Открытое занятие кружка по теме "Изготовление картины в технике выкладывания бисером"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цели:

  1. Пополнить знания учащихся об истории техники оклеивания бисером, закрепить навыки работы в этой технике.
  2. Способствовать развитию мелкой моторики, развитию пространственного воображения.
  3. Способствовать развитию художественного вкуса учащихся; воспитывать навыки коллективного творчества; воспитывать любовь и уважение к истории родного края.

Оформление кабинета: работы учащихся текущего учебного года; раскладушка «Удивительный мир «Волшебного бисера», «Рукотворные чудеса»; информационные стенды «Азы бисерной грамотности», «История бисероплетения»; тематическая мини-выставка книг по бисероплетению.

Оборудование занятия: мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Материалы и инструменты для практической работы: бисер разных цветов, клей ПВА, иглы, салфетки для бисера, менажницы, заготовки для оклеивания бисером (работа начата на прошлом занятии).

Презентация

Содержание занятия

I. Организационный момент.

1.1. Приветствие учащихся

1.2. Проверка готовности к занятию

II. Театрализованная мини-презентация кружка.

- Вступительное слово учителя:
Мы начнем урок обычный
Сказкой Пушкина привычной.
Ведь в России этот сказ,
Знает каждый без подсказ.

Только сказка не простая!
Расчудесная какая!
Речь пойдет в ней все о нас.
Ну, начнем не торопясь?

(На лавках сидят три девочки, каждая из которых занята рукоделием.)

Три девицы под окном
Ткали поздно вечерком.
- «Кабы я была царица»,-
Молвит первая девица,
«То навесь бы мир одна,
Ожерелье создала!

Ожерелье не простое!
Диво-дивное какое!
Чтоб сверкало ярче всех!
В нем я буду лучше всех!»

- «Кабы я была царица», -
Говорит ее сестрица,
«То на весь бы мир одна,
Я цветочек собрала.

Чтоб цветочек маленький,
Был бы яркий, аленький,
Чтоб на весь крещеный мир,
Он волшебный самый был!»

- «Кабы я была царица», -
Молвит третья сестрица,
«Я б на весь бы мир одна
Лик святой бы соткала.
На него бы все молились,
Божьей Матери дивились.
Чтобы Матушка святая,
Светом землю озаряя,
Помогала людям всем,
Чудеса являла всем".

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.

(Входит царь, в сопровождении писаря.)

Во все время разговора
Он стоял позадь забора.
Речь последней, по всему,
Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица!»
- Говорит, войдя в светлицу.
Будь царицей. Так и быть.
И к исходу февраля
Лик святой увижу я.

Вы ж голубушки, сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.

Пусть все будет, как желали,
Пусть все будет, как мечтали.
Вот вам, чудо-мастерская!
В ней работа не простая.

Чтобы в ней вы день за днем,
Мастерством своим, трудом,
Все изделья создавали,
Нашу школу прославляли.

(Писарь записывает слова царя)

Вот на том и порешим!
Пусть все будет, как и в старь!
Порешил так государь!

Долго ль, коротко то было,
Только в гости к нам приплыло
Много славнейших гостей,
Чтоб одним глазком, немножко
Посмотреть на чудо то,
Что в станице нашей славной,
Происходит постоянно.

Здесь же чудо есть такое:
Проживают мастерицы
В школе, в царской той светлице,
Посреди большой станицы.
Все умеют мастерить,
Бисером всех удивить!
Все изделия не простые!
Диво-дивное какие!
Мы расскажем вам о том,
Что нашли в дворце мы том.

Чудесам здесь нет конца!

Есть цветов волшебных сад.
Огоньками все горят.
Все из бисера цветочки,
И листочки здесь, и почки!

Бисеринок миллион,
Медной проволокой скреплен.
Каждый маленький цветочек,
Нами посажен в горшочек,
Чтобы весь крещеный люд,
Красотой дивился тут.

Тут же есть волшебный дом.
Ель растет перед окном.
Проживает в доме белка.
Это, право, не безделка!

Белка песенки поет
И орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра чистый изумруд!
Дети белку берегут.

Три девицы там же есть,
Что не можно глаз отвесть!
Платья девушек сверкают,
Днем свет божий затмевают,
Ночью звезды заменяют.
А коль надо, могут тут
Всех девиц одеть как кукол.

И повсюду ожерелья,
Словно ценные каменья,
Здесь лежат и там и тут,
Все трудами этих рук.

Есть цветочек непростой.
Сияет дивной красотой!
Тот цветочек в рамочке,
Подарю я мамочке.

А еще средь тихих вод,
Лебедь белая плывет.
Бисеринки в ней блистают,
Словно перышки играют!

