Урок истории в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития письма, с его разными типами.
  2. Развивать речь учащихся, учить мыслить, рассуждать и доказывать.
  3. Прививать любовь к истории.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Работа по теме урока.

Нынче к нам на урок
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок –
Чудо, цвета изумруда.
В малахитовых разводах
И окован серебром.
Вот узнать бы, что таится
В сундучке старинном том!
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Гляньте: грамотка на нём!
Мы сейчас её прочтём. (Разворачиваю грамоту и читаю)
Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат.
А какие – угадай,
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,

Надпись здесь ты разберешь! (открываю крышку, а внутри разрезанные слоги слова письменность).

Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит.

– Какое же слово можно составить из этих слогов?

– Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован! Вы, наверное, ждали монет золотых, камней драгоценных, а тут… И всё же можно утверждать, что письменность– это величайшее сокровище из тех, которыми сумел овладеть человек.

– Ребята, а вы что знаете об истории возникновения письменности?

– Чтобы лучше познакомиться с историей письменности, нам нужно отправиться в каменный век, потому, что именно в то время, как утверждают историки, начинала зарождаться письменность. А отправиться в такое далекое путешествие мы с вами сможем только на машине времени. Не забывайте, что вы должны быть предельно внимательны и всё, что услышите, запоминайте и активно участвуйте в беседе.

– Не боитесь отправляться в неизведанное место?

Ну, тогда в добрый час!

– Перед вами машина времени. Итак, я нахожу кнопку пуска. Сядьте поудобнее! 5,4,3, 2, 1. Пуск”. Отправляемся!!! ( В это время звучит музыка сопровождающая полет)

– Летим на много тысяч лет назад, когда на земле еще не было городов, не было даже старинных замков, а были непроходимые леса, в которых водились дикие звери и люди жили в пещерах. Ели мясо этих зверей, убитых на охоте, одевались в их шкуры, поддерживали, как драгоценность, с трудом добытый огонь.

– Итак, мы с вами оказались в нужном месте. Мы с вами перенеслись в каменный век. Прежде чем выйти из машины времени, запомните, что вокруг могут быть дикие звери, поэтому вести себя надо тихо, держаться всем вместе.

– Ой, ребята, посмотрите, здесь, чьи-то следы (дети видят медвежьи следы)

– Как вы думаете, каких диких животных могли бы быть эти следы?

– А куда же ведут они? (Ребята видят пещеру, заходят в неё, а там на стенах царапины)

– Садитесь, а я вам расскажу одну легенду. Было это очень-очень давно, когда люди жили в пещерах. По всей вероятности в легенде говориться о том времени, в котором мы находимся сейчас. Ну, так вот, в некоторых пещерах обитали медведи. Долго ли, коротко, ли как говорится в сказках, но древние люди каким, то образом выселили древних Топтыгиных из их медвежьих углов. Огляделись люди по сторонам и вдруг увидели на стенах своих жилищ, какие-то таинственные знаки. Но оказались, что ничего таинственного в них нет. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: значит на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение, а следовательно с помощью изображения можно оставить какое-нибудь сообщение своему племени.

Так, например, на скале берегу реки можно было углём или мелом нарисовать вот такое изображение (показываю рисунок) 3 раза солнце, одну лодку и в ней 5 черточек: соплеменники понимали, что это значит

– А вы бы как разгадали это сообщение?

– А обозначало это следующее: “Мы уплыли на три дня, нас пятеро в лодке”

Ученые историки именно так представляют начало дороги к письменности, т.е. с рисуночного письма, хотя ещё не совсем рисунки, но и не надписи.

Но вот племен становится все больше, жить они стали всё дальше друг от друга. Появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения. Например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена, как предупредить об опасности и т.д. Люди стали посылать друг другу различные предметы, которые являлись своего рода символами, знаками. Сохранилось предание о “Живом “письме, которые посылали скифы персидскому царю Дарию.

Об этом вам расскажет Кайдалов Андрей.

– Когда-то в давние времена персидский царь Дарий хотел стать властелином мира. Ему покорялись города и царства. Но не мог он победить сводолюбивые племена скифов, живших в бескрайних степях. Однажды к Дарию прибыли послы от скифов и принесли ему “письмо”. Они поставили перед ним корзину, в которой были птица, мышь, лягушка и стрелы.

– как вы думаете, что это могло бы значить?

Обрадованный царь так разгадал смысл письма: мышь живет в земле, лягушка в воде, птица в небе, а стрелы – это военная храбрость.

Однако военачальник персов растолковал письмо по-другому. Если вы, персы не улетите, как птицы в небеса или подобно мышам, не скроетесь в земле или, подобно лягушкам не ускачете в озера, то не вернетесь назад и падёте под удары наших стрел”.

