Новый тенденции в организации внеурочной деятельности. Викторины для начальной школы, средней и старшей на иностранных языках

Разделы: Иностранные языки, Администрирование школы


Понятие внеурочной деятельности не ново. Внеклассные мероприятия проводятся во всех школах уже давно. И польза их очевидна. Внеурочные мероприятия не только развлекают, но и повышают мотивацию, стимулируют, учат и развивают. Они помогают учащимся увидеть красоту иностранного языка, а не только проблемы, связанные с его овладением. Однако, как и любая область, организация внеурочной деятельности, и в частности, недели иностранных языков, подвергается изменениям. В данной работе мы предлагаем рассмотреть новые тенденции в организации внеурочной деятельности и недели иностранных языков.

В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Его инновационность проявляется в том, что впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований к результатам образования, воспитания на первый план выступает семья.

Во-вторых, инновационность стандарта второго поколения выражается в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился новый термин – планируемые результаты обучения. Это то, на что должен ориентироваться учитель при проектировании своей деятельности: не только предметной, отражающей учебную деятельность, но и чётко обозначить вторую половину школьного дня, то есть внеурочную деятельность.

Поэтому обществом, семьёй и государством заявлены социальные вызовы школьному образованию:

  • Морально-нравственная дезинтеграция общества
  • Низкий уровень доверия и социальной солидарности
  • Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
  • Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
  • Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
  • Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
  • Усиление миграционных процессов
  • Недостаточный уровень воспроизводства населения
  • Снижение физического, социального и психического здоровья населения

Таким образом, появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования и воспитания.

ФГОС 2 поколения нацелен и на возрождение воспитательной работы. Школа будет формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое. Уровень сформированности личностных качеств у каждого школьника, конечно, не будет оцениваться персонифицировано – образно говоря, «ЕГЭ по воспитанию» никто не будет вводить. Оценить эти результаты можно только с помощью социологических исследований на уровне муниципальной, региональной или в целом федеральной системы образования.

Из тех новшеств, которые будут замечены большинством учащихся и их родителей, это, прежде всего, появление внеурочной деятельности в учебном плане школы.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

В стандарте называют ЗАДАЧИ внеурочной деятельности:

  • обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
  • становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи

формирование у школьника активной деятельностной позиции

В стандарте выделяют 9 видов внеурочной деятельности:

  1. познавательная деятельность;
  2. игровая деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность;
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

Изучение иностранного языка в школе важно для развития личности, формирования ее готовности к межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

Иностранный язык как предмет имеет большой развивающий, воспитательный и образовательный потенциал, позволяет использовать благоприятные возрастные способности детей и в итоге – положительно влияет на результативность

Учителя иностранных языков должны стремиться обеспечить преемственность между тремя ступенями образования: начальной, основной и старшей школ. Преемственность четко просматривается в целях, в содержании иноязычного образования, а также в требованиях к уровню подготовки учащихся трех названных ступеней обучения. Так, цели начальной ступени развиваются и дополняются в основной школе и получают дальнейшее развитие в старшей школе. Что касается требований к подготовке учащихся, то они сформулированы в развитии – применительно к каждой из трех названных ступеней по всем коммуникативным умениям.

Содержание образования также развивается от ступени к ступени по всем своим составляющим. При этом особое внимание должно быть направлено на разгрузку школьников с целью улучшения их психического и физического здоровья. Это осуществляется как за счет перераспределения учебного материала и разгрузки средней ступени, так и за счет последовательного учета возрастных особенностей учащихся. При отборе тем для устного и письменного общения, необходимо принимать во внимание реальные интересы и речевые потребности учащихся младших, средних и старших классов, а также перспективы дальнейшего использования иностранного языка.

Музыка, песни и игры, по нашему мнению, оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка: поддерживают интерес к изучению иностранного языка, приобщают к культуре страны, способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи, активизируют языковую деятельность, содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого, создают благоприятный психологический климат, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность учащихся.

Через песни и игры раскрываются душа народа, его культура, и учитель выступает как посредник в процессе познания учащимися этой культуры, как комментатор, как стимулятор их познавательной активности. Подобные виды деятельности на уроках и вне уроков иностранного языка дает толчок детскому творчеству.

Организация недели иностранных языков.

