Проектная деятельность на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка.

Актуальность урока.

История не безлика. На её страницах высечено немало событий, имён, память о которых переживёт века. Одним из таких событий является присвоение городу Твери звания города воинской Славы 4 ноября 2010 года. Это почётное звание было присвоено нашему городу за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками Твери в борьбе за свободу и независимость Отечества. В роду каждого человека, в истории каждой семьи были и есть удивительные героические страницы, достойные того, чтобы мы о них вспомнили, поведали об этом другим поколениям как дорогую реликвию. Наше молодое поколение остаётся в вечном долгу перед теми, кто не пожалел себя ради жизни на Земле.

Я, как учитель английского языка и гражданин России, который на протяжении всей своей педагогической деятельности занимается патриотическим воспитанием учащихся, не могла остаться в стороне от столь величайшего события. И в преддверии знаменательного праздника – 70-летия освобождения города Калинина от немецко-фашистских захватчиков (16.12.2011.) я предложила учащимся 10-тых классов принять активное участие в разработке проектов по теме «Тверь – город воинской славы».

В программе по английскому языку особое место занимает проектная деятельность, которая является новой технологией, выводящей процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за школьные рамки. Это эффективный вид деятельности, специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися по решению значимой проблемы. Отличительные особенности проекта: использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения, акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой).

В ходе работы над проектом я предложила учащимся общую тему исследования: «Ради жизни на Земле», посвященную военным событиям в родном городе. Учащиеся также предложили ряд других тем, над которыми хотели бы поработать в группах.

Цель первого поискового этапа проекта – заинтересовать каждого учащегося в выполнении проекта. Надо сказать, что дети проявили огромный интерес к теме, которая не может оставить равнодушным никого.

На втором этапе, аналитическом, были согласованы общие линии разработки проекта между мной и учащимися, составлен план работы над проектом.

Третий этап, практический, был посвящен оформлению работы над проектом, обсуждению презентации и полученного наработанного материала.

Четвертый этап, презентационный, на котором учащиеся защищают свой проект с использованием аудио-визуальных средств.

Для подготовки проектов я предложила учащимся использовать в работе следующие опорные слова и выражения: «ради жизни на земле, партизанская война, партизанское движение, подпольщик, жертвуя собой, навечно вписаны, освободитель, народное ополчение» и другие.

Темы проектов, подготовленные учащимися, оказались очень интересными, актуальными и познавательными.

Цели и задачи урока – презентации проекта.

Цели урока:

  • формирование информационной коммуникативной компетентности (передавать информацию, выражать свое суждение, используя лексические единицы и выражения, получать новые знания);
  • нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

Задачи урока:

  1. Учебная – формирование языковой компетенции.
  2. Развивающая – развитие памяти, ассоциативного мышления, самоорганизации, умения организовать монологическое высказывание по плану.
  3. Воспитательная – воспитание чувства патриотизма и гордости за историю своей Родины и малой родины, уважения к прошлому; формирование потребности в активном участии в социальной деятельности.

Урок развития речевого умения.

Оснащение урока:

  • компьютер, проектор, экран;
  • электронные презентации проектов с фотографиями;
  • магнитофон и кассета с песнями военных лет.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая подготовка.
  3. Проверка домашнего задания (защита презентаций).
  4. Мини-высказывания по проектам (индивидуальная работа).
  5. Дискуссии по темам проектов (групповая работа).
  6. Домашнее задание.
  7. Подведение итогов урока.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.
Урок начинается с прослушивания песни «С чего начинается Родина?»
Приветствие учителя. Учащиеся приветствуют учителя и слушают песню.
2. Речевая подготовка. Сегодня у нас необычный урок, четвертый этап проекта – защита презентаций. Скажите, а вы задумывались когда-либо над такими вопросами: «С чего начинается Родина? Что такое Родина и малая Родина?» Учащиеся отвечают на вопросы.
3. Проверка домашнего задания (защита презентаций). Учитель внимательно наблюдает за презентацией и речевым комментарием Первая группа учащихся защищает проект – презентацию на тему «Подвиг танкистов», в которой содержится информация о бесстрашном экипаже танка Т-34 под командованием старшего сержанта Степана Горобца, совершившего дерзкий рейд через оккупированный Калинин.

