Открытый урок по теме "Рациональное питание с точки зрения закона сохранения энергии"

Разделы: Физика


Цели урока.

  • Обучающая: научить видеть и применять закон сохранения энергии в жизни, с его помощью объяснять изменения происходящие в организме человека.
  • Воспитательная: воспитать культуру питания и здорового образа жизни.
  • Развивающая: развить чувство ответственности за свое здоровье и здоровье членов своей семьи.

План урока.

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Основной материал (40 мин)
    • подсчет энергозатрат (15 мин)
    • калорийность питания (5 мин)
    • идеальное меню (5 мин)
    • составление реального меню (10 мин)
    • выводы (5 мин)
  1. Домашнее задание (3 мин)

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Александровна. Сегодня на уроке мы будем вести разговор о правильном питании с точки зрения закона физики. Вопросу здорового питания люди всегда уделяли особое внимание, но в 21 веке он наиболее актуален. Вы много слышали о качественных и некачественных продуктах питания, биодобавках, генмодификации, о том, что можно кушать и что нельзя. Но сегодня я предлагаю вам поговорить о рациональности питания с точки зрения сохранения энергии в нашем организме.

2. Основной материал.

Ребята, скажите, чем вы любите заниматься больше всего?

(Гулять, спать, играть в футбол, смотреть телевизор, есть и т.д.)

И вы конечно же устаете. А задумывались ли вы почему вы устаете?

(Потому что тратим силы и энергию)

А как вы энергию восстанавливаете?

(Едим, пьем и т.д.)

Человеческий организм, как и все живые организмы, очень сложная система, в которой, согласно закону физики, происходит превращение и сохранение энергии.

Вы уже знакомы с законом сохранения энергии. Кто может его сформулировать?

(Энергия не берется из ниоткуда и не исчезает в никуда, она переходит из одного вида в другой.)

Основным источником энергии для человека является пища. Эта энергия, выделяется при расщеплении продуктов питания и расходуется на построение клеток, поддержание жизнедеятельности нашего организма, преобразуется в механическую энергия движения и другие действия, в тепловую энергию. Организм человека можно сравнить с двигателем, «топливом» для которого являются продукты питания. (Приложение 2, слайд №1)

Сегодня на уроке мы должны выяснить выполняется ли закон сохранения энергии в нашем организме. Для этого мы должны знать, сколько энергии мы тратим в сутки и сколько энергии поступает в наш организм с приемом пищи.

Давайте посмотрим, сколько энергии мы тратим на различные виды деятельности. Перед вами таблица на листе №1 «Энергетические затраты для различных видов деятельности» (рассматриваем таблицу, обращаю внимание на единицы измерения энергии, расход в час) (Приложение 1, таблица №1, №2)

Давайте оценим ваши энергетические затраты за один день – вчерашний. (Приложение 2, слайд №2)

Сон (9 ч) – 585 ккал

Физическая зарядка (30 мин) – 120 ккал

Прием пищи (1 ч) – 100 ккал

Занятия в школе (4 ч) – 400 ккал

Прогулка (2 ч) – 460 ккал

Мытье полов (30 мин) – 100 ккал

Подготовка к урокам (4 ч) – 360 ккал

Занятие танцами (1 ч) – 200 ккал

Работа на компьютере (1 ч) – 108 ккал

Спокойный отдых (1 ч) – 100 ккал

Итого: 2533 ккал

А теперь самостоятельно подсчитайте энергозатраты за прошедший день. Работу выполняйте на рабочих листах.(Приложение 1, лист 4)

(На выполнение задания дается 5 минут. По окончании времени два ученика зачитывают свои результаты. На доске записываю энергозатраты одного ученика.)

Вот такое количество энергии вы тратите в день. Следовательно, потреблять энергии должны столько же.

Физиологи подсчитали суточный рацион питания трудящихся разных категорий.

Давайте посмотрим на слайд «Энергетическая ценность суточного рациона трудящихся разных категорий». (Приложение 2, слайд 3)

Энергетическая ценность, или калорийность – это количество энергии, высвобождающейся при распаде пищевых продуктов.

(работа с таблицей, к какой категории лиц вы отнесли бы себя)

Да, но физиологии более конкретизировали эту величину для учащихся. Посмотрите на следующую слайд «Нормы пищевого рациона школьника» (Приложение 2, слайд 4)

Пищевой рацион – суточное количество пищи для одного человека.

(работа с таблицей)

(Прошу записать в рабочие листы калорийность суточного рациона для определенного возраста)

Что же и сколько должен скушать человек вашего возраста, чтобы получить вот такое количество энергии? Я попыталась составить для вас идеальное меню. Посмотрите, что у меня получилось. (Приложение 2, слайд 5)

Идеальное меню.

Завтрак №1

  1. Сок (100 г) – 280ккал
  2. печенье молочное (10 г) – 42ккал

Завтрак №2

  1. каша овсяная (160 г) – 220ккал
  2. хлеб пшеничный (50 г) – 110ккал
  3. масло сливочное (10 г) – 75ккал
  4. сахар (20 г) – 74ккал                                   

Итого: 811ккал

Обед

  1. салат (160 г) – 99ккал
  2. борщ (250 г) – 133ккал
  3. макароны (100 г) – 340ккал
  4. мясо отварное (100 г) – 144ккал
  5. хлеб ржаной (50 г) – 107ккал
  6. сахар (20 г) – 74ккал
  7. пирожное (100 г) – 430ккал

Итого: 1327ккал

Полдник

  1. творог нежирный (60 г) – 50ккал
  2. молоко (100 г) – 60ккал                              

Итого: 110 ккал

Ужин

  1. окунь (100 г) – 85ккал
  2. картофель (250 г) – 207ккал
  3. арбуз (100 г) – 120ккал                               

Итого: 412 ккал

На ночь (пятое питание)

  1. кефир нежирный (200 г) – 60ккал
  2. печенье молочное (10 г) – 42ккал

Итого: 102 ккал

ИТОГО: 2762 ккал

Для составления идеального меню учащегося мною были использованы рекомендации, что на завтрак должно приходиться 30% пищевого рациона, на обед – 50%, на ужин – 20%.

Для девочек от 4 до17 лет норма калорийности рациона 2750 ккал.

На завтрак – 825 ккал.

На обед – 1375 ккал

На ужин – 450 ккал

Употребляете вы столько продуктов питания? (Нет.) Где бы вы могли встретиться с таким видом питания?

Давайте подсчитаем калорийность вашего реального суточного рациона за прошедший день. В этом нам поможет следующая таблица на листе № 2 и листе №3 «Калорийность пищевых продуктов». (Приложение 1, таблица №3 и №4)

(На выполнение задания дается 10 минут. Работа ведется в рабочих листах. Затем двое учащихся зачитывают получившееся меню. На доске записываю калорийность суточного рациона одного ученика.)

Сравните свои энергозатраты и калорийность суточного рациона. У кого затраты больше? У кого затраты меньше? Приблизительно равны?

Сделаем вывод. (Приложение 2, слайд 6)

Диетологи говорят:

  1. если калорийность суточного рациона превышает энергозатраты на 200ккал, то количество резервного жира в организме увеличивается на 4-7 кг в год; рекомендации: сбалансировать питание и вести более активный образ жизни.
  2. если калорийность суточного рациона меньше энергозатрат на 200ккал, то происходит потеря веса в том же количестве.

Рекомендации: сбалансировать питание или уменьшить физические нагрузки.

3. Домашнее задание

Составить идеальное меню с учетом советов физиологов. Обсудить с родителями результаты ваших подсчетов.