Программа элективного предмета по физическому воспитанию "Культура здоровья"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка.

Необходимость изучения в школе курса “Культура здоровья” диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует. В рамках работы школ обязательное знание курса “Культура здоровья” необходима для поддержания высокого уровня умственной работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Культура здоровья -учение о здоровье. Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в обязательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья, основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека.

В основе дисциплины “Культура здоровья” лежат нормальная физиология, традиционные системы оздоровления, методика физического воспитания, учения о здоровом образе жизни. Предметом дисциплины “Культура здоровья” является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.

Предметом изучения дисциплины “Культура здоровья” является:

  1. здоровье как медицинская и социальная категория;
  2. механизмы формирования здоровья;
  3. методы оценки индивидуального развития здоровья;
  4. способы сохранения и укрепления здоровья;
  5. теория и методика здорового образа жизни.
  6. рассматриваются вопросы адаптации организма к неблагоприятным факторам внешней среды, актуальные экологические проблемы, вопросы рационального питания, закаливания организма.

Цель курса:

Вооружение учащихся знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни.

Задачи курса:

  • получение учащимися системы знаний о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья;
  • изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового образа жизни;
  • обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни;
  • изучение физиологических основ традиционных и современных оздоровительных систем;
  • ознакомление учащихся с различными оздоровительными системами физических упражнений.

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Выпускник должен знать:
– основы жизнедеятельности человека и здорового образа жизни;
– методы и способы сохраняющие и укрепляющие здоровье;
– факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
– физиологические основы рационального питания, расширение адоптивных возможностей организма, методики оздоровительной физической тренировки, личной гигиены;
– поведение человека в экстремальных условиях социума и природной среды;
– основные приемы и методы по реабилитации человека;
– основы семейной этики.

Выпускник должен уметь:
– определять уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности;
– давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
– составлять индивидуальные тренировочные программы по применению методов отдельных оздоровительных систем для различных категорий населения;
– применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека.

Тематика практических занятий.

  1. Методика определения конституции тела человека (определение типа телосложения, должного веса, содержание жировой и чисто массы и т.д..)
  2. Методика регистрации основных физиологических показателей организма человека и их оценка. (Определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, методика измерения кровяного давления.)
  3. Методы оценки состояния здоровья. Самооценка состояния здоровья.
  4. Методика проведения физкультурно-оздоровительных программ для сохранения и укрепления здоровья. Составление индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ.
  5. Основы рационального питания. Методика составления различных диет питания.
  6. Методика применения физических упражнений для коррекции осанки и плоскостопия. Профилактика заболеваний позвоночника при помощи специальных упражнений.

Учебно-тематический план.

Учебные разделы и темы В том числе
всего часов лекции практич. занятия форма контроля
1. Введение в дисциплину “Культура здоровья”. 2 2    
2. Биологические основы здоровья. 9 9    
3. Образ жизни и здоровья. 3 3    
4. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье. 6 6    
5. Биологические основы спортивной тренировки. 10 10    
6. Технология оздоровительной физической культуры. 2 2    
7. Физическая подготовка спортсменов. Физические (двигательные ) качества. 6 6    
8. Тематика практических занятий. 6   6  
9. Естественная среда и здоровье человека. 5 5    
10. Я и мое здоровье. 7 7    
11. Основы труда и отдыха. 5 5    
Практические занятия.

Учебно-тренировочные занятия:
– атлетическая гимнастика
– занятия по плаванию


 

5
3

 

 

 


 

5
3

Научно-практическая работа по теме
Итоговое занятие 1 1    
Итого: 70 56 14  

Содержание курса.

Темы и краткое содержание (лекционный курс).

Тема 1. Введение в дисциплину “Культура здоровья” (2 часа).

Занятие № 1–2.

Лекция. Здоровье как человеческая ценность.

Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия “болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Основные понятия и термины. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность жизни. Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья.

Тема 2. Биологические основы здоровья. (9 часов.)

Занятие № 3.

Лекция. Биохимические основы функционирования здорового организма человека.

Белки, жиры и углеводы. Витамины и их значение для поддержания здоровья. Влияние физической подготовки на здоровье человека.

Занятие № 4.

Лекция. Нервная ткань как система регуляции здоровья.

Методы повышения работоспособности. Учение о стрессе. Адреналин как гормон стресса.

Занятие № 5.

Лекция. Опорно–двигательный аппарат и здоровье.

Двигательная активность и здоровье. Роль правильной осанки для здоровья.

Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами.

