического возмужания, среди армейских приобретений, жизненно необходимых любому деятельному человеку, на одном из первых мест стоит привычка к исполнительности, точности, порядку, одним словом – дисциплинированность, военная служба позволяет максимально объективно оценить самого себя, свою способность и готовность быть полезным не только близким, друзьям, но и Родине, Отечеству, народу).

Ведущий: Спасибо вам за работу, пройдите на свои места и подведем итог нашей дискуссии. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: зачем нужно служить в армии?

(Возможные ответы учащихся:

  • Для защиты своей страны.
  • Не дать свой народ в обиду.
  • Любыми силами защитить Родину.
  • Постоять за свое Отечество.)

Ведущий: Защита Отечества, согласно Конституции Российской Федерации, является долгом и обязанностью ее граждан. Она требует от военнослужащих огромного напряжения физических и духовных сил, постоянного совершенствования морально-духовных качеств.
Великие полководцы и военачальники неизменно подчеркивали первостепенное значение духовно-нравственных сил среди других слагаемых боеспособности войск.
Наполеон, например, отмечал, что «духовные силы относятся к физическим как три к одному». Как Вы понимаете это выражение Наполеона? (Заслушать разъяснения первой группы учащихся)

«Армия качает не только силу. Качает мозги, качает характер, закаляет душу». Объясните смысл этой цитаты. (Заслушать разъяснения второй группы учащихся).

Ведущий: Особенность армейской службы состоит в том, что к ней нужно быть готовым не только физически (что не маловажно), но самое главное быть подготовленным к службе психологически. Я предлагаю провести работу в группах: каждая из команд должна составить памятку. Одна группа разрабатывает памятку «Как психологически подготовиться к службе в армии», другая команда – «Как физически подготовиться к службе в армии»

Работа в группах:

Работа длится 7 минут, затем каждая группа вывешивает свою памятку на доску и защищает ее, аргументировав внесенные в нее пункты.

Ведущий может прокомментировать памятку о физической подготовке:

– Существуют нормативы для оценки силовой подготовленности выносливости молодого пополнения воинских частей:

Контрольные упражнения

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Подтягивание на перекладине

12

10

7

Коэффициент силового усилия

48

44

40

Поднимание гири При весе призывника до 70кг.

32

30

26

свыше 70кг.

40

38

34

Бег (мин. сек)

11.55

12.20

13.20

Лыжная гонка на 5 км. (мин. сек)

26.30

27.30

29.30

Посмотрите внимательно на нормы, предъявляемые к призывникам. А сейчас ответьте на вопрос, кто из вас на сегодняшний день, может себя назвать физически подготовленным к армейской службе?

Прокомментировать памятку о психологической подготовке к службе в Армии:

Выделяют три уровня состояния психологической готовности к армейской службе:

Низкий уровень проявляется в том, что призывник не уверен в себе, у него отсутствует стремление к противоборству, он нерешителен, излишне суетлив либо замкнут, допускает ошибки при выполнении простейших команд.
Для среднего уровня характерно сочетание уверенности в себе и других с недостаточным стремлением к противоборству и решительным действиям. Призывник допускает незначительные ошибки при выполнении команд, его физиологическое состояние близко к норме.
Высокий уровень отличает желание борьбы, отсутствие сомнений, стремление испытать себя, добиться победы над противником. На таком уровне психологической готовности воин долго находиться не может. Срабатывают защитные механизмы психики и физиологии человека.

Ведущий: Советы, внесенные вами в свои памятки очень важные и правильные. А вот какие советы опубликованы на сайте для призывников от бывшего военнослужащего:

1. Во-первых, задайтесь вопросом: "Что я умею хорошо делать?". Армия это огромная организация, где практически всю работу во всех направлениях деятельности и обеспечения выполняют солдаты. Таким образом, любой ваш навык или талант может оказаться полезным в месте, где вам доведется служить.

2. Во-вторых, если есть время, постарайтесь повысить свою физическую подготовку (ну если вы уже не "качек"). Есть немало случаев, когда спортивно развитые солдаты становились в армии мастерами спорта или кандидатами в мастера.

3. Кроме того не мешало бы подготовить себя морально, проанализировать свои действия в той или иной ситуации. Молодой солдат, какого бы телосложения он не был, подвергается массе нагрузок, и не только физических. Важно представить, как вы поведете себя в разных ситуациях, ведь показав недостойно в первые дни, можно испортить репутацию и отношение к себе на всю дальнейшую службу.

К типичным ситуациям относится просьба старослужащего постирать его вещь (или вещи), подшить китель или начистить обувь. Отказав один раз, даже под страхом физической расправы или уже получив "по лицу" вы покажите себя стойким и упростите свою службу в будущем, но не стоит лесть на рожон - лучше избежать конфликта не дав себя унизить.
Так же постарайтесь настроить себя на то, что вам придется прибывать в условиях сильно отличных от тех, к которым вы привыкли. Элементарный уход за собой будет занимать у вас намного меньше времени, а зачастую на это и вовсе не будет времени. Сон короче. Еда проще. Будьте готовы к трудностям, и служить будет гораздо легче.
Всего три, но основных совета по подготовке к армии помогут вам избежать проблем в будущем.

В конце занятия проводится рефлексия в форме игры «Перекрестные ассоциации».

Ведущий: У каждой команды на столах лежит по одному листочку.

Шаг 1: Напишите в прямоугольниках под номером 1 два любых слова-ассоциации на тему сегодняшнего занятия. По одному слову в каждый прямоугольник.

Шаг 2: К каждому из этих слов напишите еще по два слова на тему занятия в прямоугольниках под номером 2 (еще получится 4 слова).

Шаг 3: К каждому из четырех слов напишите по два слова на тему занятия в прямоугольниках под номером 3 (получиться еще 8 слов)

Шаг 4: В прямоугольнике под номером 4 из всех написанных вами слов (ассоциаций) составьте предложение, добавляя для связки другие части речи (глаголы, союзы, прилагательные, существительные). Составленное предложение послужит заключительным выводом к сегодняшнему занятию.

Ведущий: А сейчас, я приглашаю по одному представителю от команды к доске для озвучивания составленного вами предложения (листочки с ответами команд прикрепить к доске).

Ведущий: В заключение, я хочу рассказать вам о результатах небольшого соцопроса, которое проведено среди девушек нашего лицея. Они должны были ответить всего на 2 вопроса:

– С каким мужчиной вы охотнее свяжете свою жизнь, с тем который служил в армии или не служил? Почему?
Вот какие результаты получились: со служившим – 97%, «все равно» – 3%.

Ведущий: Мужчины, служившие в армии, становятся более ответственными, мужественными и взрослыми. Не зря говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, кто ты есть в действительности, на что ты способен».
Каждый гражданин, честно исполнивший свой воинский долг, приобретает ничем невосполнимое моральное право – прямо и открыто смотреть в глаза соотечественников. Отслужив в армии, человек сделает то, что должен и обязан был сделать по совести и по закону.
Я желаю вам успешного прохождения программы военных сборов. Всем спасибо за работу.