Интегрированный урок (информатика + математика) по теме "Использование численного интегрирования при разработке АИС"

Разделы: Математика


Настоящая работа представляет собой методическую разработку урока по дисциплинам «Разработка баз данных и приложений»; «Численные методы». Методическая цель урока: совершенствование методических приемов реализации поставленных целей урока.

К данному уроку студентами изучены понятия структуры базы данных, нормальных форм, первичного и внешнего ключевых полей, типов данных. Сформированы навыки вычисления определенных интегралов методом Симпсона посредством «ручного» расчета, MS Excel , математического пакета MathCAD, создания таблиц базы данных в MS Access, описания типов полей таблиц базы данных в MS Access. Предстоит сформировать навыки проведения сравнительного анализа различных способов реализации методов численного интегрирования при разработке автоматизированной системы.

Урок начинается с мотивации студентов к выполнению работы. Преподаватель ставит к уроку цели: образовательные, развивающие и воспитательные, и заранее предусматривает, как в течение урока он будет реализовывать эти цели.

№ п/п Цели урока Реализация целей урока
1. Диагностика знаний. При повторении теоретического материала, при выполнении практического задания.
2. Коррекция знаний и умений. В процессе повторения теоретического материала, при выполнении задания, при анализе выполненной работы.
3. Закрепление навыков вычисления определенного интеграла разными способами. При вычислении определенного интеграла «ручным» способом, MS Excel, математического пакета MathCAD.
4. Закрепление навыков разработки программного продукта на языке Turbo Pascal. При создании блок-схемы алгоритма.
При написании программного кода, отладке и тестировании программного продукта.
5. Закрепление навыков заполнения таблиц базы данных. В процессе выполнения практической работы.
6. Развитие речи, формирование умений высказывать свое мнение и обосновывать поставленную оценку. Постановка целей урока студентами, анализ работы товарищей, анализ итогов работы.
7. Применение рациональных приемов работы. Акцентируется внимание к этому вопросу:
  • в процессе вычисления определенных интегралов разными способами, при передаче данных по сети;
  • при анализе результатов вычислений;
  • при оценивании работы одногруппников.
8. Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля. Проверка своего выполненного задания, проверка выполненного задания одногруппника, анализ и сравнение проведенных вычислений.

Работа преподавателя и студентов над реализацией целей урока позволяет активизировать учебный процесс.

Формами активизации учебного процесса на уроке являются:

  • составление вопросов по изученному материалу и ответы студентов на эти вопросы;
  • выполнения самостоятельной работы;
  • выполнение элементов исследовательской работы при выяснении вопроса о более «приемлемом» способе вычисления;
  • использование помощи студентов для диагностики знаний по теме у своих же одногруппников при выставлении оценки за урок каждому студенту (с анализом их работы в течение урока, обоснованием сделанных замечаний по ошибкам, допущенным в практической работе и аргументацией оценки выставленной за урок);
  • использование учебно-наглядных средств обучения.

Данный урок направлен на внедрение модульно-компетентностного подхода к профессиональному становлению специалиста. Он объединяет в себе формирование различных навыков:

  • создание таблиц базы данных по дисциплине «Разработка баз данных и приложений»;
  • вычисления определенных интегралов методом Симпсона разными способами по дисциплине «Численные методы».

На уроке у студентов вырабатывается чувство коллективной ответственности за конечный результат при работе по группам.

Тема: «Использование численного интегрирования при разработке АИС».

Цель: формирование навыков проведения сравнительного анализа различных способов реализации методов численного интегрирования при разработке автоматизированной системы.

Тип занятия: обобщение, систематизация и закрепление знаний, практических умений и навыков.

Вид занятия: практическое занятие.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, мультимедиа проектор, персональные компьютеры, MS Access, среда программирования Turbo Pascal, математический пакет MathCAD, учебный программный комплекс NetOpSchool, раздаточный материал в электронном и печатном виде.

