"Родовая принадлежность неизменяемых существительных". Урок русского языка. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Выявление родовой принадлежности неизменяемых слов.
  • Продолжать работу над взаимопониманием каждого ученика в группе.
  • Развивать самомотивацию.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Постановка проблемной задачи.

– Мы с вами любим читать стихи А.С. Пушкина. А вот в одном из произведений я прочитала такую строку:

“Сперва за ним мадам ходила, потом мосье ее сменил”.

Давайте дополним это предложение прилагательными.

– Как вы думаете, к какому роду относятся слова мадам, мосье?

– Какие слова помогли определить род этих существительных?

– Действительно, среди имен существительных есть такие, которые не изменяются по падежам. Как вы думаете, а как же определять род таких слов?

– Можно, конечно, определить род этих слов с помощью толкового словаря, но мы сегодня попробуем самостоятельно определить род таких слов.

Большинство неизменяемых существительных обозначает неодушевленные предметы: бюро, депо, жюри, какао. Все такие слова относятся к среднему роду. Но есть одно исключение. Какое? Кофе. Это слово мужского рода. Гораздо меньше слов, которые называют животных, птиц. Эти слова относятся к мужскому роду: кенгуру, шимпанзе, колли, какаду, пони, иваси.

Еще меньше слов женского рода, которые называют лиц женского рода: мадам, миледи, мисс, мадемуазель.

Мужского рода – называют лиц мужского пола: денди, кюре, портье, маэстро.

Зная это простое правило, нетрудно будет определить род существительных.

ІІІ. Усвоение материала.

Запиши словосочетание, замени существительное с предлогом прилагательным.

Пюре из картофеля, кюре в деревне, бюро для справок, домино для детей.

Драже из сахара, кашне из шерсти, рагу из овощей, метро в Киеве, шимпанзе из Африки, портье в гостинице, леди из Англии, бра из хрусталя, такси из Бердянска.

– Как определить род несклоняемых существительных?

– Составьте с одним из словосочетаний предложение.

IV. Физкультминутка.

V. Обобщение и систематизация изученного материала.

– Является ли слово шофер однокоренным со словом таксист? Почему?

– Прочитайте несклоняемые существительные:

Депо, шоссе, какао, такси, фойе, радио, кино, пальто, ателье, метро, кофе, конферансье, пюре.

Объедините и запишите их по тематическим группам:

Продукты питания –

Транспорт –
Культура –
Одежда –

VI. Развитие логического мышления.

Решите задачу:

В словах кашне (шарф) и пенсне (очки, которые держатся только за нос) есть общая часть -не. Эти слова пришли к нам из французского языка, где слово кашне обозначает “прячь нос”, а пенсне – “держи нос”.

В словах кашпо (красивая ваза для цветочного горшка) и кашне – общая часть каш-. Можете ли вы сказать, что означает эта часть во французском языке, если -по означает горшок, а не нос?

VII. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание.