Экологический маршрут "Живые памятники"

Разделы: Экология


Схема маршрута (Приложение)

Паспорт маршрута

  1. Местонахождение – правый берег реки Ваймуга: от дома С.В. Алексеева в северо-восточном направлении до площадки сосен Алексеева и в обратном направлении на юго-запад до опытного участка посадки лиственницы.
  2. Наименование экскурсионного маршрута – “Живые памятники”.
  3. Протяжённость маршрута- 1000 метров.
  4. Время прохождение маршрута – 1 час.
  5. Пеший способ передвижения посетителей по маршруту.
  6. Движение – от школы в сторону реки Ваймуга вдоль правого берега по течению реки, и в обратном направлении к школе.
  7. Землепользователь – муниципальное образование “Обозерское”.
  8. Постановление о создании маршрута – 28 .08.2011 приказ № 81.
  9. Назначение экологического маршрута – формирование экологической и исторической культуры населения, проведения экскурсионной и опытной работы, исследовательской деятельности.
  10. Режим пользования – проведение экскурсий, уроков, экологического мониторинга, и научно-исследовательская работа.
  11. Организации Общества охраны природы, участвующие в создании и использовании тропы –
  12. 1) МБОУ “Обозерская общеобразовательная средняя школа № 2”,
    2) Обозерский лесхоз.

  13. Наличие экскурсоводов на тропе и их категория – учащиеся МБОУ “ООСШ № 2”, 1 человек.
  14. Основные объекты осмотра:
    1. Дом С.В.Алексеева.
    2. Дендросад.
    3. Северная лесная опытная станция.

13.4. Площадка сосен Алексеева.

13.5. Тополя.

13.6. Опытный участок посадки лиственницы.

Введение

  Мир велик, и вполне понятно стремление людей увидеть как можно больше красивых мест, которыми так богата наша Земля. Но почему-то нам часто кажется, что самое интересное находится далеко от родного дома, от того края, где все привычно и неудивительно. В детстве нам снятся невиданные страны. Потом мы вырастаем, и далекие земли все сильнее притягивают наше воображение. А между тем нам просто не хватает умения взглянуть на привычное другими глазами, увидеть в обычном необычное. И тогда красота родного края станет полной удивительнейших загадок. А когда мы попытаемся узнать о нем хоть чуточку больше, чем знали раньше, он станет нам еще родней. Учитывая, как привлекательна природа в посёлке Обозерский, какие здесь имеются исторические значимые места, мы, учащиеся общеобразовательной средней школы N 2 посёлка Обозерский Плесецкого района, вместе с нашими учителями решили разработать литературно-экологическую тропу по родным местам.

Актуальность данной проблемы очевидна, так как проблема экологического, исторического и литературного воспитания среди молодежи стоит очень остро.

Объяснительная записка

Школьная экологическая тропаэто проложенный на местности экскурсионный маршрут, рассчитанный на учащихся и ценителей природы и истории. Предназначена для того, чтобы проводить учебную, просветительскую и пропагандистскую работу по охране историко-природных объектов, повышать экологическую, историческую и литературную грамотность экскурсантов.

Цели экологической тропы:

  1. Расширение у экскурсантов элементарных сведений об объектах;
  2. Совершенствование навыков умения видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и умения комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду;
  3. Совершенствование навыков исследовательской работы в природе.

Учебная экологическая тропа предназначена для школьников. Экологическая тропа является организованной, так как предназначена для прохождения с проводником.

В основу трассировки экологической тропы положена существующая дорожно-тропиночная сеть.

Тропа не представляет опасности и сложности для прохождения (не имеет крутых склонов, осыпей и т.д.)

Информативность достигается путем буклетов, рассказов экскурсовода, планировки самой тропы.

Предполагается, что в начале пути каждый участник сможет получить буклет с изображением маршрута и описанием каждого объекта

Создание учебной экологической тропы тесно связано с программным материалом для экологического кружка, а так же для обеспечения различного рода материалами школьного музея леса. Главное состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и деятельностью человека.

Объекты маршрута

Объект 1. Дом С.В. Алексеева

Сергей Венедиктович родился 10 июля в 1879 году в городе Павловск под Санкт-Петербургом. Семья Алексеевых была многодетной, после смерти отца в 1904 году Сергей (студент) имел материальные трудности. За участие в “студенческих беспорядках” в 1905 году был лишен права обучения в институте, но, в итоге, он все-таки закончил институт со званием ученого-лесовода 1 разряда в 1907 году.

Ранней весной 1910 года в деревеньку Малые Озерки, расположенную в двух километрах от станции Обозерская, приехал работать С.В. Алексеев. Он изучал процессы естественного восстановления хвойных лесов на вырубках; разработал упрощённый метод таксации северных лесов, способы очистки лесосек от порубочных остатков. Написал около 30 научных работ.

