Урок-соревнование по физике "Как кошка с собакой"

Разделы: Физика, Биология


На заключительном этапе изучения курса физики в 9 классе такая форма урока как урок-соревнование является очень полезной: можно не только проверить качество усвоения материала по отдельным разделам, но и связать знания учащихся по физике с предметами естественно-математического цикла.

ТЕМА: « Как кошка с собакой»

ЦЕЛИ:

  • Образовательная. Научить применять полученные знания к различным теоретическим и практическим заданиям; совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач; закрепить межпредметные связи с биологией, географией и др.
  • Воспитательная. Формирование навыков коллективной работы; воспитание уважительного отношения друг к другу; воспитание умения достойно проигрывать, анализировать пробелы и промахи.
  • Развивающая. Развитие интереса к физике; развитие речи учащихся, навыков выступления перед аудиторией; развитие культуры общения.

ФОРМА УРОКА: урок – соревнование.

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ:

  • Для игры класс делится на две команды.
  • Формирование команд целесообразно проводить по принципу равных интеллектуальных возможностей ( или любителей кошек-собак).
  • Кабинет оснащается экраном соревнования на котором учитель отмечает активность учащихся, их ответы, участие в дополнениях.
  • На доске написан эпиграф к уроку: «Когда между собакой и кошкой возникает дружба, то это не иначе, как союз, против повара». (Стефан Цвейг).
  • Подготовительный этап. Учителю необходимо разбить класс на команды и объяснить условия игры. Учащиеся должны провести выбор капитана и названия команды, подготовиться к участию в соревновании.

ХОД ИГРЫ:

Подготовительный этап желательно провести заранее, чтобы урочное время использовать для игры. Учитель является на уроке главным судьей, который не только задает правила игры, но и ведет подсчет очков, заработанных каждой командой. При этом за ответ можно давать любое количество баллов от 1 до 5 в зависимости от его полноты. В качестве дополнительного судьи можно пригласить учителя биологии. В игре несколько туров. На каждый тур команды получают задания, которые выполняются за фиксированное время. Капитаны должны организовать обсуждение и решение вопроса, обеспечить участие каждого в игре. По окончании указанного времени выполненное задание сдается учителю для проверки. Досрочные ответы поощряются дополнительными баллами. Побеждает команда набравшая большее количество баллов. В конце выставляются оценки каждому ученику с учетом мнения капитана.

Вступительное слово учителя.

- Кошки и собаки – это самые близкие «спутники» человека. Почти в каждом доме обязательно живет хотя бы один такой питомец, а в некоторых домах собака и кошка даже пытаются ужиться друг с другом, хотя это получается далеко не у всех. Почему? Причин тому множество, но вражду между животными, заложенную, казалось бы, на генетическом уровне, можно и нужно предотвращать. Поэтому нужно больше узнавать информации о кошках и собаках, что мы сегодня на уроке и попытаемся сделать.

1 ТУР.

Каждая команда получает кроссворд решив который учащиеся получают ключевое слово соответствующее названию команды.

Вопросы первой команде:


  1. Величина, численно равная изменению скорости в единицу времени.
  2. Процесс распространения любого вида возмущений.
  3. Деления на измерительном приборе и нанесенные над ними соответствующие значения величины.
  4. Механические колебания в упругих средах и телах.
  5. Смесь газов окружающая Землю.

(Ответы.1 Ускорение. 2 Волна. 3 Шкала. 4 Звук. 5 Атмосфера.)

Вопросы второй команде:

  1. Прибор для определения влажности воздуха.
  2. Немецкий физик открывший закон выражающий связь между силой тока, напряжением и сопротивлением.
  3. Величина равная произведению силы на перемещение.
  4. Твердое тело способное вращаться вокруг неподвижной точки.
  5. Упорядоченное движение заряженных частиц.
  6. Величина, характеризующая меру взаимодействия тел.

(Ответы. 1 Психрометр. 2 Ом. 3 Работа. 4 Рычаг. 5 Ток. 6 Сила.)

2 ТУР.

Каждая команда представляет свой рассказ, сопровождая его иллюстрациями.

Пример доклада о собаках.

