Система работы учителя-логопеда и воспитателей по реализации лексических тем в группе компенсирующей направленности

Разделы: Логопедия


Работая учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и достигнув определенных положительных результатов в коррекции звукопроизношения, я, к сожалению, отмечаю, что речь части воспитанников по прежнему проигрывает в сравнении с речью их сверстников. Она остается недостаточно выразительной, многословной, не привлекательной, далека от идеала, о котором А.С. Пушкин сказал: “А уж речь-то говорит, словно реченька журчит”. Видно, что дети, стараясь выразить свои мысли, с трудом подбирают нужные слова или используют одни и те же, многократно повторяясь. Это говорит об ограниченности активного словаря детей. Преобладают слова обиходно-бытового плана, а так же разговорно-сниженные, которые не являются литературными. Дети редко используют слова-определения, слова-обобщения.

Проанализировав речь детей по итогам обследования, были выявлены следующие лексические проблемы:

  • дети не знают и не называют части предметов (спинка у стула, столешница у стола, ствол у дерева, стена и подъезд у дома, локоть, ступня и кисть у человека, грива и копыта у животных) и т.п.;
  • дети не называют глаголы, выражающие уточненность действий: откусывает, грызет, жует, лижет – все выражается словом “ест”;
  • не используются слова-антонимы (высоко – низко), слова-синонимы: храбрый, отважный, смелый, боевой, ограничиваются словом “смелый”;
  • дети редко используют относительные прилагательные: малиновое, яблочное – обычно говорят “из малины”, “из яблок”;
  • еще реже используются притяжательные прилагательные: заячий, лисий – обычно говорят уши зайца, след лисы.

Для того, чтобы расширить пассивный и активный словарь, мы, совместно с воспитателями, приняли решение более четко организовывать работу над лексическими темами. (см. приложение 1)

О том, что мы работаем в правильном направлении, говорит следующий факт: в последнее время наши российские издатели выпускают толковые словари, где слова располагаются не в алфавитном порядке, а по смысловым тематическим группам. Такие тематические словари называются “Тезаурас”. Например, словарь “Животный мир”. В разделе “Птицы” перечисляются птицы с описанием внешнего вида, мест обитания, поведением.

Таким образом, четкая организация, систематизация и согласованность в работе над лексическими темами стала нашей задачей, решая которую, мы осуществляем одну из главных коррекционных целей в работе с детьми с общим недоразвитием речи – обогащаем и активизируем словарь. (см. приложение 2)

Запас слов, соответствующий возрасту дошкольника, помогает детям успешно овладевать связной речью и прекрасно доносить свои мысли до собеседника во время общения или показать свои знания во время учебы.

В процессе овладения знаниями по разным лексическим темам у детей развиваются такие психические процессы, как память, восприятие, внимание, мышление. Они являются базовыми в овладении речью, наряду с этим значительной улучшаются учебные навыки такие как умение слушать, усидчивость, кругозор, любознательность.

Приступая к работе над лексическими темами, мы с педагогами логопедической группы проводим группой минипедсовет, где подводим итоги обследования речи и знаний детей, планируем на весь учебный год и на ближайший период перечень лексических тем. Особенно подробно мы обсуждаем их значимость и последовательность. Здесь мы руководствуемся “Программой от рождения до школы ” под редакцией Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., ВасильевойМ.А., “Программой логопедической работы по преодолению” под редакцией Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В., Тумановой Г.В., временами года, праздничными и общественными датами. Обычно тема изучается в течение недели.

Для удобства работы над лексическими темами мы изменили расписание образовательных областей, поставив область “Познание” первой в понедельник. Здесь дети получают основной объем знаний, который уточняется и расширяется на протяжении всей недели в реализации образовательных областей и в свободной деятельности.

Надо отметить, что в работе с лексическими темами, мы с педагогами четко распределяем функции, чтобы не дублировать друг друга и не упускать важные моменты.

Непосредственная образовательная деятельность области “Коммуникация” проводится фронтально и по подгруппам, где на основе знаний детей по данной лексической теме, углубленно знакомлю ребят с каждой новой лексической категорией. В процессе работы выявляются те дети, с которыми необходимо закреплять материал на индивидуально. Если воспитатели расширяют словарь на бытовом уровне, то я пополняю его словами, редко встречающимися в обиходе. Например: туман, почтальон, шоссе и т.д. (см. приложение 3)

Я руковожу работой воспитателей по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей в бинаре, в свободном общении, а так же во время логопедического часа. Для этого я делаю соответствующие записи в тетради для вечерних занятий.

