Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду [1] задача развития элементарных математических представлений у детей впервые ставится как самостоятельная в первой младшей группе и подразумевает формирование к концу учебного года умения образовывать группы однородных предметов и различать понятия “один” и “много”. Во второй младшей группе дети знакомятся с геометрическими фигурами, учатся сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения, а также понимать слова: верхний – нижний, слева – налево, справа – направо. К концу средней группы дети должны усвоить количественный и порядковый счет в пределах 5, научиться сравнивать по количеству группы предметов и уравнивать их разными способами. В этом возрасте у ребенка должны сформироваться представления о частях суток и их последовательности, умение различать правую и левую руки, определять и обозначать словами положение предмета относительно себя.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие у детей умения обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, строить сериационный ряд. У детей совершенствуются навыки счета в прямом и обратном направлении, закрепляется понимание отношений между числами натурального ряда. В этом возрасте дети учатся читать математические знаки, а также записывать с их помощью математические представления, у них формируются элементарные представления о времени, в активный словарь вводятся названия дней недели, месяцев, они учатся определять время по часам. Дети знакомятся с общепринятыми мерами и способами измерения, у них расширяются представления о способах измерения и сравнения предметов с помощью различных условных мерок. У детей совершенствуются навыки ориентировки в пространстве – они знакомятся с чертежами, планами, схемами, учатся ориентироваться на листе бумаги и обозначать в речи положение предметов по отношению друг к другу. Усвоение всего перечисленного выше материала является критерием готовности ребенка к обучению в первом классе общеобразовательной школы.

Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности [2-9]. Это обусловлено тем, что у детей-логопатов в той или иной мере наблюдается отставание в развитии всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, что значительно снижает внятность речи, усугубляет ее неотчетливость. У них недостаточный объем сведений об окружающем мире, бедный словарный запас, страдает связная речь, наблюдаются отклонения в общей, мелкой и артикуляционной моторике. Эти дети часто теряются во время фронтальных занятий, ограничивают контакты с окружающими, так как стесняются своего дефекта, у них имеются определенные проблемы в понимании речи окружающих.

Речевой дефект отрицательно влияет и на развитие нервно-психической и познавательной деятельности у детей, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия. Все психические процессы формируются у них очень медленно и в более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. У них наблюдается неустойчивость внимания, небольшой объем памяти, повышенная утомляемость, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, недостаточный уровень словесно-логического мышления.

Дети-логопаты часто имеют дефекты зрительного восприятия, приводящие к запаздыванию сенсорного развития, к зеркальному написанию букв и цифр, затруднению в освоении числового ряда, к возникновению проблем с ориентацией на плоскости листа и в пространстве. Они не могут выполнить команды: отступить вправо, влево, вверх или вниз; не способны определить, что находится справа или слева от них или от названного предмета. Дефекты произвольного слухового внимания проявляются у этих детей в трудностях сосредоточения на задании педагога, данном в словесной форме, а также в формировании фонематических процессов, развития и восприятия чувства ритма.

Таким образом, в логопедической группе необходим комплексный подход к работе, предполагающий сочетание коррекционной и педагогической работы и направленный на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, развитие умственных способностей, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом.

Изучение литературы [2-9], мой педагогический опыт подсказали мне, что при работе с детьми-логопатами в первую очередь нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии у них высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности. Ни один психический процесс – не может протекать без внимания. Именно невнимательность чаще всего и является причиной плохой успеваемости детей на занятиях. Ребенок-логопат не может заставить себя быть внимательным, он запоминает лишь то, на что было обращено его внимание, что было ему интересно и произвело на него впечатление, что являлось предметом его деятельности. С целью привлечения и удержания внимания детей на каждом занятии я использую разнообразный демонстрационный и раздаточный материал, частую смену видов деятельности, включение в активную работу разных сенсорных каналов (зрительного, слухового, тактильного, кинестетического), а также следующие дидактические игры: “Что изменилось?”, “Найди такой же узор”, “Подбери пару”, “Магазин”, “Найди отличия”, “Чего не стало?”, “ Что добавилось?”, “Чудесный мешочек”, “Цифры по порядку”, “Сложи фигуру по образцу”, “Внимание”, “Ухо – нос”, “Хлопни, если услышишь”, лабиринты, зрительные диктанты. [8, 11 – 18] Хорошим упражнением для тренировки слухового внимания являются также задачи в стихах. [20]