В мире существует около 400 пород собак. Все породы выводились для определенных нужд человека. Первые одомашненные собаки, скорее всего, были и сторожами и помощниками на охоте. Затем исторически сложилось деление собак на группы в зависимости от их хозяйственного назначения. Первыми появились охотничьи и сторожевые собаки, позднее – декоративные собаки, от которых не требовали никакой службы. С развитием человеческого общества применение некоторых пород собак радикально изменилось. В наибольшей степени это относится к охотничьим собакам, которые в настоящее время либо находятся на грани исчезновения, либо переходят в разряд домашних любимцев. Многие из них нашли применение на службе в полиции, в социальной сфере (собаки – проводники слепых и др.). Международная Кинологическая Организация разделяет породы на 10 групп. На сегодняшний день, МКФ различает 335 пород собак и включает 80 стран мира.

Пример доклада о кошках.

Любители кошек во все времена сумели вывести целых 200 самых разнообразных пород этих животных – от длинношерстных, вроде персидской, и до кошек, вообще не имеющих шерсти ( таких как сфинксы). Многообразие пород кошек объясняется просто: все дело в кропотливой и последовательной селекции, в которую изредка вмешивались генетические мутации.

Многие утверждают, что первыми кошек приручили и одомашнили древние египтяне, однако общего мнения на этот счет нет. Считается, что история появления кошек рядом с человеком начинается примерно 10 – 12 тысяч лет назад и связана с тем, что эти животные сблизились с людьми именно с тех пор, когда последние начали вести оседлый образ жизни. Это кстати делает кошек просто уникальными среди всех зверей, многие из которых до сих пор стараются держаться от людей подальше.

3 ТУР.

Задача 1. При выходе из воды собаки встряхиваются. На каком законе физики основано освобождение их от воды?

Задача 2. Во время бега домашняя кошка может делать рывки со скоростью до 50 км/ч. Выразите эту скорость в м/с.

Задача 3. Согласно Книге Рекордов Гиннеса самым тяжелым котом был Австралийский кот который весил 21 кг. Во сколько раз он больше самого крошечного кота который был из Иллинойса весом 650 гр.? Он был 18 см. в длину и его рост составлял 7 см. (см иллюстрации)

Задача 4. Рекорд самой тяжелой собаки принадлежит английскому мастиффу Зобра – 155,6 кг. Определите вес данной собаки и сравните её с самой маленькой взрослой собакой породы йоркширский терьер его масса составляла 113 гр. (см. иллюстрации)

Задача 5. Кошки способны преодолевать огромные расстояния. Известно, что один нью-йорский кот которого при переезде забыл хозяин преодолел расстояние более 3,5 тысячи километров за пять месяцев. Определите среднюю скорость движения кота.

Задача 6. На одном из британских стадионов борзая по имени Просто Легенда в беге на четыреста метров обошла лошадь почти на две секунды. Её время составило 23,5 с. Определить среднюю скорость собаки и лошади.

Задача 7. Кошка легко прыгает на высоту в пять раз превышающую ее рост. Определите мощность развиваемую котом рост которого 15 см. и массой 3,5 кг. Время прыжка считать равным 0,5 с.

Задача 8. Кошки мурлыкают с частотой дизельного двигателя на холостом ходу – 26 герц причем делают это на вдохе и выдохе. Какова длина данных звуковых волн?

Задача 9. Кошки воспринимают звуковые частоты в диапазоне от 50 до 60 кГц. Собаки реагируют на звуки с частотой около 40 кГц. Человек способен улавливать звуки частотой 20 кГц. Определите длину данных звуковых волн в воздухе.

Задача 10. Кошки, в отличие от собак, не могут сфокусировать взгляд на близко расположенных предметах. Собаки на оборот не могут сфокусировать взгляд на предметах расположенных на больших расстояниях. Кто из них близорук, а кто дальнозорок?

Подведение итогов

Сегодня на уроке мы хорошо поработали: повторили пройденный материал, применили свои знания в новой ситуации. Узнали много интересного о наших питомцах: кошках и собаках. Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь « великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.

Рефлексия.

Ответьте на вопрос: Что вам дал этот урок?

Иллюстрации к задачам:

(Рисунки взяты с images.yandex.ru)