Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Разделы: История и обществознание, Литература


На доске плакат:

“Имеет каждый век отличительную черту. Нынешний ознаменовался революционными идеями.
Дух преобразования заставляет… везде умы клокотать.
П.Пестель”

Цели урока:

  • воссоздать колорит эпохи, показать факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма;
  • раскрыть понятие высокого в истории и поэзии;
  • показать героику подвига, воссоздать их групповой портрет;
  • раскрыть романтику их творчества, углубить понятие революционного романтизма;
  • ввести понятие революционного романтизма.

Оборудование:

  • портреты декабристов, их высказывания, анализируемые тексты, дневники, письма, произведения поэтов-декабристов; толковые словари;
  • Библия, исторические документы(программные документы “Союза благоденствия и др.)

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Декабризм можно рассматривать как антиправительственный мятеж офицеров, т.е. вести речь об идеологических взглядах участников “Союза Спасения”, “Союза благоденствия”, о подготовке и ходе вооружённого выступления на Сенатской площади 14.12.1825 года, о казни, ссылке. Но декабризм можно рассматривать и как фактический исторический поступок. Яркой особенностью поведения декабристов было то, что это были люди действия, реального поступка. Готовность к поступку – самая заметная черта в облике декабристов. Литературным центром декабристов было “Вольное общество любителей российской словесности”, в сфере влияния декабристских идей находилась “Зелёная лампа”, свою литературную политику”(Н.Тургенев,М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались проводить в “Арзамасе”, а когда эта попытка окончилась неудачей, Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное общество”.Их печатными органами были “Труды “Вольного общества любителей словесности “, альманах А.Бестужева и К.Рылеева“Полярная звезда”(1823-1825г.г.), “Мнемозина” В.Кюхельбекера(1824г.),“Русская старина” А.Корниловича и В.Сухорукова(1825г.)Среди декабристов-литераторов были и разногласия, но было и принципиальное сходство, позволяющее говорить о системе декабристских эстетических идей. Поэты-декабристы способствовали развитию русской гражданской поэзии. Они с большей поэтической силой говорили о революционной роли поэзии, о преобладающем значении идеи в художественном произведении . В лирике и поэмах они показали образ положительного героя, который должен стать образцом патриотизма, мужества, свободолюбия. Наследство декабристов перешло к людям 60-х годов. Н.Шелгунов помещает статью К.Рылеева “Гражданин” в своей прокламации “К молодому поколению”. Некрасов откликается на рылеевскую формулу гражданского служения своими прославленными словами: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”– и пишет поэму о декабристах. При очевидной общностидекабристской поэзии каждый поэт шёл своим путём и сказал своё слово. Среди них В. Раевский, В.Кюхельбекер обратили взоры к истории, вниманию к слову.

2. Чтение учителем стихотворения А.Одоевского “умирающий художник”.

Вопросы:

– Каким вам видится А.Одоевский?

– Почему песня не допета?

– О чём говорит метафора “…кистью смелой”?

3. сообщение цели урока:

1. а) воссоздать эпоху декабризма в личностях поэтов и их творчестве, постигнуть, героику их подвига, высокий строй их душ;

б) понять смысл их противоречий; работа над высказываниями А.Бестужева-Марлинского и П.Пестеля.

Высказывания:

1. “Наша революция не будет стоить ни одной капли крови, ибо произведётся одной армией, без участия народа “(А.А.Бестужев – Марлинский”).

2. “С народом всё можно, без народа ничего нельзя “(П.Пестель).

Вопросы:

– О какой революции идёт речь? Что вы о ней знаете?

– Почему спорным оказался вопрос о народе? (выводы по каждому этапу урока дети записывают в тетрадь)

Ответы:

– Патриоты и свободолюбцы, декабристы много думали о тяжёлой судьбе народа, мечтали о его освобождении;

– боязнь самостоятельного народного движения , неверие в его силы (народ – слепая и неорганизованная сила), мысли о том, что “бурный мятеж” способен смести всё; – поиск средств, которые привели бы к победе революции без участия народных масс. Понимание наиболее продвинутыми декабристами, что это невозможно.

3. Работа с историческими документами.

Декабристы воспитаны на идеях Просвещения, они избирают путь тайных обществ (работа над приложением №2.Они лежат у каждого на парте).

Вывод:

Они верили в силу разума и считали возможным и необходимым воздействовать на “общее мнение”, прежде всего посредством литературы (введение понятия “народность”). Народный дух, героика видится декабристам в фольклоре, русском героическом эпосе.

4. Сравнительный анализ литературных текстов.

Вспомним творение русского героического эпоса (“Слово о полку Игореве”)

– Каковы его ведущие моменты?

Перед вами текст. Это “Мстислав Мстиславович (П. Катенин).

– Каков жанр произведения? (Историческая баллада)

– Что можно сказать о его назначении? (Акцент на внутреннем мире личности)

– Что роднит балладу П.Катенина со “Словом…”? (Стилистика)

Как проявляется в творчестве П.Катенина народность? (Внимание к русскому национальному характеру)

5. Работа с ключевым словом урока – “высокое”.

Роль языка. Вновь обратимся к Уставу. В нём был целый раздел “ Слово…”

Учитель зачитывает цитату: “ Посредством слова можно превозносить добродетель, унижать порок и показывать презрение к слабости. Члены, занимающиеся словесностью, должны на произведения свои налагать печать изящного, не теряя из вида ,что истинно изящное есть всё то, что возбуждает в нас высокие и к добру увлекающие чувства.

