Интегрированное занятие для группы младших школьников с общим недоразвитием речи и низким уровнем развития познавательных процессов

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (528 кБ)


Тема: Буквы «о» и «а».

Цель общая: развитие зрительного гнозиса и праксиса.

Логопедическая: дифференциация букв «о», «а» изолированно, в словах, словосочетаниях.

Задачи:

  1. Соотнесение звука с буквой;
  2. Сравнение букв по словесным описаниям их элементов;
  3. Развитие оптико-пространственных представлений;
  4. Дифференциация звуков на слух и обозначающих их букв на письме;
  5. Развитие звуко-буквенного анализа
  6. Развитие умения согласовывать слова в словосочетаниях.

Психологическая: развитие универсальных учебных действий.

Задачи:

  1. Создание положительного настроя на работу;
  2. Активизация мыслительной деятельности;
  3. Формирование элементов самоконтроля и контроля за другими участниками.

Оборудование: компьютер, проектор, приложение 1 (шифр на каждого ребёнка), тетради, ручки, карандаш, красные шнурки (на каждого ребёнка).

I. Вводная часть.

Создаём хорошее настроение: «Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга».

Педагог – психолог загадывает детям загадку.

Стоит дуб,
На дубе двенадцать веток,
На каждой ветке по четыре гнезда,
В каждом гнезде по семь птенцов,
У каждого птенца одно крыло белое,
Другое - черное.

Ответ: год, 12 месяцев, 4 времени года, 7 дней недели (обучающиеся должны перечислить названия месяцев, времена года, дни недели).

Учитель-логопед: «Сегодня к нам пришли в гости две девочки (слайд №2). Одну девочку зовут Оля, вторую - Аня. Назовите первый звук имён наших гостей ([О] и [А]). Что общего у звуков [О] и [А]?

Ответ: гласные.

Чем различаются звуки?

Ответ: при произношении звука [А] рот широко открыт, а при произношении звука [О] губы округлены.

Учитель-логопед: «Как Вы думаете, какую букву любит Оля? Ответ: «о» (на экране появляется буква «о»). Какую букву любит Аня? Ответ: «а» (на экране появляется буква «а»). Что общего в написании букв и чем они отличаются? Ответ: у них одинаковый элемент – овал, отличаются: у буквы.

«а» два элемента овал и «хвостик». Наши гости предлагают Вам поиграть с их любимыми буквами».

II. Основная часть.

Упражнение №1. «Конструирование из шнурка строчных букв».

Цель: закрепление звука за образом буквы.

Учитель-логопед: «Сконструируйте из шнурка любимую букву Оли. Какой звук обозначается этой буквой?

Ответ: звук [О] – гласный.

Сконструируйте из шнурка любимую букву Ани. Какой звук обозначается этой буквой?

Ответ: звук [А] – гласный.

Упражнение №2 «Шифровальщик» (приложение 1) (слайд №3).

Цель: развитие произвольного внимания.

Инструкция: необходимо найти слова, используя шифр и записать их в тетрадь.

Цифры для предъявления:

  1. 3, 6, 18, 20, 16, 13, 7, 20 = вертолет;
  2. 20, 18, 1, 14, 3, 1, 11 = трамвай;
  3. 14, 1, 26, 10, 15, 1 = машина;
  4. 17, 1, 18, 16, 23, 16, 5 = пароход;
  5. 1, 3, 20, 16, 2, 21, 19 = автобус;
  6. 19, 1, 14, 10, 13, 7, 20 = самолёт.

Кинезеологическое упражнение «Ладонь-кулак».

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, мелкой моторики.

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,
Закрылись-открылись,
Словно из сказки
Они появились.

Теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.

Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!

Упражнение №3. Расшифровать слова о – круг, а – квадрат (слайд №4).

Цель: дифференциация букв «о», «а» на уровне слова, развитие звуко-буквенного анализа.

Учитель-логопед: «Оля и Аня зашифровали слова. Свою любимую букву «о» Оля зашифровала красным кружком, Аня свою букву зашифровала

красным квадратом. Расшифруйте слова, вставьте в слова сначала букву «о», а затем букву «а». Запишите в тетрадь слова с буквой «а» в левый столбик, а слова с буквой «о» - в правый.

Учитель-логопед: «Проверьте, так ли у Вас получилось? (слайд 5). Сравним их по значению по парно».

Упражнение №4 «Посмотри и запомни» (слайд №6).

Цель: развитие способности запоминать смысловой материал.

Инструкция: необходимо внимательно прочитать 10 пар слов и попытаться в течение 20 секунд их запомнить. Затем по памяти написать в тетрадь второе слово из каждой пары.

Физминутка

  • Раз – подняться, подтянуться
  • Два – согнуться, разогнуться
  • Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
  • На четыре – ноги шире.
  • Пять – руками помахать
  • Шесть – за стол тихонько сесть.

Упражнение №5 «Переплетенные линии» (слайды №7, 8, 9).

Цель: развитие произвольности внимания.

Инструкция: Надо найти, какая буква соединена с определённой цифрой. Следить по линии можно только глазами.

Проследить глазами от цифры к букве, записать в тетрадь полученные слова. Обвести букву «о» кружком, а букву «а» квадратом. Определить лишнее слово, объяснить почему.

Ответ: 1. Огурец (слайд №7); 2. Свёкла (слайд№8); 3. Яблоко (слайд №9), лишнее слово – яблоко, так как яблоко фрукт, а огурец и свёкла – овощи.

Упражнение №6.

Цель: дифференциация букв «о», «а» на уровне слов и словосочетаний, развивать умение согласовывать слова.

Учитель-логопед: «Вставьте пропущенные буквы «о», «а» в слова. Подберите каждой рыбке, плывущей вправо, рыбку, плывущую влево, чтобы получились словосочетания» (слайд №10).

Ответ: красный помидор, холодная зима, красивая чашка, сладкое мороженое, добрая бабушка.

III. Заключительная часть (рефлексивная).

Учитель-логопед: «Кто сегодня был в гостях? С какими буквами мы сегодня играли? Чем отличаются эти буквы?»

Педагог-психолог: «Ребята, что было интересно на занятии? Что у Вас получилось? За выполнение какого задания Вы бы поставили себе «пятёрку»? Если что-то было трудно или не получилось, Вы не переживайте, мы этому обязательно научимся» (слайд 11).

Список литературы:

  1. Глазунов Д. А. Психология. 2 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Д. А. глазунов. – М.: Издательство «Глобус», 2009. – 240 с.
  2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007. – 32 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  3. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008. – 272 с.
  4. Мазанова Е. В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/Е. В. Мазанова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 88 с.
  5. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/сост. Е. В. Языканова.-М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 3-е изд., стереотип. – 109, [3] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).