Урок окружающего мира "Многообразие животных", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Название проектной задачи

Многообразие животного мира

Предмет Окружающий мир
Класс 3
УМК, автор Школа России, А.Плешаков
Тип задачи Предметная проектная одновозрастная рефлексивная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
  • Использование предметных знаний учащихся в практической деятельности.
  • Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
  1. Понимание учащимися основания для классификации групп животных, распознавание некоторых видов животных.
  2. Изготовление дидактических игр с использованием знаний по предмету.
  3. Умение творчески подходить к выполнению практической работы.
  4. Умение сотрудничать в малой группе.
  5. Взаимоконтроль и взаимооценка в процессе решения проектных задач.
Планируемый педагогический результат
  • Каждый ученик сможет оценить уровень своих знаний и умений в рамках предметного материала, изученного по теме “Разнообразие животного мира”.
  • Учащиеся покажут умения работать в малой одновозрастной группе и создадут конечный “продукт” – набор дидактических игр, объединённых общей темой.
Способ и формат оценивания результатов работы

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.

Получившийся в ходе работы “продукт” предлагается для оценивания другой группе (или присутствующим на уроке гостям) через апробирование данного набора дидактических игр.

На этапе рефлексии проходит самооценка процесса и результатов работы при решении проектных задач.

Оборудование и материалы

Набор текстовых заданий в нескольких видах, планирование работы малых групп в виде алгоритма, листы ватмана, карандаши и фломастеры, маркеры, ножницы, клей, трафареты, картинки, линейки, ластики. А также книги для дополнительного чтения.

Компьютер, медиапроектор, презентация.

Замысел проектной задачи

Центральным действием при решении данной проектной задачи по теме “Разнообразие животного мира” является создание набора дидактических игр. Для того чтобы прийти к конечному “продукту”, учащимся необходимо создать несколько игр, пользуясь известными приёмами изображения животных, опираясь на знания об отличительных признаках разных групп животных, а также на известные правила проведения некоторых дидактических игр. Таким образом, учащимся придётся выступить в роли творческого изобретателя, художника-оформителя, составителя и координатора. Создавая данный набор игр, детям предлагаются для изготовления разные виды конкретных дидактических игр. Ребята самостоятельно выстраивают логику игры, оформляют и наполняют её необходимыми материалами, преобразуя его и выдерживая поставленную данной игрой цель.

У данной проектной задачи нет единственного правильного варианта решения. Каждая группа создаёт свой “продукт”, и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для ребят, а действие оценивания не формальным. Т.е., проектная задача будет считаться решённой, если другие группы смогут поиграть в предложенную им игру, которая будет соответствовать всем правилам её проведения. Предполагается использование “продукта” на занятиях в ГПД, а также как подарок младшим друзьям – дошкольникам из Центра “Детские ладошки”.

Учащиеся объединяются в группы по 4 человека. На решение данной проектной задачи отводится 1 час.

Результат, который должны получить дети:

Набор дидактических игр, в которых с помощью рисунков, фотографий, использования малых фольклорных жанров представлено разнообразие животного мира.

Описание проектной задачи.

– Вспомните, какую большую тему мы изучаем с вами по окружающему миру? (Разнообразие животных)

– Вы уже учитесь в 3 классе и знаете множество животных. Проверим?

Кто хитрый, как…
Кто колючий, как…
Кто упрямый, как…
Кто трусливый, как…
Кто неуклюжий, как…

– Продолжим игру в ассоциации?

Горб (верблюд)
Клешни (рак)
Жабры (рыба)
Клыки (волк)
Жало (змея, пчела)

– Мы начали урок с игры в ассоциации. Понравилось?

– А вот другая игра “Наборщик”. Попробуйте расшифровать слово: ЯОООИЛГЗ

(Зоология) (Слайд 1)

– Что такое зоология? (наука о животных) (Слайд 2)

– Да, как много на свете хороших и интересных игр. А вы, ребята, любите играть?

– Вот и результаты нашего социологического опроса показали, что детей, которые любят играть в 7 раз больше, чем детей, которым либо некогда играть, либо игры их не интересуют. (Слайд 3)

Рисунок 1

– Также был проведён опрос и взрослых: часто ли они играют со своими детьми? И выяснилось, что взрослых, которые находят время играть со своими детьми в 3 раза меньше, чем родителей, которым некогда или они просто не любят совместные с детьми игры. (Слайд 4)

Рисунок 2

– Кроме того, ни от кого не секрет, что в последнее время компьютерные игры вытесняют всё больше и больше другие настольные и печатные игры. А знаете ли вы, сколько времени можно проводить перед экраном компьютера ребёнку? (не более 15 минут в день)

– Но есть ещё одна проблема, быть может, для большинства из нас очень важная. А знаете ли вы, сколько стоит в магазине в среднем одна настольная игра?