– Как вы думаете, удобным ли бы такой способ сообщений?

– а вы слышали такое выражение: “Завязать узелок на память”.

– как вы понимаете это выражение?

– А сейчас послушаем сообщение, которое нам приготовила Перепелица Таня.

– Эта привычка пришла к нам из глубокой древности, когда люди еще не умели писать. Узелки завязывали на веревке. Имело значение и место, где узелок завязан и цвет, и способ завязывания. Так что веревка с узелками – это тоже способ передачи информации. Разбираться в узелках тоже было дело мудреным и не всегда эти сообщения читались точно.

– Такое узловое письмо у древних инков называлось кипу. Итак, как вы видите, ребята и рисуночное письмо и узловое, и живое письмо были не совсем удобно. Поэтому постепенно рисунки – значки, символы постепенно упрощаются, и становятся всё менее, похожи на конкретное изображение и всё более легкими в начертании.

– Вот посмотрите, что напоминает вам это изображение? А, если его перевернуть?

– В прошлом веке американский поэт Генри Лонгфелло написал книгу о легендарном вожде индейцев по имени Гайавата, которую назвал “Песнь о Гайавате”

Гайавата мудро правилсвоим народом. Он научил людей выращивать хлеб, строить лодки. А для того, чтобы свои знания передать ротомкам, Гайавата придумал письменность. Вот как это было вам расскажет Кайкародцева Снежана.

Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой бересте.
Много сделал тайных знаков,
Все они изображают
Наши речи, наши мысли,
Белый круг был знаком жизни,
Чёрный круг был знаком смерти,
Дальше шли изображенья
Неба, звёзд, луны и солнца,
Вод лесов и горных высей.
И всего, что населяет землю
Вместе с человеком.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес – дугу над нею
Для восхода – точку слева.
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине
Всё пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звёзды в центре – время ночи,
А волнистые полоски – Тучи, дождь и непогоду.
Кончив труд свой Гайавата
Показал его народу
Разъяснив его значенье.

– Такое письмо, о котором рассказано в поэме и вы видите на рисунке, называется пиктографией.

– А теперь, представьте, что вы ученые-историки и вам нужно разгадать вот такую пиктограмму, в которой первобытный художник рассказал маленькую историю. Как бы вы её поняли? ( Работа по рисунку)

Пиктография давно уже стала историей, однако пиктограммы можно встретить и в нашей жизни. Подумайте, где вы встречали пиктограммы.

– А вам самим не хотелось бы написать пиктограмму, побыть в роли древнего человека.

Задание 1 группе: Сообщить, что вы вдвоём идёте в лес за грибами.

Задание 2 группе: Сообщить, что вы идёте втроём заготавливать дрова для костра.

3. Физминутка

“Первобытная почта”

4. Продолжение изучение нового материала.

Работа по учебнику стр. 81. (Проверка в виде игры “Продолжи рассказ”)

Слово” иероглифы” первоначально означало “Священные письмена”

Послушайте стихотворение Олега Таратутина “Иероглифы”

На плите, на саркофаге,
На папирусной бумаге
И на всём, что видит взгляд,
Иероглифы пестрят
Рыбы, звери, птицы, точки
Загогулины, кружочки…
Всё знакомое почти!
Вот в квадрате лев скучает
Что же это означает?
Цапля гордая стоит-
Что она в себе таит?
Буква эта или сразу
Вся египетская фраза?
Может, кончилась строка,
Возле рыбы и цвет кА?
Овладеть бы вдруг случайно
Нам египетскою тайной!

Задание такое: соотнести, рисунки, которыми раньше обозначали слова со словами в современном русском языке.

Была ещё одна древняя система письма – клинопись. Это написание мелких значков на глиняных табличках.

5. Закрепление.

Подведем итог в виде игры “Историческая азбука”

Итак мы с вами многое узнали об истории письменности, пора возвращаться домой. Выбираем программу, чтобы попасть обратно.

Ничего не понимаю! Что это? Написано: “Сбой программы” (Звучит музыка вбегает вирус.

– Ха, -ха, -ха! Ишь, чего захотели! Попасть домой. Я помешаю вам это сделать, у вас ничего не получится.

– А кто ты?

– Я компьютерный вирус, создан специально для того, чтобы выводить из строя машины времени. Так, что ваш компьютер будет очень долго соображать. (Вирус поёт песню на мотив “Остров невезения” и убегает)

– Что же делать?

– Давайте попробуем антивирусную программу. Машина времени выдает нам вот что, нужно разгадать кроссворд.

– Ребята, сегодня состоялась первая встреча с историей письменности. Дома, вспоминая и рассказывая родителям, о чём мы сегодня говорили, подумайте: на чем могли писать люди в древности.

6. Итог урока.

Награждение учеников картинками с изображением древних человечков.