После защиты проекта звучит песня «Три танкиста».

Вторая группа учащихся защищает проект на тему «Первый освобожденный город», где раскрываются интересные факты обороны и освобождения любимого города от немецко-фашистских захватчиков 16 декабря 1941 года.

По окончании презентации звучит песня «Дороги».

Учащиеся третьей группы демонстрируют презентацию на тему «Юные патриоты», в которой рассказывают о юных подпольщиках, учащихся школы № 22, ныне 16-й школы: Евгении Логунове, Евгении Инзер, Юрии Иванове. Они оказали сопротивление врагу во время немецкой оккупации в Калинине.

По окончании презентации звучит песня «На безымянной высоте».

Четвертая группа учащихся подготовила проект на тему «Мои предки в годы войны», в которой содержится рассказ- воспоминания дедушек и бабушек наших учащихся о тяжелых временах оккупации, помощи фронту и о долгожданной Победе.

Звучит песня «День Победы».

4. Мини-высказывания по проектам (индивидуальная работа). После демонстрации презентаций я хотела бы послушать ваши мнения о проектах. В своих высказываниях попрошу использовать изученные лексические фразы и выражения. Несколько высказываний учащихся:
- по моему мнению, очень важно знать о тех фактах, о которых нам сегодня поведали одноклассники;
- с моей точки зрения, информация, которую мы подготовили, обогатила нас духовно;
- я считаю, что наш труд не прошел даром, мы узнали много нового и интересного.
5. Дискуссии по темам проектов (групповая работа). Проанализировав ваши высказывания, я прихожу к следующему выводу: есть нечто, позволяющее объединить самые разные представления о военном прошлом в одно. Это память...

Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: «А нужно ли нам помнить всё это? А нужно ли это знать?»

Ответ учащихся однозначный: «Нужно! Для нас, подрастающего, и для будущего поколений».
6. Домашнее задание. Выучить слова и выражения по теме «Ради жизни на Земле». Учебник, стр. 33, упр.2.
7. Подведение итогов урока. Я считаю, что цель урока достигнута. Все, кто подготовил проект, получают высший балл.  

Краткое содержание урока представлено в презентации урока (см. Приложение).

Заключение.

После урока мне стало радостно и хорошо на душе. Я подумала, что у нас растет хорошее надёжное поколение, понимающее, что такое Родина, что такое малая родина. А память о войне, о родственниках, близких, земляках будет священной для них навсегда! Эта память вечна, так как в ней величие нашей истории, мужество, героизм и доброта людей, творящих её «ради жизни на Земле».

После урока ребята предложили посетить памятники боевой славы нашего города. Мы съездили к обелиску Победы, где возложили цветы, а также посетили мемориальный комплекс на Комсомольской площади, который будет торжественно открыт 14 декабря 2011 года.

Рисунок 1

После посещения мемориалов у нас родились такие строки:

Рисунок 2

Да, мы не видели войны,
Но горе остро ощущаем.
Героев наших представляем
Их, изучая, понимаем.
Так стали нам они близки!
Шли в бой они не за медали
И насмерть до конца стояли,
И умирали не для славы,
А ради жизни на Земле!

Рисунок 3

Список литературы:

  1. Кузовлев В.П., Лапа Н.М. УМК «Английский язык 10-11».
  2. Суслов В.А., Балашов С.Н. Книга-реквием. Изд. «Тверские ведомости», 1994г.
  3. Дроздовский Е.А., Захаров Н.К. Тверичи на параде Победы. Изд. ЗАО «Литера – М», Тверь, 2000г.
  4. Не гаснет памяти свеча. Изд. ООО «София», Тверь, 2005г.