Занятие № 6.

Лекция. Дыхание и кровообращение – 2 главных условия жизни.

Профилактика седечно-сосудистых заболеваний. Легочная вентиляция.

Транспорт кислорода и углекислого газа.

Занятие № 7–8.

Лекция. Пищеварение, рациональное питание и здоровье.

Питание необходимое жизненная потребность человека. Шесть классов питательных веществ (углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода). Основы рационального питания человека. Питание в здоровом образе жизни. Ожирение и здоровье. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.

Занятие № 9.

Лекция. Врачебный контроль.

Задачи и формы врачебного контроля. Самоконтроль занимающихся за состоянием своего здоровья.

Занятие № 10.

Лекция. Пищеварение и диетология.

Питание и применение пищевых добавок. Основы питания и применения пищевых добавок в оздоровительной физической культуре. Планирование рациона питания и применения пищевых добавок в зависимости от цели.

Занятие № 11.

Лекция. Спортивное питание.

Опасность стероидов.

Тема 3. Образ жизни и здоровье (3 часа).

Занятие № 12.

Лекция. Здоровый и нездоровый образ жизни.

Традиционные основы здорового образа жизни. Здоровый и нездоровый образ жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – основа долголетия. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека.

Занятие № 13–14.

Лекция. Физическая основа и здоровье.

Физическая основа и здоровье человека. Двигательная активность – жизненно необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия и здоровье. Сердечно – сосудистые заболевания и физическая активность. Потенциал здоровья и его реализация. Выбор физических упражнений для укрепления здоровья и физической подготовленности. Основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Методы оздоровительной тренировки для сохранения и развития физического здоровья.

Тема 4. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье (6 часов).

Занятие № 15.

Лекция. Окружающая среда и здоровье.

Образ жизни и экология. Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня. Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание. Закаливание организма.

Занятие № 16–17.

Лекция. Курение и здоровье.

Распространенность курения в России и влияние курения на продолжительность жизни. Компоненты табачного дыма, влияние курения на здоровье. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Что должны делать специалисты (врачи, педагоги, психологи) по профилактике курения. Способы преодоления курения.

Занятие № 18.

Лекция. Сезонный образ жизни.

Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость.

Занятие № 19.

Лекция . токсикомания, наркомания и здоровье.

Вредные привычки и их социальные последствия. Виды токсикомании и последствия при их длительном употреблении. Виды наркомании и последствия при их употреблении. Необратимые последствия употребления наркотиков. Профилактические мероприятия.

Занятие № 20.

Лекция. Пьянство и здоровье.

Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени. Физиологические механизмы опьянения. Умение не приобщаться к пагубным привычкам.

Тема 5. Биологические основы спортивной тренировки (10 часов).

Занятие № 21.

Лекция. Понятие “Спортивная форма”.

Основные понятия теории спортивной тренировки.

Занятие № 22–26.

Лекция. Физическая, техническая, тактическая, психологическая, морально – волевая подготовка спортсменов (5 часов).

Занятие № 27.

Лекция. Основы развития физических качеств.

Занятие № 28.

Лекция. Основы технической подготовки.

Занятие № 29.

Лекция. . Основы психологической подготовки.

Занятие № 30.

Лекция. Средства и методы физической, технической и психологической подготовки.

Тема 6. технология оздоровительной физической культуры (2 часа).

Занятие № 31–32.

Лекция. Понятие – здоровье.

Теоретические основы наиболее распространенных вариантов оздоровительной физической культуры (фитнеса). Технология и практика проведения оздоровительных тренировок. Технология проведения оздоровительных тренировок в тренажерном зале. Технология проведения групповых программ и персональных тренировок оздоровительной направленности.

Тема 7. Физическая подготовка спортсменов.

Физические (двигательные ) качества (6 часов).

Занятия № 33.

Лекция. Сила как физическое качество.

Методы развития силы. Средства развития силы и силовой выносливости.

Занятие № 34.

Лекция. Быстрота.

Методы и средства скоростной подготовки.

Занятие № 35.

Лекция. Понятие о выносливости.

Виды и показатели выносливости. Методика развития.

Занятие № 36.

Лекция. Гибкость.

Методика развития гибкости.

Занятие № 37.

Лекция. Понятие ловкости. Ее виды.

Занятие № 38.

Лекция. Понятие прыгучести.

Тема 8. тематика практических занятий (6 часов).

Занятие № 39.

Практическое занятие.

Методика определения конституции тела человека (определение типа телосложения, должного веса, содержание жировой и чисто массы).