У истока речки Ваймуга возводят конторы, жилые и подсобные постройки, одними из них были контора лесничества, где работал Алексеев и его дом. Активная деятельность Алексеева положительно отмечается на XII съезде лесохозяев и лесопромышленников. В 1912 году на съезде он был выбран секретарем. В 1947 году С. В. Алексееву присуждена учёная степень доктора сельскохозяйственных наук без защиты диссертации.

Сергей Венедиктович Алексеев умер в 1957 году. И чем дальше уходит от нас время, в которое жил Сергей Венедиктович, тем важнее как личность становится он сам и его подвижнический труд во благо тайги.

Объект 2. Дендросад

Обозерский очаг лесного образования существует с 1910 года, когда было организовано впервые на Севере Лесная школа. Полвека готовили в этой школе специалистов, затем в лесотехническом техникуме и лесотехнической школе. В 1961 году было открыто ГПТУ №20. За весь период работы училища было выпущено2450 специалистов по лесным профессиям. Учащиеся не только учились, но и строили новое учебное здание, общежития, на территории училища заложили дендросад,, состоящий из различный культурных пород, таких как берёза, сосна, ель, лиственница, жимолость, бузина, лох серебристый, дуб, акация. Целью закладки дендросада было выращивание различных культурных растений с разных районов страны. Выращивание опытных культур на этом участке не предусматривалось. Одним из учащихся ГПТУ в 1962 г. был ныне действующий мастер Северного лесничества Зяблов Василий Борисович, который дал нам консультацию по сбору материала для создания объектов нашей экологической тропы.

Хотелось бы рассказать немного о таком редком для нашей местности растении как Лох серебристый, произрастающем на территории дендросада.

Лох серебристый - небольшое деревце из семейства лоховых с широкораскидистой кроной, высотой до 4 м. Родина — Северная Америка. Крона лоха серебристого весьма декоративна благодаря продолговато-яйцевидным, блестяще-серебристым листьям длиной до 10 см. Побеги рыжевато-бурые от покрывающих бурых и ржаво-бурых чешуек. Плодоношение начинается с 7-10 лет. Мелкие колокольчатые цветки, серебристо-белые снаружи, желтые внутри, располагаются по 1-3 в пазухах листьев. Они очень душисты. Плоды — шаровидные серебристые костянки, мучнистые и сладковатые на вкус, созревают в августе - сентябре.

Лох серебристый неприхотлив, светолюбив, но мирится с полутенью. Успешно может расти на различных по влажности и плодородию почвах. Зимостоек, но годичные побеги иногда подмерзают. Растет медленно. Хорошо переносит обрезку, дает очень много корневой поросли, распространяющейся далеко от материнского куста, на легких почвах до 8 м.

Размножается лох серебристый посевом семян сразу после сбора. Материалом для размножения лоха серебристого могут быть также отводки и корневые отпрыски. Можно размножать его путем деления кустов. Саженцы в питомнике выращиваются 3-5 лет.

В зеленом строительстве лох — ценный материал для создания контрастных пятен, эффектен для одиночных и групповых посадок. Непригоден для живых изгородей, так как дает много корневой поросли.

Объект 3. Северная лесная опытная станция

В 1931 году на базе ликвидированного лесничества была сформирована опытная группа во главе с С.В. Алексеевым, которая в 1948 году была преобразована в Северную лесную опытную станцию. Работники ЛОС отслеживали климатические показания и их влияние на рост и развитие культур леса. Работу не прекращали даже во время ВОВ. Впоследствии Северная ЛОС расширила работу и приступила к изучению важного вопроса – естественное и искусственное возобновление леса на вырубках и гарях, состояния сырьевых ресурсов баз лесозаготовителей, производительности труда на лесоразработках, а так же проводила различные исследовательские работы на пробных площадях. Одна из таких площадок получила в народе название “Площадка сосен Алексеева”.

Объект 4. Площадка сосен Алексеева

В 1927 по 1930 гг. лесничество во главе с С. В. Алексеевым были выполнены опытные посевы семян сосны на одной из пробной площади. В те годы на европейском Севере стремительно начали развиваться сплошные рубки, и, предвидя, что лесовосстановление вырубок станет острой проблемой, Алексеев приступил к созданию лесных культур в опытном порядке. В 1927 по 1930 гг. лесничество во главе с С.В. Алексеевым были выполнены опытные посевы семян сосны на одной из пробной площади. В те годы на европейском Севере стремительно начали развиваться сплошные рубки, и, предвидя, что лесовосстановление вырубок станет острой проблемой, Алексеев приступил к созданию лесных культур в опытном порядке.