Память ребенка, так же как и его внимание, постепенно становится произвольной, однако остается при этом механической. Самый доступный детям прием запоминания – повторение. Поэтому, давая детям задание, я всегда прошу повторить сказанное несколькими детьми до тех пор, пока все дети не поймут его смысл. В то же время, в старшем дошкольном возрасте становится возможным и усвоение детьми смыслового запоминания. Я учу детей применять для запоминания материала пиктограммы, опорные картинки, знакомлю их с методами классификации. Развитию памяти способствуют следующие дидактические игры: “Посмотри и запомни”, “Найди такой же”, “Подбери пару”, “Опиши по памяти”, “Магазин”, “Дерево”, “Лото”, народные игры “Краски”, “Садовник”, “Черное и белое”. [8, 11 – 18]

Развитие восприятия, усвоение сенсорных эталонов у детей логопедической группы успешнее всего осуществляется в процессе целенаправленного и планомерного обследования реальных предметов осязательно-двигательным способом, при этом обязательным условием успешности работы является выделение в речи существенных признаков обследуемых предметов. Хорошим помощником в развитии восприятия у детей являются следующие дидактические игры: “Подбери по форме”, “Подбери по цвету”, “Ниже – выше”, “Сложи по образцу”, “Обезьянки”, “Сложи квадрат”, “Что было раньше?”, “Кто старше?”, “Цветные цифры”, “Геометрическое лото”, “Раздели фигуры на группы”, “Выполни поручение”, “Разные дома”, “На что похоже?”, “Правила движения”, “Опиши фигуру”. [11 – 19] Эти игры позволяют сформировать у детей умение классифицировать предметы по различным признакам, способствуют введению в речь названий геометрических фигур, цветовых эталонов, сравнительных наречий (“выше – ниже”, “светлее – темнее” и др.).

Наибольшие трудности у детей-логопатов вызывает формирование пространственных и временных представлений, выделение правой – левой стороны, поэтому такие задания в том или ином виде обязательно включаются во все виды детской деятельности. Начать нужно с маркировки левой руки, это даст ребенку опору для ориентировки во внешнем пространстве. И далее обращаю внимание, что отсчитывать, измерять, раскладывать, писать, читать надо от ленточки на руке. Маркером понятия “верх” может служить голова, солнце, “низ” – ноги, земля. Для формирования у детей пространственных представлений я использую следующие игры: “Грязнуля”, “Ветрянка”, “Наоборот”, “Выполни инструкцию”, “Магазин”, “Муха”, “Клад”, “Угадай, что я загадал”, “Как пройти к зайке”, “Маша купила мебель”, “Мышиный лабиринт” [10-18], а также задания на ориентировку на листе бумаги, на составление всевозможных чертежей, схем, планов.

Усвоение временных представлений также должно базироваться на прочной чувственной основе, то есть, опираться на наглядность, на личный опыт ребенка. С этой целью ежедневно в ходе утренних бесед я обращаю внимание детей на то, какой сегодня месяц и день недели, во сколько начнется занятие, сколько времени дается на выполнения того или иного задания, сколько минут осталось до его завершения. В группе имеются часы, разные виды календарей (отрывной, перекидной, на год). В качестве наглядной опоры я использую вектор движения времени в различных вариантах (части суток, дни недели, месяцы в году). Зрительная опора на него помогает детям легче усвоить понятия “раньше – позже”, “до – после”, “было – будет”, “вчера – сегодня”, ответить на такие вопросы: “Что стоит между понедельником и средой, январем и мартом?”, “Кто самый старший в группе?”, “Назови второй летний месяц”, способствует формированию временных представлений, введению в активный словарь названий дней недели, месяцев.

Формирование навыков счета у детей-логопатов также имеет свои особенности. Очень часто эти навыки усваиваются детьми механически – они затрудняются продолжить счет от заданного числа, не могут назвать итог счета, не соотносят итоговое число с количеством предметов. Задания на сложение и вычитание они выполняют только с использованием наглядного материала, значительные трудности вызывает у них и понимание отношений между числами натурального ряда, определение состава числа. В связи с этим, при подборе заданий на счетные операции мне часто приходится исходить из программных требований массового детского сада для предыдущей возрастной группы. На каждом занятии я предлагаю задания на отсчет заданного количества предметов, на уравнивание групп предметов, учу детей соотносить между собой элементы множеств. Для формирования понимания отношений между числами натурального ряда я использую числовую ось, игры “Раз, два, три, сосчитай”, “Точечки”, “Цветные цифры”, “Найди пару”, “Примеров много – ответ один”, “Ловись, рыбка”.[11-19]

Выполнение программных математических задач в логопедической группе обязательно сочетается с решением задач коррекционно-логопедических: расширения и активизации словаря, автоматизации звуков речи, формирования лексико-грамматического строя, совершенствования навыков речевого общения. [2-5]

Особенностью планирования работы воспитателя в логопедической группе является его тематический принцип, поскольку концентрированное изучение темы способствует более успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми. Занятия по формированию математических представлений так же планируются с учетом темы недели, а их задачи соотносятся с задачами логопедическими. Например, при изучении темы “Овощи” дети их считают, сравнивают по величине, определяют их форму, составляют про них задачи, учатся группировать их по разным признакам. При многократном повторении дети лучше запоминают названия и отличительные признаки овощей и впоследствии включают их в свою речь в ходе игр, свободного общения. Таким образом, происходит успешная активизация словарного запаса.