Занятие № 40.

Практическое занятие.

Методика регистрации основных физиологических показателей организма человека и их оценка. (определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной деятельности, методика измерения кровяного давления).

Занятие № 41.

Практическое занятие.

Методы оценки состояния здоровья. Самооценка состояния здоровья.

Занятие № 42.

Практическое занятие.

Методика проведения физкультурно-оздоровительных программ для сохранения и укрепления здоровья. Составление индивидуальных физкультурно-оздоровительных программ.

Занятие № 43.

Практическое занятие.

Основы рационального питания. Методика составления различных диет питания.

Занятие № 44.

Практическое занятие.

Методика применения физических упражнений для коррекции осанки и плоскостопия. Профилактика заболеваний позвоночника при помощи специальных упражнений.

Тема 9. естественная среда и здоровье человека. (5 часов.)

Занятие № 45–49.

Лекция. Природная среда как фактор здоровья.

Лечебные и болезнетворные факторы среды. Связь здоровья человека с разными природно-климатическими и производственными условиями. Влияние техногенных факторов на здоровье человека. Влияние ускоренного ритма жизни, усиление нервно – эмоциональных нагрузок, химического и физического загрязнения на здоровье человека. Организм человека – “концентратор” загрязнений окружающей среды. Техногенные вещества, поглощение их человеком с воздухом, водой, пищей. Техногенные болезни, пути профилактики. Болезни цивилизации (сердечно – сосудистые заболевания, психические расстройства и др.) и их профилактика. Человек и физические загрязнители среды (вибрация, радиоактивные излучения, электромагнитные поля, шум и т.д.) их влияние на психическое и физическое здоровье. “Химизация” организма человека, ее последствия. Культура пользования химическими средствами, их рациональный выбор. Лекарственная химизация человека. Болезнь и лекарства, культура потребления лекарства. Проблема качества воды: свойства воды, бактериальный и химический состав. Стандарты качества воды. Методы улучшения качества воды.

Тема 10. Я и мое здоровье (7 часов).

Занятие № 50–51.

Лекция. Современная наука гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья.

Задачи современной гигиены . Зарождение гигиены как науки. Разделы гигиены: “Гигиена труда”, “Гигиена питания”, “Школьная гигиена” и др. Личная гигиена-комплекс рекомендаций ,направленных в адрес каждого человека. Связь гигиены с науками о человеке (анатомия и физиология). Гигиена кожи, защитные и рецепторные функции кожи, их значение для здоровья. Рациональный выбор косметических средств для ухода за кожей и волосами. Гигиена одежды и обуви, ее рациональный выбор. Сезонные требования к одежде и обуви.

Занятия № 52.

Лекция. Гигиена жилища.

Микроклимат жилых помещений. Естественное и искусственное освещение и вентиляция воздуха. Пути оптимизации микроклимата жилища. Фитодизайн.

Занятие № 53.

Лекция. Дыхание и здоровье.

Оптимальный режим дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика, ее влияние на организм человека. Влияние запахов на организм человека. Влияние запаха растений на некоторые функции организма человека. Аэрофитотерапия, ароматерапия.

Занятие № 54.

Лекция. Сбалансированное питание.

Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья, физическое развитие, продолжительность жизни человека. Рациональное питание. Основные правила питания.

Занятие № 55–56.

Лекция. Витамины.

Витамины, их значение для организма, минеральные вещества. Биологическая ценность кальция, калия, фосфора, магния и др. Роль микроэлементов (йода, фтора, меди, цинка и др.). Нормы минеральных веществ в пищевых рационах. Факторы. определяющие усвояемость пищи. СПИД – мифы и реальность. Организмы переносчики и возбудители болезней. Инфекционные болезни, признаки, предупреждение и борьба с ними.

Тема 11. Основы труда и отдыха (5 часов).

Занятие № 57–62

Лекция. Режим труда и отдыха.

Работоспособность – важное качество человека. Необходимость чередования труда и отдыха. Изменение работоспособности в течение дня, недели, месяца, года, нескольких лет. Стресс и работоспособность.

Физическая активность как условие нормального протекания жизненных процессов. Культура физической активности. Последствия малоподвижного образа жизни (гиподинамия). Физические упражнения как универсальный стимулятор и восстановитель умственной и физической работоспособности. Сон как главное средство восстановления работоспособности. Нарушение сна, их причины и профилактика. Вред систематического употребления снотворных препаратов. Гигиена умственного труда. Приемы, способствующие повышению продуктивности учебного труда, правила гигиены при выполнении домашнего задания, двигательный режим при выполнении домашних заданий.

