Урок математики по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел", 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Некоторые из вопросов, вошедшие в программу математики 4 класса (Л.Г. Петерсон), традиционно изучались в 5 классе. Перенос их на более раннюю ступень обусловлен несколькими причинами. Одной из наиболее значимых является необходимость учёта сензетивных периодов, то есть периодов, наиболее благоприятных с психологической точки зрения для усвоения того или иного содержания. Жизнь младшего школьника неразрывно связана с эмоциями, поэтому для него личностно значимо лишь то, что вызывает у него положительную эмоциональную реакцию. Так, в 3 классе изучение многозначных чисел в пределах 12 разрядов проходит легче, чем в 5 классе, за счёт того, что детям нравится работать с «длинными числами. К 4 классу у них накапливается усталость от громоздких вычислений, и они не только логически, но и эмоционально готовы к следующему шагу – введение дробей и выполнение различных операций с ними. 

Слайд 1

Цели:

  1. ввести приём сложения и вычитания смешанных чисел;
  2. закрепить изученные приёмы сложения и вычитания дробей, умение самостоятельно анализировать и решать задачи;
  3. развивать мышление, речь, творческие способности учащихся;
  4. создать ситуацию успеха при выполнении заданий.

Оборудование:

  1. таблица «Алгоритм сложение и вычитание смешанных чисел»;
  2. карточки с примерами для работы в парах;
  3. фигуры для составления моделей примеров;
  4. таблица «Дерево успеха» и к нему красные, жёлтые и зелёные листочки;
  5. презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

(слайд 2)

II. Актуализация знаний.

1) Сравните дроби (слайд 3):

5/7 и 1; 6/6 и 1; 4/11 и 5/11; 8/13 и 5/13; 9/10 и 3/10; 7/15 и 9/15.

– Сформулируйте правила сравнения дроби;

– Какое ещё можно выполнить задание с этими дробями?

– Дети предлагают свои задания. Например: сложить или вычесть дроби.

Слайд 4-5

Найдите сумму (разность) этих дробей;

– Повторите алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Дети проговаривают вслух.

Слайд 6

2) Математический диктант.

Выполните действия и запишите только ответы:

  • 15/8 – 7/8=8/8=1
  • 9/9-4/9=5/9
  • 5/11+4/11=9/11
  • 7/13+6/13=13/13=1
  • 3 3/6+2 2/6=?
  • 3 3/6-2 2/6=?

– Прочитайте ответы примеров (если дети допускают ошибки, то следует проговорить алгоритм)

III. Постановка проблемы.

Какое значение вы получили в последних двух примерах?

– Почему у вас возникли затруднения? (не умеем складывать смешанные числа)

– Какова же тема нашего урока?

Слайд 7.

Дети формируют тему урока, учитель открывает запись темы на доске.

IV. «Открытие» детьми нового знания.

Как найти сумму смешанных чисел? Какие есть идеи?

Дети выдвигают свои гипотезы: «Надо найти сумму целых частей, а потом дробных частей»

– У кого есть ещё предложения?

– Давайте проверим вашу гипотезу.

Ученики выкладывают модели примеров с помощью фигур на партах, учитель демонстрирует на доске:

Слайд 8.

(так же, как 3+2=5, 3/6+2/6=5/6)

– А теперь давайте вспомним, как мы рассуждаем и вырабатываем алгоритм сложения смешанных чисел.

На доске открылся алгоритм:

1) Сложить целые числа

2) сложить дробные числа

Выкладываем модель примера с помощью фигур:

Слайд 9

(так же, как 3-2=1, 3/6-2/6=1/6)

– Какой алгоритм вычитания смешанных чисел вы предлагаете?

На доске открывается алгоритм:

1) Вычесть целые числа

2) Вычесть дробные числа

– Совпадает ли наш вывод с выводом в учебнике? Какие вы молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предположений.

V. Физкультминутка

VI. Первичное закрепление.

Слайды 10-11

Игра «Океанариум». Учебник стр.33 №2

3-й столбик – с комментированием

1-й, 2-й – в парах и расшифровать.

Проверка и беседа

Слайд 12

Какие рыбы водятся в реке Кура?

– Посмотрите видео из поймы реки Куры.

– Как нужно охранять водоём?

– Что можете сказать?

Слайд 13

VII. Самостоятельная работа с проверкой знаний в классе.

Вариант А ( списать только примеры, в которых встречается новый приём вычисления)

  • 4/6+1/6
  • 8 3/9 + 4/9
  • 12/20 – 4/20
  • 4 1/7 + 5 5/7
  • 9 3/7 – 2 2/7
  • 10 4/5 – 4
  • 8 2/15 + 4 6/15-7 7/15

Вариант В (найди значение выражения)

  • 2 1/4 + 1 2/4
  • 4 3/4-3 2/4
  • 3 5/6 – 3/6
  • 2 1/2 +3
  • 3 6/7 – 1 1/7

Взаимопроверка

Слайд 14

Ребята, пока вы решали примеры, у меня перепутался весь алгоритм! Помогите мне его восстановить (проговаривание алгоритма сложения и вычитания смешанных чисел)

VIII. Повторение.

1. Решение задач.

Слайд 15

Решая задачи, расширим свои знания о родном крае.

а) В Ставропольском крае насчитывается 1000 видов жуков, что составляет 2/3 всех видов насекомых. Сколько всего видов насекомых в Ставропольском крае?

2/3 – 1000 ж.
1 – ?
1000:2*3=1500(в)

Ответ: 1500 видов насекомых в Ставропольском крае

Слайд 16

б) В Ставропольском крае насчитывается 220 видов птиц, а виды рыб составляют 1/10 часть видов птиц. Сколько видов рыб в Ставропольском крае?(вопрос могут дополнить учащиеся)

1 – 220в.
1/10 – ?в.
220:10*1=22(в)

Ответ: в Ставропольском крае 22 вида рыб.

XI. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

– Какой алгоритм вывели?

– Оцените свою работу на уроке и давайте посмотрим, какое сегодня у нас «Дерево успеха». Пусть каждый выберет листочек для себя. Если вы довольны собой, возьмите зелёный листок, допускали неточности – жёлтый, надо постараться – красный.

Слайд 17

X. Домашнее задание.

Стр. 35 №8(а, б); вариант А – №11, №12 в учебнике.