План занятия:

  1. Организационный момент – 2 минуты.
  2. Актуализация базовых знаний – 5 минут.
  3. Повторение и закрепление изученного материала:
    а) формулировка задачи – 10 минут;
    б) решение задачи:
    • с помощью программы Excel – 20 минут;
    • посредством написания программы на языке Turbo Pascal – 25 минут;
    • с помощью математического пакета MathCAD – 3 минуты.
  4. Сравнительный анализ полученных результатов – 10 минут.
  5. Подведение итогов занятия, оглашение оценок – 5 минут.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Преподаватель1: Здравствуйте, сегодня у нас не совсем обычный урок. Вашей специализацией, как будущих программистов, является разработка АИС. На ее формирование направлено изучение многих общепрофессиональных и специальных дисциплин, в частности таких как: разработка баз данных, основы алгоритмизации и программирования, численные методы, и сегодня мы с вами рассмотрим взаимосвязь данных дисциплин при решении конкретной производственной задачи.

2. Актуализация базовых знаний.

Преподаватель1: На прошлых занятиях по дисциплине «Разработка баз данных и приложений» вы спроектировали и создали базу данных небольшого склада; создали таблицы базы данных и частично заполнили их данными. На рисунке 1 показана база данных, таблица «Менеджеры». При заполнении таблицы менеджеров вы ввели исходные данные во все поля, за исключением столбца «Оклад». Я вам говорила, что мы не будем использовать случайное число для этого столбца, а установим базовый размер оклада для небольших фирм с числом работников от 5-15 человек, к которому работодатель сможет впоследствии применять процентные надбавки, стимулирующие премии и комиссионные выплаты. Таким образом, перед вами ставится следующая задача: рассчитать базовый оклад для каждого из 5 работников склада (он будет для них одинаковым).

Рисунок 1

Чтобы решить эту задачу, нам необходима помощь преподавателя 2.

3. Повторение и закрепление изученного материала.

а) Формулировка задачи.

Преподаватель 2: Согласно статистическим данным функция, описывающая изменение объема фонда заработной платы, зависящей от некоторых параметров, с течением времени для работников небольших фирм, имеет вид: .

Нам необходимо рассчитать объем фонда заработной платы Х для 5 работников склада за полгода (с января по июнь включительно), значит нужно вычислить определенный интеграл (n = 6).

Этот определенный интеграл мы будем вычислять по методу Симпсона.

Какие способы и средства вычисления определенных интегралов вы знаете?

Студенты: «Ручной» способ, с помощью языка программирования путем написания программы, с помощью системы MathCAD.

Преподаватель 2: Давайте оценим каждый из данных способов.

Студенты оценивают и сравнивают разные способы (перекрестный опрос). Давайте составим таблицу, которая поможет нам провести сравнительный анализ данных способов интегрирования.

Таблица 1.

Название метода Вычисления с помощью «ручного» способа Написание программы на языке Turbo Pascal Вычисление с помощью математического пакета MathCAD
Время      
Результат      
Оклад одного работника      

Преподаватель 2: Переходим к первому способу. Каким образом можно автоматизировать арифметические вычисления?

Студенты: Можно производить вычисления с помощью Excel.

б) Решение задачи:

  • с помощью программы Excel.

Преподаватель 2: Нам необходимо произвести вычисления определенного интеграла по методу Симпсона с помощью программы Excel . С целью безошибочного применения алгоритма вычисления, давай оговорим поочередность выполнения этапов данного алгоритма. На экране интерактивной доски (и у каждого студента на рабочем столе компьютера в папке «Материалы к уроку») предлагается список этапов алгоритма вычисления определенного интеграла по методу Симпсона, записанных не по порядку их выполнения. Ваша задача – расположить эти этапы в порядке их выполнения.

Рисунок 2

Студенты: Один студент выходит к интерактивной доске и располагает этапы в порядке их выполнения.

Преподаватель 2: Итак, оговорив порядок действий, теперь вы можете приступать к вычислениям.

