Урок психологии по теме "Конфликты". 8-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 8


Цель: ознакомление учащихся с понятием «конфликт», с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях, временными моделями конфликтных реакций, осознание учащимися роли конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

ХОД УРОКА

1. «Эпиграф»

Урок начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записана на доске: «Первый шаг разрешения конфликта – умение предвидеть его». При обсуждении делается акцент на необходимости конструктивного разрешения конфликтов. Подростки делятся опытом того, как они догадываются о том, что приближается конфликт.
Беседа «Конфликты в нашей жизни».
Психолог спрашивает учащихся о том, как они понимают слово «конфликт».  Далее подводит итоги. Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.
Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.

2. Беседа «Стили входа в конфликт»

Психолог рассказывает учащимся о том, что у каждого человека есть свой привычный стиль входа в конфликт. Учащиеся записывают в тетради, определяют свой стиль, подчёркивают его.
Существуют временные модели конфликтных реакций [1].

Вулкан – непредсказуемые вспышки, то есть человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт.
Глиняный горшок – медленно разогревается, то есть человек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт.
Волна – спорный вопрос кажется решенным, но позже поднимается снова и снова, то есть человек многократно возвращается к причине конфликта.
Собиратель – копит обиды, не показывает реакции.  Никто не знает, что он обижен.
Реактор – человек резко «расходится», его потом трудно остановить, приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях.

3. «Рисунок моего стиля»

Подростки размышляют над тем, какой стиль поведения в конфликте им наиболее привычен, и рисуют себя в конфликте, используя приведённые метафоры «Горшок», «Реактор», ….

4. Памятка «Как управлять собой и окружающими»

Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте как обстоят дела.
Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.

5. Беседа «Стратегии выхода из конфликтных ситуаций» [2]

Психолог объясняет пять стратегий выхода их конфликтной ситуации, используя «Сетку Томаса». Подчёркивает, что стратегии Томаса работают только в том случае, когда происходит несоответствие интересов сторон назревающего конфликта. Если конфликт произошёл из-за грубости, несправедливости, мошенничества или нежелания одной из сторон понять ситуацию, данные стратегии могут оказаться бессильными.

№ п/п Название стиля Сущность стратегии Условия эффективного применения Преимущества Недостатки
1. Соревнование или «акула». Ты отстаиваешь свои интересы до конца, иногда – в ущерб другому. Когда правда на твоей стороне, когда тебе во что бы то ни стало надо победить. Вы чувствуете, что у вас нет другого выбора и вам нечего терять;
Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.
Не копятся отрицательные эмоции;
Подходит для экстремальных ситуаций.
Эта стратегия  может сделать тебя непопулярным.
Конфликт не решается справедливо;
Постоянный конфликт со всеми.
2. Избегание или «черепаха». Ты откладываешь разрешение назревающего конфликта.
Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.
Когда хочешь выиграть время, может быть, конфликт разрешится сам собой.
Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение;
Вы чувствуете, что находитесь в безнадёжном положении;
Вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека;
Ваш собеседник обладает большей власть.
Это «безопасный стиль в опасности»;
Человек сам конфликты не создаёт.
Проблема осталась нерешённой.
Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.
3. Компромисс или «лиса». Вы идёте на взаимные уступки
Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает.
Когда другие стратегии не эффективны.
Устраивает временное решение проблемы;
Уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое.
Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое. Ты получаешь только половину того, на что рассчитывал.
Может накапливаться неудовлетворённость у людей.
4. Приспособление  или «межвежонок» Ты игнорируешь свои собственные интересы, приспосабливаешься к другому.
Т.е. человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.
Когда хорошие отношения для тебя важнее, чем твои интересы; когда правда на стороне другого. Исход дела важен для другого человека и не очень существенен для вас;
Необходимо смягчить ситуацию;
Сохраняются взаимоотношения между людьми. Твои интересы остались без внимания, ты уступил.
Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.
5. Сотрудничество или «сова» Вы оба пытаетесь найти взаимоприемлемый вариант, который бы страивал обоих.
Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.
Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом.
Решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;
У вас хорошие взаимоотношения с другой стороной;
У вас есть время поработать над возникшей проблемой;
Обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью.
Справедливое, окончательное разрешение конфликта. Требует много времени и сил, а успех не гарантирован.

«Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других.

6. «Закончите предложение»

После того как психолог расскажет обо всех стратегиях, желательно, чтобы учащиеся поговорили о том, какими способами они сами выходят из конфликтных ситуаций. Психолог просит учащихся письменно закончить предложение «В конфликте я обычно …» (наступаю, отступаю, договариваюсь, ухожу от него).

7. Закрепление материала, полученного в ходе беседы [2]

Для этого используется плакат и карточки «Как я разрешаю конфликты с…». Плакат закрепляется на доске. Психолог берёт одну из двенадцати карточек с описанием различных способов выхода из конфликтных ситуаций и спрашивает, к какому способу решения она относится. Затем карточка ставится в соответствующий прямоугольник на плакате, символизирующий способ выхода из конфликтной ситуации. Учащиеся объясняют недостатки и преимущества каждой стратегии.

Карточки:

– Настаиваю на своём (соревнование).
– Откладываю решение на другое время (избегание).
– Обсуждаем точки зрения друг друга (сотрудничество).
– Жду, что проблема решится сама (избегание).
– Уступаю всё другому (приспособление).
– Иду на компромисс (компромисс).
– Прошу, чтобы в ситуации разобрались сами родители (избегание).
– Отбираю силой (соревнование).
– Пытаюсь всё забыть (избегание).
– Пытаемся найти вариант, который бы устроил обоих (сотрудничество).
– Предлагаю другу самому принять решение (приспособление).
– Уступаю ровно половину (компромисс).

Далее каждому ученику раздаётся карточка с изображёнными на ней стилями выхода из конфликтной ситуации (сова, черепаха, лиса, медвежонок, акула).  И предлагается ответить на вопросы, поднимая карточку.

Вопросы:

– Какой из пяти способов чаще всего встречается в реальной жизни?
– Какой из пяти способов вы чаще используете в общении с друзьями, родителями, учителями.
– Какой из пяти способов является наиболее лёгким, а какой наиболее трудным?

8. Игра «Основные стили поведения в конфликте» [3]

С подростами обсуждается случай, не так давно произошедший в одной школе:
«Миша забросил на шкаф шапки четырёх девчонок и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила её ещё дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на её место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть ещё три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки».
Подростки решают, чей способ поведения в конфликте быстрее приведёт к его разрешению и почему.

9. Завершение занятия. Упражнение «Пожелание»

Выбирается первый желающий. Ему предлагается высказать пожелание другим ученикам. И так несколько раз.

Список литературы:

  1. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск; М., 1997.
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Материалы для работы с плакатами «Как я разрешаю конфликты с …». Издательство «Речь». 2005 г.
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Москва. 2005.