Для посева опытных культур был подобран однородный по лесорастительным условиям участок площадью 22 гектара, где раньше был спелый сосновый древостой, и в 1925 году случился пожар. На месте образовавшегося пустыря и были созданы культуры. Данная площадка подошла по всем характеристикам для пробного высевания культур, где и произошла закладка будущих сосен. Для опытных культур семена сосны были привезены из Архангельска и сразу высеяны. На основании наблюдений за культурами в первые годы их жизни был сделан вывод, что лучшим оказался наиболее простой и наименее трудоёмкий способ огневой подготовки почвы. Возможность к изучению первого лесокультурного опыта появилась только в 1951 году, когда молодняку пошёл третий десяток лет.

По исследованиям 22-23-летних культур С. В. Алексеев отметил, что в густых посевах приживаемость почти в два раза выше, чем в редких. Более высокую эффективность густого посева он объясняет тем, что крупные биогруппы противостоят выжиманию морозом. А как же выглядят опытные культуры в настоящее время, в возрасте, перевалившим за полвека? Это уже вполне сформировавшиеся древостои с явным преобладанием сосны. Средняя высота колеблется от 16 до 23 метров, с запасом древесины на 1 га в среднем 300 кубометров. Как оказалось, древостои естественного происхождения не имеют таких высоких показателей.

Объект 5. Тополя

Площадь данного объекта была высажена саженцами тополя в начале 80-х годов прошлого века учащимися ГПТУ. Высадка саженцев была произведена с целью озеленения посёлка. Зимой становится относительно заметно вертикальное положение ствола тополя, что и послужило широкому распространению тополя в озеленении улиц и аллей в крупных городах. Но нашему посёлку эта порода культурных древесных растений не приглянулась, т к корневая система тополя очень мощная и её рост привёл к деформации почвы. Переросшие и перестоявшие тополя с выгнившей сердцевиной представляют большую опасность для людей, транспорта и хозяйственных построек возможностью своего неожиданного падения при сильных порывах ветра. Так называемый “тополиный пух” в период цветения чрезвычайно пожароопасен, а летучие вещества и пыль, поглощаемые пухом, вызывает у многих людей сильнейшие аллергические реакции.

Это крупные деревья высотой 40—45 м (до 60 м) и диаметром ствола более 1 метра. Крона шатровидная, яйцевидная, яйцевидно-пирамидальная или пирамидальная. Кора ствола трещиноватая, буровато-серая или тёмно-серая; ветвей — гладкая, серая или оливково-серая. Корневая система сильная, но большей частью поверхностная, уходящая далеко за пределы проекции кроны. Листья черешковые, очерёдные, голые или опушенные, от ланцетных до широкояйцевидных, форма листа зависит от побега, на котором находится, и от положения на этом побеге. Растение двудомное, иногда однодомное, цветёт до появления листьев или одновременно с ними; способность плодоносить наступает в 10—12 лет. Цветки собраны в цилиндрические, прямостоячие или провислые соцветия — серёжки (колосовидные кисти), опадающие по отцветанию или выпадению семян. Плод — коробочка, раскрывающаяся 2—4 створками. Семена мелкие, продолговатые или продолговато-яйцевидные, чёрные или чёрно-бурые, длиной 1—3 мм, при основании имеют пучок многочисленных тонких шелковистых волосков (“тополиный пух”). В 1 г более 1 000 семян. Древесина у тополей лёгкая, белая, мягкая, хорошо обрабатывается и используется очень широко в технических целях: как сырьё для бумаги, для получения искусственного шёлка, изготовления спичечной соломки, фанеры, простой мебели, пиломатериалов, тары, долблёных лодок и многого другого. Древесина также идёт на дрова и древесный уголь низкого качества, так как теплотворность дров тополя в 1,5 раза меньше теплотворности, например, берёзовых дров. Древесина тополя длительное время использовалась также при постройке железных дорог в качестве шпал. Из почек получают фиолетовую краску, из листьев — жёлтую.

Объект 6. Опытный участок посадки лиственницы

В конце 50-х годов прошлого столетия используя метод С.В. Алексеева посева и посадки культурных насаждений хвойных пород, работники лесной опытной станции (ЛОС) производили высадку саженцев на вырубленных участках леса. Остатки этих саженцев высаживали на этом участке для выявления влияния климатических условий Севера на рост культурных пород сосны, ели и лиственницы. На сегодняшний день на данном участке мы наблюдаем преобладание лиственницы. Несмотря на суровые климатические условия это культура прижилась на нашей территории, и теперь мы можем наблюдать её рост в разных уголках нашего посёлка.

Именно в этой точке маршрута мы решили исследовать экологическое состояние воздуха, используя простейший метод биоиндикации.