В ходе формирования навыков счета я закрепляю правильное употребление падежных форм существительных с количественными числительными. Для этого я прошу детей именовать каждое число при:

  • пересчете предметов (один огурец, ...пять огурцов);
  • знакомстве с порядковыми числительными (первая тыква, вторая тыква...);
  • изучении состава числа;
  • ознакомлении со смежными числами;
  • составлении и решении арифметических задач;
  • проведении дидактических игр (“Есть – нет” (у меня есть два красных помидора – У меня нет двух красных помидоров) “Я вижу” (две редиски, пять огурцов), “Чего не хватает?” (не стало двух кабачков), “Что добавилось?” (к одной редиске добавили пять редисок), “Больше – меньше” (пять огурцов больше, чем три огурца).[2-5]

Пособия, счетный, лексический и наглядный материал я отбираю совместно с логопедом с учетом результатов коррекции дефектов звукопроизношения. Трудные слова сначала четко проговариваю сама, давая образец правильного произношения, и только потом прошу повторить детей.

С целью совершенствования диалогической и монологической формы речи я всегда слежу за тем, чтобы ответы детей не были односложными, поощряю их высказывать свою точку зрения, в доброжелательной форме комментировать ответы товарищей, развиваю умение поддерживать непринужденную беседу. Учитывая специфику работы с детьми-логопатами, я стараюсь так формулировать вопросы к детям, чтобы они содержали подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме. Особое внимание я уделяю формированию навыков делового общения со сверстниками, так как в ходе него дети учатся контролировать себя и друг друга, сталкиваются с необходимостью говорить более понятно, связно. Очень важно при этом создать в группе атмосферу доброжелательности, психологической защищенности, готовности помочь товарищу – от этого зависит, насколько проявятся и разовьются способности каждого ребенка.

Огромное влияние на степень усвоения детьми программного материала оказывает речь воспитателя. Она должна быть выразительна, эмоциональна и доступна детям для понимания, в ней должны быть паузы и повторения для осмысления детьми услышанного. Поэтому я заранее продумываю задания и вопросы к детям, стараюсь избежать необходимости ответов детей на дефектном речевом материале. В случае затруднений я сама формулирую выводы и добиваюсь повторения их детьми.

Дети, посещающие логопедическую группу, отличаются обычно разным уровнем интеллектуального развития, степенью подготовки, поэтому на занятиях я делю их на слабую и сильную подгруппы, в которых темп прохождения материала будет неодинаков. Я заранее продумываю, в каких видах деятельности с максимальной эффективностью можно решить поставленные воспитательно-образовательные и коррекционные задачи, продумываю модель общения с детьми. Я использую разнообразное построение занятий: в одном случае это комплекс развивающих игр и упражнений, в другом – путешествие или экскурсия, в третьем – сказочный сюжет, в четвертом – экспериментирование и обсуждение полученных результатов. Я стараюсь каждое задание сделать ярким, эмоциональным, ведь знания лучше усваиваются, если они постигаются детьми с интересом путем самостоятельного анализа, исследования свойств и признаков предметов. Это позволяет мне перенести акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у детей средств и способов приобретения знаний, помогает добиться устойчивого внимания детей, поддержания интереса на протяжении всего занятия, что особенно важно для детей-логопатов.

Особое место в моей работе занимают индивидуальные занятия, которые планируются ежедневно в утренние и вечерние часы. Для детей сильной подгруппы я готовлю задания на развитие логического мышления, решение задач и примеров с числами второго десятка. Задания для детей слабой подгруппы носят опережающий характер, это помогает им легче усвоить новый материал на предстоящем занятии. Индивидуальные формы работы позволяют мне вовремя скорректировать методы и приемы работы, детям они помогают преодолеть трудности в освоении программного материала и удовлетворить свою потребность в личностном общении.

