Нетрадиционные технологии рисования на занятиях изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование интереса к нетрадиционным способам изображения объектов природы.

Задачи:

  • Закрепить навыки работы с нетрадиционными материалами;
  • Развивать цветовое восприятие, чувство ритма;
  • Способствовать расширению и углублению знаний детей о лекарственных и ядовитых растениях;
  • Воспитывать бережное отношение к растениям и интерес к нетрадиционным техникам рисования.

Предварительная работа:

  • Занятия познавательного характера "Гуляем по лугу", "Растения живые существа", "Первые цветы на участке", "Лекарственные растения".
  • Познавательные беседы "Правила поведения в лесу".
  • Просмотр мультфильма "Лунтик".
  • Наблюдения в природе, за одуванчиками, ландышами.
  • Труд в природе на участке (поливка, рыхление, опрыскивание, удаление сорняков).
  • Чтение художественной литературы: А. Плещеев "Весело цветники в поле пестреют", Г. Паустовский "Заботливый цветок", А Пришвин "Иван-чай", "Фиалка".
  • Художественно-творческая деятельность: Аппликация "Цветы в поле", "Тюльпаны", "Подснежник", "Букет нарциссов". Лепка и природный материал "Осенние цветы", "Роза". Рисование "Комнатное растение", "Одуванчики". Оригами "Тюльпаны", "Кактус".

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: настой, заболевание, опыление, воспалительный процесс.
  • Активизация словаря: ядовитое, лекарственное растение, цветение, полевые цветы, простуда, микроб.

Подготовка материала к занятию.

Демонстрационный материал: Сказочные персонажи на фланелеграфе: Иван-Царевич, Баба-Яга, река, радуга (большая, маленькая), платок. Иллюстрации с изображением полевых цветов: ромашка, одуванчик, незабудка, фиалка, колокольчик, подорожник, ландыш, дурман, воронец, вороний глаз, волчье лыко. Угощение от Бабы-Яги ядовитые ягоды.

Раздаточный материал: Зеленые и красные кружки, зеленые и красные эмблемы. Карточки с цветами - 9 шт.

Материал для рисования: Клеенки на столы, альбомные цветные листы, простые карандаши, акварельные краски, кисти (мягкие и жесткие), белые листы бумаги, стаканы с водой, печать - по количеству детей.

Ход занятия

Беседа о полевых цветах.

- Какие полевые цветы вы знаете? (Ромашка, одуванчик, василек и т.д.)

- Почему их назвали полевыми? (Потому что они растут на полях)

- Как еще можно назвать полевые цветы? (Лекарственные растения.)

- А вообще вы знаете, как появились цветы на земле?

Сказка на фланелеграфе.

- Однажды возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой, широкой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону - повисла над рекой дивная радуга, он переехал по ней на другой берег. Бросилась Баба-Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мосту, добралась до середины, а он - возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны на мелкие осколки разноцветными цветами. Одни цветы были добрые - от следов Ивана-Царевича, а другие - ядовитые - там, где Баба-Яга ступала.

- Вот посмотрите вот она эта поляна. Где тут лекарственные, где ядовитые растения пойди, разбери.

- А вы, ребята, знаете, какие из них лекарственные, какие ядовитые?

Дидактическая игра "Ядовитые и лекарственные растения".

- Давайте на лекарственные растения будем класть зеленые кружки, а на ядовитые - красные. Но прежде чем мы будет отмечать, где какое растения. Я вам предлагаю разделиться на команды, кто-то будет искать лекарственные растения, а кто-то ядовитые, чтобы нам не запутаться, давайте наклеим себе вот такие зеленые и красные кружки. (Дети по желанию делятся на подгруппы).

- Почему одуванчик отметили зеленым кружком? (Потому что это лекарственное растение).

- В чем же его польза? Как человек использует одуванчик в своей жизни? (Из листьев одуванчика делают салат, потому что в листьях много витаминов, его используют для аппетита, при болезнях кожи, соком одуванчика смазывают мозоли и бородавки).

(Аналогично обсуждаем другие лекарственные растения.)

- Василек используют при заболевании печени, глаз, при простуде, убивает микробы в организме.

- Ромашка. Настой из ромашки используют для полоскания горла, для промывания гнойных ран, можно пить как чай.

- Незабудка. Трава Незабудки снимает воспалительные процессы, останавливает кровь.

- Подорожник прикладывают на раны, останавливает кровотечение.

- Фиалка. Применяют при бронхитах в виде чая и настоя.

- Колокольчик. Листья растения употребляют при головной боли, при кашле, ангине. Настоем травы поласкают горло при охриплости голоса.

- Почему вы положили на ландыш и зеленый кружочек и красный? (Потому что ландыш является и лекарственным и ядовитым растением. Ландыш применяют при заболевании сердца, из ландыша делают сухой порошок нюхают при насморке и головной боли.)

- Почему на ландыш вы положили красный кружочек? (Потому что ландыш после цветения образует красные ягоды, они ядовиты).

- Какие цветы вы еще отметили красными кружками? (Воронец, волчье лыко, дурман, вороний глаз).

Физкультминутка "Полевые цветы".

- Ребята, посмотрите, какая чудесная поляна. Давайте мы с вами превратимся в семена полевых цветов. Вот полил дождь, и семена сейчас начнут расти. Появился маленький росток, сейчас появится первый листок, на лепестке созрел бутон, который раскроется вот-вот и распустится красивый полевой цветок. (Дети движениями рук и пластикой изображают цветы).

- Женя, ты у нас какой сегодня цветок? (Ромашка). Так спрашиваю 3-4- детей. Физкультминутка повторяется.

Угощение от Бабы-Яги.

- Баба-Яга предлагает вам попробовать эти ягоды. (Предлагаю детям ягоды).

- Почему не хотите попробовать? (Если мы попробуем, то у нас заболит живот, сердце, может открыться рвота, понос, головокружение, начнется жар, ухудшится зрение).

- Ребята Баба-Яга угощала нас ядовитыми ягодами, а мы ей давайте нарисуем лекарственные растения, пусть она их найдет в поле, заварит и попьёт, может быть ей понравится, может она не такая злая станет, может быть, подобреет.

Деление детей на подгруппы.

- А сейчас мы определим, кто какой цветок будет рисовать. Вот здесь на столе лежат карточки, надо их взять и посмотреть какой вам цветок попадется, тот такой цветок и будет рисовать. (Дети по очереди берут карточки, усаживаются за стол и приступают к работе).

Рисование "Полевые цветы".

- Все цветы мы будем рисовать из ладошки. Сначала ладошку обведем карандашом, а потом будем её превращать в цветок.

- Кто будет сидеть за первым столом, тот будет рисовать одуванчик. Желтый цветок одуванчика рисуем полусухой жесткой кистью, (Приложение № 1, рисунок 1) а белый пушистый одуванчик мятой бумагой. (Приложение № 1, рисунок 2)

- Кто будет сидеть за вторым столом, тот будет рисовать ромашку пальцем. Лепестки у цветка надо будет вытягивать, доводить до середины. (Приложение № 1, рисунок 3)

- Кто будет сидеть за третьим столом, тот будет рисовать василёк печатью. (Приложение № 1, рисунок 4)

Анализ занятия.

- О чем мы сегодня с вами говорили?

- Вы довольны своими работами?

- Расскажите, какие у вас получились цветы? (Красивые, воздушные, стройные, летние, душистые, яркие и т. д.)