Использование простейших методов биоиндикации
в изучении загрязнений воздушной среды

Хвойные растения чувствительны к загрязнению среды. Они особенно сильно страдают от сернистого газа. Продолжительность жизни хвои у сосны составляет 3-4 года. За это время она накапливает такое количество сернистого газа, которое может существенно превысить пороговые значения.

Под влиянием токсиканта у сосны происходят следующие изменения:

  • уменьшение продолжительности жизни хвои;
  • отмирание побегов;
  • появление некрозов (омертвление тканей);
  • изреживание кроны.

Остановимся на этих признаках:

Хвоепад (листопад) у сосны происходит осенью. Зеленые хвоинки располагаются на прошлогодних и побегах этого года, а желтые на более старых, которым уже более 3 лет. Также у сосны происходит изреживание кроны, появляется много сухих веток, покрытых редкой короткой хвоей. Сернистый газ поглощается растением через устьица, растворяется в жидкой фазе клеток (цитоплазме) и вызывает отравление живых тканей. Скорость поступления фитотоксиканта сильно зависит от влажности воздуха и насыщенности листьев водой. Увлажненные хвоинки поглощают сернистый газ в несколько раз больше, чем сухие. Растение интенсивно накапливает в тканях серу. Молодые хвоинки (молодые деревья) активнее поглощают сернистый газ, чем старые. Поэтому возраст сосновой хвои указывает на степень загрязнения. При концентрации сернистого газа 1:1000000 хвоя сосны опадает. Фотосинтез полностью прекращается.

Появление некрозов (омертвление тканей) чаще проявляется на хвоинках сосны под влиянием загрязняющих веществ. Различают следующие виды некрозов:

  • краевой некроз (по краям хвоинки);
  • срединный некроз;
  • точечный – отмирание тканей листа в виде пятен, рассыпанных по всей поверхности хвоинки (схема №1).

Схема №1. Класс повреждения и усыхания хвои.

Изреживание кроны происходит в результате обесхвоенности (дефолиации), когда воздействие загрязняющих веществ (в том числе и сернистый газ) приводит к разрушению верхней части дерева.

Практические исследования

Для определения некрозов хвои мы обследовали сосны на опытном участке посадки лиственницы (рис. 1). Исследование происходило на пробных 5 деревьев, у которых из средней части кроны вырезают по одной ветви (сосны высотой не более 1.5 метра). Некрозы мы оценивали по шкале (см. схему № 1).

Результаты изучения хвойных деревьев

1. При определении присутствия некрозов мы выяснили: хвоя некрозом не повреждена, наличие сухих веток на вершине кроны не наблюдается, что говорит об отсутствии сернистого газа.

2. При определении изреживания кроны у сосны мы выяснили: хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второй ряд сверху) расположены густо. Верхняя часть дерева не разрушена. Изредка, до 5%, встречаются усыхания. Значит продолжительность жизни хвои не менее трех лет (2,5-3 года), что говорит о низкой степени загрязнения воздуха (воздух чист).

Выводы и заключение в изучении загрязнений воздушной среды

Проанализировав научные данные о сосне обыкновенной, мы изучили её индикационные способности. По появлению некрозов на хвоинках сосны можно судить о наличии в воздухе сернистого газа, хвоя не повреждена, что говорит об отсутствии загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей. У деревьев сосны хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второй ряд сверху) расположены густо. Изредка, до 5%, встречаются усыхания. Значит продолжительность жизни хвои не менее трех лет (2,5-3 года), что говорит о низкой степени загрязнения воздуха (воздух чист). По изучению состояния хвойных пород деревьев в данной местности можно сделать вывод, что воздух экосистемы посёлка Обозерский чист, никаких антропогенных воздействий на экосистему нет.

Заключение

  1. Экологическая тропа помогает расширить кругозор, активизирует процесс приобретения экологических, исторических знаний и навыков.
  2. Экологическая тропа способствует проведению наблюдений за данной территорией.
  3. Экологическая тропа способствует развитию творческих способностей детей.
  4. Экологическая тропа помогает организовывать лекции и разъяснительную работу с учащимися, проживающими в данном посёлке.

Рекомендации

  1. Продолжить работу на экологической тропе и в зимнее время (исследования).
  2. Привлекать к данной работе не только учащихся, а также больший круг учителей биологии, географии, химии, краеведения, так как моя работа имеет практическое значение, может служить дополнительным материалом при подготовке к урокам истории, краеведения и географии.
  3. Продолжить наблюдение и экологический мониторинг данной территории.

Литературный список

  1. А.Н. Захлебный - “Организация учебно-познавательной экологической тропы”.
  2. Ипатов Л.Ф., Зяблов В.Б., Косарев В.П., “Обозерский очаг лесной науки и образования”. - Архангельск, 2010.
  3. Работа с документами школьного музея.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2