Знакомство детей-логопатов с математическими представлениями должно происходить не только в ходе специально организованной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, на реальных предметах – только тогда ребенок сможет увидеть, что математические понятия описывают реальный мир, а не существуют сами для себя. [19]

Навыки количественного счета можно формировать в ходе дежурства по столовой, подготовки материалов к занятиям, во время прогулок и экскурсий (считаем ступеньки на лестнице, встретившиеся машины, дома, этажи, окна, пешеходов), при чтении сказок (можно посчитать героев). Перед сном ставим стулья разными способами: в соответствии с числом времен года, дней недели, месяцев в одном времени года, равное или больше – меньше на единицу, чем число лап у собаки или колес у автомобиля (в зависимости от темы недели). Порядковый счет используем на физкультурных занятиях и в играх во время деления на команды. Умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе успешно формируется в процессе утренней гимнастики, физкультурных и танцевальных занятий при ответе на вопросы “Кто стоит слева от тебя?” или при выполнении заданий “Встань справа от…”. При построении в шеренгу меряемся ростом и определяем, кто выше – ниже, во время сборов на прогулку сравниваем шарфы – чей длиннее, шире; сапоги – чей выше, формируем понятия “быстро” – “медленно”, “правый” – “левый” и т.д. Эталоны мер закрепляем во время шитья (отмеряем ткань, снимаем мерку), при приготовлении пищи и замесе соленого теста (учимся пользоваться разными условными мерками).

Песочные и циферблатные часы используются мною для определения времени начала и конца всех режимных моментов. Во время утренних бесед я выясняю, чем ребенок занимался в течение дня, стараюсь ввести в его речь понятия “вчера”, “завтра”, “вечером”, “утром”, “сначала”, “потом”, “раньше”, “до”, “после”. Эти же задачи решаются и при чтении произведений художественной литературы. Делая отметки в календаре погоды, можно высчитывать, который по счету сегодняшний день недели, сколько дней осталось до какого-то события.

При конструировании из бумаги закрепляются навыки ориентировки на листе бумаги, нахождения правой – левой стороны, углов, центра, деления листа на несколько равных частей. Уточнять и закреплять названия геометрических фигур с успехом можно во время игр с конструктором, геометрической мозаикой, на занятиях по аппликации и рисованию. В ходе изодеятельности закрепляются также пространственные представления (что изображено ближе – дальше, слева – справа).

Предметно-игровая среда группы также должна содействовать формированию у детей интереса к активной мыслительной деятельности. В нашей группе организован уголок занимательной математики. В уголке имеется разнообразный счетный материал, наборы геометрических фигур, магнитная доска с набором фигурных магнитов, всевозможные измерительные приспособления, (весы, линейки, мерная посуда, стрелочные, электронные и песочные часы), богатый выбор деревянных конструкторов, геометрических мозаик, трафаретов. Я много лет собираю занимательные задания из различных детских журналов, они оформлены в виде папок, имеется подборка книг и рабочих тетрадей с математическими заданиями. В течение года этот материал постоянно обновляется исходя из интересов и возможностей детей. Я постепенно знакомлю детей с новыми играми и пособиями, стараюсь заинтересовать малоактивных детей, стимулирую их к самостоятельному поиску решений, формирую устойчивый интерес к занимательным играм.

Особое место в уголке занимают дидактические игры. В процессе занятий с ними у детей развиваются внимание, память, произвольное мышление, формируется умение сравнивать, обобщать, вычленять главное, в игре ребенок с легкостью усваивает даже трудный материал, не замечая, что его учат. Дети учатся слушать партнеров, придерживаться единых правил, соблюдать очередность игровых и речевых действий, подчинять свои интересы интересам коллектива, проигрывать без обид. В игре у детей развивается диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас, формируются обобщающие понятия, умение четко формулировать свою мысль, чтобы быть понятным окружающим, совершенствуется грамматический строй речи.

Огромное значение в организации эффективной работы с детьми имеет тесное взаимодействие с родителями воспитанников, выработка и соблюдение единых требований. Я знакомлю их с результатами диагностического обследования их ребенка, обращаю внимание на проблемные разделы и даю рекомендации по коррекции имеющихся нарушений. Кроме этого, раз в квартал я провожу открытые мероприятия, готовлю индивидуальные и групповые консультации.

Эффективность выбранного мною направления в работе подтверждается результатами диагностического обследования. [21] Общий уровень знаний, умений и навыков детей по разделу ФЭМП заметно вырос и приблизился к норме (85%).

Таким образом, опыт моей работы показывает, что такое комплексное решение программных и коррекционных задач в полной мере способствует формированию математических представлений у детей логопедической группы и обеспечивает им равные стартовые возможности при поступлении в начальную школу.

Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  2. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  3. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.
  6. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи: Пособие для логопедов, студентов педагогических вузов и родителей. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004.
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М.: Просвещение, 1988.
  8. Житникова Л.М. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2008.
  10. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие/ Н.Я. Семаго. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  11. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1990.
  12. Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/ Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А.А. Столяр, Т.М. Чеботаревская; Под. Ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1991.
  13. Фидлер М. Математика уже в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.
  14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.А. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.
  15. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Е.Л. Агаева и др., Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. – М: Просвещение, 1991.
  16. Тихомирова Л.Ф., Басова А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  17. Михайлова З.А, Иоффе Э.Н.. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2006.
  18. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  19. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. под ред. В.В. Юртайкина. – М.: Просвещение, 1984.
  20. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994.
  21. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.