Урок с компьютерной поддержкой по русскому языку в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Образовательные:
    • обобщить знания теоретического материала по теме;
    • систематизировать умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами;
    • учить использовать указанные конструкции в связной речи.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление, аналитические способности, умение сравнивать, составлять, делать выводы по теме.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к родной природе в различные времена года;
    • учить видеть возможности родного языка при описании природы;
    • воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, работая в парах, учитывая работать в коллективе.

Тип урока: урок обобщения знаний – урок-практикум.

Вид урока: урок с компьютерной поддержкой (Презентация).

Методы и приемы:

  • опрос по теории;
  • работа в парах;
  • работа с обобщающими таблицами

Формы работы: работа по карточкам у доски; написание сочинения с использованием заданных форм.

Оснащение урока: мультимедийный компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы, теоретические сведения на доске.

План урока:

1. Организационный момент
2. Целеполагание
3. Объяснение учителя
4. Физкультминутка,связана с картинами весны и компьютером
5. Работа с карточками
6. Рефлексия. Итоги проверки работы на карточке и сочинение
7. Подведение итогов
8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1-й этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.

– С какими понятиями мы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их, дайте определения.

К доске вызываются три ученика. Двое расставляют недостающие знаки в записанных на доске предложениях.

Карточка №1

1) Близким кажется небо, соединившееся с горами.

2) Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.

3) Всю жизнь бабушка работала не покладая рук.

4) Дорогу решено было вести через горы, несмотря на сложность рельефа.

5) Льды, растаяв, становятся синью в реке.
Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.
Люди, рождаясь, кричат на одном языке,
Заклиная взрослых людей, понимать друг друга.

Карточка №2

1) Поникший, потерявший свежесть, цветок все-таки был хорош.

2) Испуганные лаем собак, они вбежали на террасу.

3) В центре Москвы, на Манежной площади, стоит памятник маршалу Жукову.

4) Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.

5) Утомленные долгой ходьбой, туристы долго отдыхали на берегу озера.

Третий ученик должен составить связный рассказ в научном стиле речи об обособленных и уточняющих членах предложения. Одновременно класс получает задание оценить ответ товарища. За полный, аргументированный ответ одноклассника учащемуся выставляется отметка.
Затем к доске вызывается ученик, который должен не только проверить правильность выполнения задания № 1, но и дать теоретическое обоснование знаков препинания в предложениях. Кроме этого,  он должен указать, какие случаи обособления не представлены в данных примерах,  и рассказать о них.
Проверяя карточку № 2, ученик анализирует постановку знаков препинания, затем делает синтаксический разбор последнего предложения.

2-й этап. На этом этапе работы проверяется,  как учащиеся применяют теоретические знания на практике.

На каждую парту положен листок, на котором напечатаны 10 предложений; в некоторых из них допущены ошибки в постановке знаков препинания. Дается задание: выписать на листочках номера тех предложений, в которых знаки поставлены:

1 вариант – правильно;
2 вариант – неправильно.

Из десяти данных на каждый вариант приходится по 5: за пять правильных ответов ставится оценка «5», за четыре – «4» и т.д.

  1. Бормочет, остывая самовар.
  2. Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.
  3. Тит остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.
  4. Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце, и, освещая им путь людям.
  5. Ветер, казавшийся слабым в лесу, в поле дул сильнее.
  6. Привлеченные светом, бабочки прилетали и кружились около фонаря.
  7. Она совсем измученная дорогой, не могла идти дальше.
  8. Батальон, не замеченный противником, зашел в тыл и ворвался на вокзал.
  9. Тимирязев,  замечательный ботаник открыл законы жизни растений.
  10. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки.

Ответы: правильно – 2, 3, 6, 8,10;  неправильно – 1, 4, 5, 7, 9.

3-й этап. Творческая работа. Составление текста на тему «Апрель – проказник»

– Постарайтесь включить в текст некоторые синтаксические конструкции с обособленными и уточняющими членами:

…, несмотря на холод,…
Кроме того, в апреле…
Особенно во второй половине месяца…
…, главным образом на южном склоне….
…, на припеке,
…, мать-и-мачеха, первые весенние цветы,…
…, даже последний ноздреватый снег…
Для передачи настроения, описания пейзажа вам потребуются и конструкции с односоставными предложениями, с однородными членами, например:
Дышится, сладко, легко, запахло весной.
То солнцем улыбнется, то снежной тучей нахмурится.

Примерный образец составленного текста.

Апрель, второй месяц весны, непостоянный бывает и капризный. То дождем и снегом нахмурится, то вдруг солнцем улыбнется. Но, несмотря на такое непостоянство, весна берет свое, особенно во второй половине месяца.
Как легко и вольно дышится, как все пахнет весной: каждая травинка, каждая веточка источает горьковатый аромат, даже последний ноздреватый снег, спрятавшийся под деревьями, пахнет весной.
А на южных склонах, главным образом на припеке, появились уже маленькие желтые цветочки. Это мать – и – мачеха, первые весенние цветы.

4-й этап. Всему классу предлагается работа по редактированию текста с обособлениями. Задание выполняется по вариантам.

1. Запишите предложение, внеся в него правку.

1 варант: 2 вариант:
Подъезжая к дому, собаки встретили нас громким лаем. Войдя в лес, стало совсем темно.

Всадник остановился передохнуть только тогда, когда оказался вне опасности.

Хотя люди покорили природу, они еще не  научились беречь ее.

2. Замените придаточные предложения синонимическими конструкциями с обособленными членами.

Домашнее задание. Записать в тетрадь и выучить значение и правописание слов из рамочек  параграфа 31, упр. 351.

Список литературы:

1. Учебник русского языка 8 класса. «Просвещение» ОАО «Московский учебник» Москва, 2005. Авторы:  С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др., 26 – е издание.
2. Г.А. Богданова «Уроки русского языка в 8 классе». Книга для учителя 10-е издание, Москва «Просвещение», 2008г.
3. А.В.Алмазова «Уроки русского языка в 7 классе». Ленинградское отделение. Учпедгиз Ленинград, 1960 г. Стр. 224-225 Обобщающая таблица