– Исходя из всего выше сказанного, я предлагаю вам самим создать набор дидактических игр для игры в ГПД, на переменах или как подарок для наших маленьких друзей из Центра подготовки к школе “Детские ладошки”. Условие одно: созданная вами игра должна соответствовать теме “Разнообразие животных”.

– Какие вы можете предложить игры для нашего набора? (предложения детей)

ЛОТО

КРОССВОРД

ДОМИНО

ЧАЙНВОРД

Набор игр “Мир животных”

МОЗАИКА

СОСЧИТАЙ

ЛАБИРИНТ

НАЙДИ 5 ОТЛИЧИЙ

Рисунок 3

Задание группам.

– Вам предлагается создать пять разных игр из нашего будущего набора. Таким образом, работать мы будем в пяти малых группах. Используйте различные материалы и инструменты, а также статьи книг и журналов. Помочь вам смогут алгоритмы (планы) работы над созданием той или иной игры.

Комментарий к заданиям.

ЛОТО

Это настольная игра, смысл которой заключается в том, чтобы найти и закрыть такую же картинку.

Алгоритм создания игры лото:

  • Приготовьте 4 игровые карточки, каждая из которых состоит из трёх строк и восьми клеток. В каждой строке заняты только по 5 клеток, остальные – пустые.
  • Разместите по 5 картинок в каждом ряду так, чтобы они соответствовали группам животных:
черви или  моллюски паукообразные насекомые земноводные пресмыкающиеся рыбы птицы звери
  • Приготовьте 50 фишек.
  • Наклейте на картонки картинки всех животных из лото и положите их в непрозрачный мешочек.

КРОССВОРД

Это головоломка по разгадыванию слов. Он представляет собой фигуру, разбитую на квадраты, которые надо заполнить в соответствии с разгаданными словами.

Алгоритм создания кроссворда:

  • Подумайте, какое слово в вашем кроссворде будет ключевым? Впишите его в центр кроссворда.
  • Подберите загадки или задания так, чтобы в отгадках были буквы ключевого слова.
  • Расположите загадки вокруг кроссворда и пронумеруйте их.
  • Обведите столько клеток, сколько букв в каждой отгадке и поставьте соответствующий номер перед словом.
  • Вставьте кроссворд в прозрачный файл, чтобы можно было использовать вашу игру многократно.

МОЗАИКА

Это головоломка по складыванию целой картинки из составных частей. Она представляет собой картинку, разбитую на произвольные неровные части, которые надо сложить встык.

Алгоритм создания мозаики:

  • На альбомном листе нарисуйте картинку и расположите её на весь лист.
  • Раскрасьте картинку.
  • По линейке карандашом разделите картинку на несколько частей различной формы.
  • Разрежьте картинку по этим линиям.
  • Сложите детали в конверт.

СОСЧИТАЙ. КОГО БОЛЬШЕ?

Смысл игры заключается в том, чтобы среди множества контуров изображений двух одинаковых видов картинок найти их все, сосчитать и определить каких картинок больше. Главное, чтобы контуры пересекались, накладывались один на другой.

Алгоритм создания игры “Сосчитай. Кого больше?”

  • Выбери на трафарете два изображения, которые вы используете в игре.
  • На альбомном листе обведите по трафарету оба контура несколько раз, причём один контур должен пересекаться с другим, чтобы сразу трудно было различить.
  • Заполните весь лист этими изображениями.
  • Сверху напишите название игры.

НАЙДИ 5 ОТЛИЧИЙ:a

Смысл игры заключается в том, чтобы на двух одинаковых, на первый взгляд, картинках найти 5 отличий.

Алгоритм создания игры “Найди 5 отличий”

  • Альбомный лист разделите пополам, положив его горизонтально.
  • На одной половине листа нарисуйте картинку.
  • Используя ксерокс, сделайте копию на вторую половину листа.
  • Дорисуйте на одной из картинок 5 дополнительных деталей, при этом вторую картинку не меняйте.

Презентация

Теперь необходимо опробовать созданную вами игру. Если в процессе игры кто-то выйдет победителем, а кто-то побеждённым, или играющий индивидуально решит задачу, значит, созданная вами игра целесообразна.

– Пробуя свою игру на одноклассниках, ведущие должны сначала объяснить правила этой игры. По окончании игры все справившиеся с заданием игроки получат призы.

Итог урока

– Итак, наш урок подошёл к концу. Я предлагаю вам оценить по 10-балльной шкале, которая лежит перед вами, работу на этом уроке.

  1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта проектная задача по созданию вашей игры.
  2. 0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

  3. Оцени, насколько сложным для тебя оказалось предложенное задание.
  4. 0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

  5. Оцени свой вклад в решение задания (насколько ты оказался полезен своей группе)
  6. 0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

  7. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
  8. 0

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

  9. Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? (Обведи.) ДА НЕТ
  10. Каково сейчас твоё настроение?

 

– Спасибо за работу. Молодцы! Созданные вами игры мы можем преподнести в подарок для ГПД или в младшие классы.