Для индивидуальной работы воспитателей с детьми в вечернее время мы разработали новую форму записей в тетради для логопедического часа: на каждую неделю выделяется двойной разворот тетради, где в начале страницы я пишу название лексической темы, словарь существительных, глаголов, определений по данной теме, пальчиковую гимнастику и речевые игры. Воспитатели же в свою очередь подробно изучают с детьми данную тему на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественной литературой, проводят развлечения и экскурсии по данной теме в которых я принимаю активное участие иногда как организатор и вдохновитель, а иногда как помощник или артист, взяв на себя роль персонажа. (см. приложение 4)

Педагоги группы, включая младшего воспитателя, помогают, уточняют и активизируют словарь детей в процессе всех режимных моментов (сбор на прогулку и прогулка, умывание, игры, дежурство и др.), систематически контролируют грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Подключены к работе над лексическими темами и родители детей. В начале недели родителям говорится о теме, над которой будет проводиться работа. Каждому ребенку выдается или вывешиваются в речевом уголке вопросы, игры, задания, которые родители могут использовать в общении с детьми в часы домашнего досуга. В конце недели мы просим родителей помочь детям записать в тетрадь рассказ своего ребенка по данной теме. Из этого рассказа мы видим, какой объем знаний и словаря ребенок усвоил за неделю.

В начале обучения рассказы у детей небольшие по объему и передаваемых знаний. К концу второго года обучения рассказы становятся интересными, яркими, родители вместе с детьми оформляют их как красочные буклеты. Также проводятся выставки и конкурсы рассказов.

Учителя школ, где учатся наши дети, отмечают хорошую подготовку выпускников логопедической группы. Дети радуют нас своими достижениями. Среди выпускников есть поэты, журналисты, педагоги школьных и дошкольных учреждений, победители конкурсов и олимпиад.

Гордость нашего детского сада, выпускник логопедической группы – ученик школы № 91 Артем Старастенко – победитель и стипендиат многочисленных конкурсов по русскому языку и литературе.

Еще один выпускник логопедической группы, ученик школы №4 им. Гагарина, круглый отличник в течение 7 лет – Денис Ладарев. Еще в детском саду отличался рассудительностью и в начальных классах начал писать стихи.

С древних времен известно выражение Сократа: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. И мы тоже хотим, чтобы наши дети через свою речь могли показать лучшие стороны своей души.

Свое выступление я хочу закончить стихотворением Дениса Ладарева про маму.

Приложение 1.

Цель: Расширение и уточнение словарного запаса детей с ОНР с последующей активизацией словаря в связной речи и в процессе речевого общения.

Приложение 2.

Задачи:

  1. Организация и систематизация совместной работы логопеда и воспитателей над лексическими темами в логопедической группе для детей с ОНР.
  2. Распределение функций логопеда и воспитателя в работе над лексическими темами.
  3. Участие родителей в закреплении знаний и словаря по предложенным педагогами темам.

Приложение 3.

Функции логопеда в работе над лексическими темами:

  1. Знакомить детей с лексико-грамматическими категориями по данной теме (предлоги, падежные формы существительных, согласование различных частей речи, конструкция фразы).
  2. Использовать новый словарь детей по лексическим темам как “строительный материал”, “кирпичики” для формирования связной речи дошкольников.
  3. Выявлять детей, с которыми необходимо закрепить материал на индивидуальных занятиях.
  4. Руководить работой воспитателей по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободной деятельности.
  5. привлечь родителей к организации домашнего досуга совместно с детьми с учетом текущей лексической темы.

Приложение 4.

Функции воспитателя:

  1. С учетом лексических тем проводит фронтальные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественной литературой.
  2. Закрепляет у детей речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  3. Помогает уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе всех режимных моментов.
  4. Систематически контролирует грамматическую часть речи детей в течение всего времени общения с ним.
  5. Развивает у детей внимание и память – процессы, тесно связаннее с речью.
  6. Совершенствует словестно-логическое мышление ребенка как одной из функций речи.
  7. Развивает у детей артикуляционную и пальчиковую моторику как одну из функций речи.

Список литературы:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1993 г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Фронтальные занятия для детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1998 г.
  3. Коноваленко С.В. “Работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1998 г.
  4. Филичева Т.Б. “Общее недоразвитие речи”, Москва 2000 г.

Приложение

Презентация из-за большого объема в статье не размещена