–Какая мысль привлекла в этом пункте Устава ваше внимание?(Мысль о высоком).

6. Работа со словарём.

– Что есть “высокое”? Найдите в толковом словаре ответ и запишите в тетради. – А ЧТО есть “высокое” в истории? – Составьте самостоятельно словарную статью к слову “высокое” в его историческом понимании. – А в литературе? Какие жанры можно отнести к высоким? (Баллада, ода).

Обратите внимание, что в литературе столь же высокий по своему внутреннему содержанию образ Поэта.

– Сопоставительный анализ поэтического текста и библейского.

– Как тема Поэта решалась в литературе?

– Как в поэзии Кюхельбекера? – Почему “Участь поэта” – ода?

– В чём идеал поэта-декабриста? (Словом заставить задрожать тиранов)

Ещё одна грань в творчестве декабристов – образ поэта-пророка.

Работа со словарем.

– Кто такой “пророк”? Записать в тетрадь.

Следует правильно понять и оценить пристрастие поэтов-декабристов к темам и образам, заимствованным из Библии. “Библия и Евангелие есть республиканский кодекс в устах искусного толкователя? (вспомнить об этом): стихотворение Г.Державина “Властителям и судиям”.

А теперь обратимся к стихотворению Ф.Глинки. По жанру – это послание. – К кому оно обращено? (Глинка обращается к Богу как к гражданину, который сочувствует идеалам политической борьбы. Он призывает к активности, к действиям. Псалмы Глинки будили гневные эмоции, они звучали как призыв к действиям сограждан. Это литература призвана воспитывать.)

– Как называются произведения, где ярко подчёркнуты назидательные, воспитывающие читателя цели?

– К какому литературному произведению можно отнести такую литературу?

Вывод: Глинка убеждён, что с помощью искусства можно разрешать конфликты между человеческими страстями нравственным долгом. Аллегория его насыщена атмосферой эмоций, обращена в глубины человеческой души, он открывает её сокровенную тайну. – Какую? (Разлад между земным бытиём и мечтой об идеале.)

– Какому литературному направлению это свойственно? (Элегии.) “Уже занимается заря свободы словесности и нравственности”.

– Что знаете о жанре элегии?

– Каков её лирический герой?

А теперь проследим мысли, чувства и настроения лирического героя стихотворения “К NN”.

– Что нового привносит поэт в жанр элегии? (Гражданственность, самоотречение от любви во имя долга, облик революционного романтика.)

7. Углубление историко-эстетических понятий.

“Ежедневная мысль, постоянная его идея была пробудить в душах своих соотечественников чувство любви к Отечеству…”

К.Рылеев (один из руководителей восстания) скажет о себе: “Я не поэт, но гражданин”. – В каком произведении мы встречались с концепцией воспитания гражданина? (В “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Радищева)

– Каким видит гражданина Рылеев?

Анализ оды “Я ль буду в роковое время…”

8. Итог урока.

А) Поэтическое творчество декабристов было одним из элементов их значимого, героического поведения. Несмотря на высокое значение их поэзии для истории русской литературы, всё-таки главный вклад декабристов в русскую культуру состоит в создании совершенно нового в России типа человека – человека, обладающего острым чувством собственного достоинства, человека, настроенного на решительные поступки, человека слова и дела. Развитие декабристской литературы было насильственно прервано. Она была разгромлена вместе с политическим движением. История декабризма, а вместе с тем и история декабристской литературы, не заканчивается 14.12 1825г.

Чтение стихотворения В.Кюхельбекера как продолжение идей и идеалов декабризма “Тень Рылеева”.

Приложение 1, Приложение 2

Список литературы.

  1. Антология “Декабристы”, т. 1. Л.,1975 г.
  2. А.Корнилов. Курс истории России XIX в., М.,1993.
  3. Литература в схемах и таблицах.
  4. Библия.
  5. Ожегов. Словарь русского языка.

Методическое обоснование урока.

При составлении урока учитывалась специфика каждого гуманитарного предмета: литературы и истории, т.к. они в системе выполняют очень важную функцию. История раскрывает пространственно-временные и причинно-следственные связи мирового процесса. Учащиеся изучают части эволюционного развития общества . Литература позволяет установить диалог в историко-культурном пространстве .Дети учатся выражать мироощущения в слове, становятся участниками развития общечеловеческой культуры. Задания на уроке составлялись, исходя из указанных предметных особенностей. Так, в уроке присутствовали сравнительный анализ литературных текстов, поэтического и библейского, наблюдались закономерности историко-литературного процесса, причинно-следственные связи происходящих в истории событий и явлений. Художественные идеи времени связывались с предшествующими и последующими звеньями историко-литературного процесса, изменялись во времени и хранили память об истоках. Работа с эстетически параллельными текстами на уроке позволяет осмыслить не только идеи времени в различных формах и жанрах, но и творческую и авторскую индивидуальность. Положительную роль на уроках сыграла работа со словарём. Учащиеся увидели картину литературного развития в целом.

Понимания исторической эпохи дают высказывания А.Бестужева-Марлинского и П.Пестеля, К.Рылеева, а также работа с историческими документами – Уставом “Союза благоденствия”, чтение Библии и Евангелие, введение понятия “народности”, работа с ключевым словом на уроке-“высокое”. Углубление историко-эстетических понятий происходит при анализе оды К.Рылеева “Я ль буду в роковое время”, где её постоянной идеей было “пробудить в душах своих соотечественников” чувство любви к Отечеству и как итог – чтение стихотворения В.Кюхельбекера “Тень Рылеева” – продолжение идей и идеалов декабристов.