Вот какие мастера здесь работают всегда!

Сказка скоро говорится.
Дело мешкотно творится.
Посему, позвольте нам.
Перейти к своим делам (Слайд 1)

III. Сообщение темы занятия. Краткая теоретическая часть.

В течение нескольких занятий мы с вами осваиваем новый для нас метод изготовления изделий с использованием техники оклеивания бисером.

- В чем же этот метод заключается?

- Когда впервые стали использовать технику оклеивания бисером?

(Учащиеся дают краткую историческую справку, сопровождая свой рассказ кадрами мультимедийной презентации.)

Впервые технику оклеивания изделий бисером стали применять в XVII веке (Слайд 2). По свидетельству известного русского историка И.Е. Забелина в некоторых покоях Московского Кремля «стены покрывали клейстером или клеем и по этому грунту насыпали стеклярус. Такой способ украшения стен называли «французскими обоями».

В создании композиций настенных панно принимали участие даже царствующие особы. Например, сама императрица Екатерина II принимала участие в создании таких композиций.

- Кто нам расскажет, как этот метод раньше назывался?

(Выкладка бисером)

- Как изготавливались изделия, выполненные в технике выкладки бисером?

(Ранее для изготовления, например картины, брали заготовку, заливали ее расплавленным воском (Слайд 3). На воздухе воск быстро застывал, оставляя на заготовке тонкий, полупрозрачный слой. Затем, мастерица одну за другой выкладывала бисеринки. Чтобы бисеринки прочно держались на заготовке, приходилось слегка нагревать бисеринку над пламенем свечи. Горячая бисеринка, соприкасаясь со слоем воска, расплавляла его и при застывании надежно закреплялась на поверхности. Таким способом закреплялись, т. е., «выкладывались» все бисеринки.)

- Конечно, выкладывать бисеринки на расплавленный воск очень трудно. Поэтому, мы заменяем воск на клей ПВА. Этот клей позволяет надежно закрепить бисеринки на поверхности заготовки. Он безопасен в использовании и недорог.

Так что мастерице остается только запастись терпением.

IV. Актуализация опорных знаний.

На прошлом занятии мы с вами уже начали выполнение картины в технике оклеивания бисером (Слайд 4). Изготовление задуманной нами картины занимает много времени, поэтому мы разбили нашу картину на части. Каждому из вас достались фрагменты общего полотна, которые вам предстоит оклеить бисером. Наша работа по оклейке фрагментов почти завершена. У каждого остался незаконченным лишь маленький кусочек.

- Что нам понадобится для завершения работы (Слайд 5)?

(Клей ПВА, иглы, салфетки для бисера)
- Давайте вместе вспомним этапы оклейки бисером заготовки (Слайд 6 -9).

(Учащиеся, вместе с учителем, комментируют основные этапы работы, сопровождая свой рассказ кадрами мультимедийной презентации)

- При выполнении любого дела нельзя забывать о важных правилах. Каких (Слайд 10)?

(Правила техники безопасности)

- Каковы правила безопасной работы с клеем? Иглами?

(Ребята вспоминают правила техники безопасности при работе с иглами, клеем).

V. Самостоятельная практическая работа учащихся.

Ребята заканчивают оклеивание бисером отдельных заготовок.

В ходе работы учитель делает целевые обходы рабочих мест учащихся, оказывает помощь, помогает исправить ошибки и неточности в работе.

(Во время практической работы учащихся звучит классическая музыка).

Учащиеся первыми закончившие работу над своим фрагментом, оказывают помощь своим товарищам.

- Работа по оклейке отдельных фрагментов закончена. Теперь нам остается собрать картину из кусочков в единое целое и оформить ее в раму.

(Учащиеся располагают свои кусочки на общем фоне, закрепляя фрагменты клеем ПВА. Работа помещается в раму).

VI. Подведение итогов занятия

- Ребята, посмотрите на картину. Что у нас получилось? Вам знакомо это изображение?

Рис. 1. Эскиз работы учащихся

Фото 1. Фото картины художника Политова И. В.

(Изображение церкви, когда-то стоявшей в центре нашей станицы).

Затем учитель демонстрирует изображение церкви, выполненное в живописной технике. Ребята сравнивают два полотна. Вспоминают фрагменты истории церкви.

- Как вы думаете, сумели ли мы воплотить задуманное?

- Какие трудности нам встречались на пути?

- Как мы их преодолевали?

Выходит, что любое, даже самое сложное дело, легко выполнить, когда тебе помогают друзья.

- А что же нам скажет теперь наш царь? Как оценит он нашу работу на занятии?

Царь:

Если руки не для скуки, нам даны, а для труда,
То поверьте, эти руки сотворяют чудеса!

Фрагменты открытого занятия