У каждого студента на рабочем столе компьютера есть заранее заготовленная папка «Материалы к уроку», в которой содержится документ «Таблица Симпсона» с условием задания и в данном документе необходимо произвести все вычисления. По окончании выполнения задания происходит их проверка посредством NetOpSchool путем вывода поочередно на экран интерактивной доски вычислений каждого студента и сравнения с правильными вычислениями.

, n = 6

Рисунок 3

Теперь занесем полученные данные в таблицу 1.

  • путем написания программы на языке Turbo Pascal.

Преподаватель1: Сейчас мы с вами вычислим ту же самую формулу с помощью написания программы на языке программирования Паскаль. На уроках по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» вы программируете различные задачи и обладаете навыками разработки, отладки, тестирования и модификации программного продукта. Давайте, согласуем порядок написания программы. С чего начинается алгоритм разработки программы?

Студенты: С блок-схемы алгоритма.

Преподаватель1: Правильно. У нас уже есть устный алгоритм программы, давайте запишем его в виде блок-схемы алгоритма. Вам предлагаются блоки, которые необходимо расставить в правильной последовательности. Один из студентов демонстрирует на интерактивной доске расстановку блоков.

Рисунок 4

Преподаватель1: Сейчас я распечатаю вам полученный вариант блок-схемы. Приступайте к написанию программы. После выполнения работы происходит демонстрация одной программы посредством NetOpSchool, остальные ПК проверяются в режиме запуска программы. Заполнение таблицы 1.

  • с помощью математического пакета MathCAD.

Преподаватель 2: Расчет с помощью MathCAD. Показ интерфейса. Расчет.

Рисунок 5

Заполнение таблицы 1.

4. Сравнительный анализ полученных результатов.

Сравнение всех трех методов вычисления.

Преподаватель 2: Какой метод на ваш взгляд является самым удобным?

Студенты: С помощью MathCAD. А зачем нам тогда знать алгоритмы вычисления определенного интеграла первыми двумя способами, если можно быстро и без затруднений осуществить вычисления с помощью MathCAD?

Преподаватель 2: В условиях современного экономического кризиса не все фирмы и предприятия могут себе позволить приобретение дорогостоящей программы. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособным специалистом, необходимо овладеть дополнительными доступными методами вычислений, которые менее дорогостоящи и дают достаточно точный результат.

Расчет на 1 работника.

Теперь нам осталось рассчитать базовый оклад на одного работника. Что для этого нужно сделать?

Студенты: Надо сумму, полученную нами в ходе вычислений (фонд заработной платы), разделить на количество работников, т.е. на пять.

А потом еще полученный результат делим на число месяцев, т.е. на шесть.

Расчеты: базовый оклад на 1 работника = руб.

Преподаватель1: Заполнение базы данных.

5. Подведение итогов. Оглашение оценок.

Выставление оценок согласно критериям.

  Вычисления с помощью «ручного» способа Написание программы на языке Turbo Pascal Вычисление с помощью математического пакета MathCAD
2 – все вычисления сделаны верно, без арифметических ошибок
1 – вычисления сделаны без арифметических ошибок, допускается одна-две неточности в округлениях
0 – допущены арифметические ошибки.
2 – программа написана корректно, выполняет предъявленные требования;
1 – программа написана корректно, допущена одна-две ошибки в арифметических операциях;
0 – программа не удовлетворяет предъявленным требованиям.
2 – вычисления произведены верно;
1 – допускается не более одной описки при вводе исходных данных;
0 – вычисления произведены неверно либо допущено более одной описки.

Оценка за занятие выставляется путем суммирования баллов за каждый способ интегрирования.

Заключение.

Четкая регламентация урока способствовала его динамичности и хорошей организации. Удачно выбранная форма проведения урока позволила успешно реализовать все поставленные на урок цели. Полученные результаты контроля знаний и умений четко характеризовали знания и умения каждого студента. Поставленные цели и задачи были полностью реализованы.