Закаливание как один из факторов здоровья, путей устойчивости к действию неблагоприятных факторов среды. Понятие закаливание. Способы закаливания. Целебные силы природы и их воздействие на организм человека. Фитотерапия.

Занятие № 63–66.

Учебно-тренировочные занятия (5 часов).

Атлетическая гимнастика – физические упражнения локального воздействия с отягощениями и без отягощений на основные мышечные группы. Комплексы упражнений на тренажерах.

Занятие № 67–69.

Учебно-тренировочные занятия (3 часов).

Плавание. Вода дарит здоровье. Плавание и сколиоз. Плавание и сердечнососудистая система.

Занятие № 70.

Итоговое занятие.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  • Что такое здоровье и болезнь?
  • Какие факторы определяют здоровье?
  • Почему наркомания не излечима?
  • Что называется стрессом?
  • Что называется артериальным давлением?
  • Что такое варикозное расширение вен?
  • Каковы последствия гипервентиляции?
  • К каким последствиям ведет голодание?
  • Образ жизни и здоровье.
  • Что означает понятие “традиционные основы здорового образа жизни”?
  • Каковы основные факторы здорового образа жизни?
  • Что такое гиподинамия и как она влияет на здоровье?
  • Каковы основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта?
  • Как влияет экологическая обстановка на здоровье?
  • В чем состоит значение режима дня?
  • Что такое закаливание организма?
  • Каковы способы преодоления курения?
  • Каков физиологический механизм наркотической зависимости?
  • Как влияет алкоголь на организм человека?

Тематика рефератов, научно-практических работ.

  • Влияние экологических факторов на здоровье и методы противодействия по следствиям вредных экологических влияний.
  • Принципы здорового питания.
  • Мифы о питании. Теория и практика здорового питания.
  • Методы безопасной коррекции веса.
  • Механизмы наркотической зависимости.
  • Механизмы пагубного воздействия алкоголя на организм человека.
  • Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья.
  • Основной вопрос медицины – здоровый образ жизни.
  • Физиологические аспекты йоги.
  • Стресс и доступные методы его преодоления.
  • Погода и здоровье. Метеозависимость.
  • Влияние кофеина на организм человека.
  • Природные факторы здоровья человека.
  • Синдром хронической усталости и пути его профилактики.
  • Гигиена умственного труда.
  • Методы самооценки состояния здоровья.

Учебно-методическое обеспечение курса.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. – М.: Издательская фирма “КРУК”, 1998.
  2. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь./ Под ред. А.С.Батуева. – СПб: “Питер”, 2002.
  3. Брэтмен С. Нетрадиционная медицина. Плюсы и минусы двадцати методов лечения. СПб: Питер,1997.
  4. Егоров И.В. Клиническая анатомия человека. Ростов – на – дону: Феникс, 1997.
  5. Конышев В.А. Кому что есть. Раздумья о пище. Москва:ФиС, 1998.
  6. Медицинский справочник тренера.– М.: “ФиС”, 1981.
  7. Минвалеев Р.С. Похудеть без вреда. Очерки прикладной физиологии. –СПб: “Питер”, 2002.
  8. Минвалеев Р.С. Коррекция веса. Теория и практика здорового питания. СПб: “Питер”, 2001.
  9. Пенелона Оуди. Полный медицинский травник. Практическое руководство по траволечению. – М.: “Дорлинг Киндерсли Лимитед”, “Слово”, 2000.

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. Бабушкин А. Баня: дом здоровья. – СПб: “Питер”, 2000.
  2. Бирюков А.А. Эта волшебная баня. М., Советский спорт, 1991.
  3. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Перевод с англ. Москва: Мир, 1988.
  4. В.М. Дильман Большие биологические часы. – М.: “Знание”, 1986.
  5. Вл. И. Даль. Пословицы русского народа.
  6. Д.Эберт. Физиологические аспекты йоги. Пер. с нем. Минвалеева Р.С. – СПб,1997.
  7. Девятова М.В. Нет – остеондрозу.-СПб: Комплект, 1997.
  8. Зильбер А.П. За здоровьем – в сауну! – Петразаводск, 1991.
  9. Кещева. Р.П. Табакокурение и мозг. – М. :Наука, 1991.
  10. Селье Г. На уровне целого организма. – М.:Наука, 1972.
  11. Дубров А.П. Лунные ритмы у человека (краткий очерк по селеномедецине). – М.:Медицина, 1990.