В нашей школе традиционно проводятся недели иностранных языков. В школе изучается 5 иностранных языков: английский, немецкий, французский, испанский и китайский. Традиционно недели проходят в конце февраля. Как и любое мероприятие, недели иностранных языков требуют тщательной подготовки. Посмотрим на это с управленческой точки зрения.

Любая деятельность должна быть тщательно спланирована. Для начала вспомним, какие бывают функции управления. Это: информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая, а также функция регулирования и коррекции. Что касается технологии управления, необходимо выделить следующие этапы:

  1. Сбор информации
  2. Оценка ситуации с возможными рисками
  3. Поиск решений и вариантов
  4. Утверждение управленческого решения, понятного всем
  5. Выдача задания для каждого исполнителя
  6. Реализация решения
  7. Контроль и коррекция
  8. Итоги и выводы.

Также не надо забывать, что планирование – это действие, в результате которого определяют, какие результаты будут получены в будущем, и какие средства для этого необходимы. Это последовательность действий и ответ на вопросы: как выполнять, кто, во взаимодействии с кем и т.д.

Элементами планирования являются:

  • цели
  • определенная политика (т.е.способ действия)
  • ресурсы (люди, время, материалы)
  • внедрение (осуществление)
  • контроль (выявление расхождения между тем, что запланировали и тем, что получили)

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что грамотное планирование становится неотъемлемой частью современной управленческой системы и является показателем эффективности и профессионализма.

При планировании проведения недели иностранных языков мы стараемся учитывать все эти составляющие.

На августовском педсовете перед учителями иностранных языков ставится задача проведения недели иностранных языков. Далее в течении почти полугода идет подготовка. Исходя из общей концепции нашей школы, что каждый ребенок обучаем, но у каждого своя траектория развития, педагогический коллектив старается вовлечь в участие в неделе иностранных языков всех учащихся.

Это – выставка творческих работ учащихся (работы готовятся учащимися с сентября месяца, в течении всего процесса обучения). Это может быть страноведческий материал, литературные переводы, творческие работы по различным темам, изучаемым на уроках иностранного языка («моя комната», «мои домашние животные», «мой город»и т.д.)

Также в программе недели иностранных языков – викторины, конкурсы, утренник для младших школьников, интеллектуальный марафон, посещение музеев по тематике страноведения (используется совместная работа с «Mистер инглиш», которые проводят экскурсии для разновозрастных групп учащихся на английском языке). Стало традиционным и проведение уроков иностранных языков самими учащимися (например, учащиеся 9 класса проводят уроки иностранного языка в начальной школе). Заключительным этапом недели является большой праздничный концерт на иностранных языках, в котором принимают участие все ученики школы, приглашаются родители. Там же подводятся итоги недели и награждаются наиболее активные участники.

Примерно в октябре месяце начинается тщательное планирование недели иностранных языков. На методобъединении учителей иностранных языков определяется тема недели (например: «разнообразие языков – многообразие культур»)

Дальше планируется поэтапная работа каждого, определяются ответственные, сроки, контроль, корректировка (например, один учитель отвечает за заказ экскурсий, другой – за сбор материала со всех к выставке творческих работ и т.д.) На следующем заседании методобъединения происходит корректировка. Отдельно (в январе) определяются ответственные за проведение общешкольного праздника (объявление о месте и времени проведения, украшение зала, подготовка призов, грамот, корректировка сценария, график репетиций, уборка зала и т.д.) После проведения недели иностранных языков подводятся итоги и делаются выводы (что надо учесть при проведении подобного мероприятия на следующий год).

Приводим пример одной из недель иностранных языков в нашей школе.

За неделю до начала «Недели иностранных языков» вешается объявление с подробным планом проведения всех мероприятий.

Каждый день недели – день 1 иностранного языка (например, понедельник – день немецкого языка, вторник – день французского языка, и т.д.). Ежедневно учащиеся средней и старшей школы проводят небольшие 10 минутные лекции по страноведению для учащихся начальной школы (в начале 1-ого урока) Малышам рассказывают о странах изучаемых языков, традициях, обычаях, культуре. Также эта информация вывешивается в холле, для того, чтобы с ней мог ознакомиться каждый желающий. Также существует рубрика: «Знаете ли вы, что…?», содержащая интересные и необычные факты из истории и жизни разных стран. Эта рубрика готовится учителями и учащимися (в процессе подготовки недели иностранных языков). В дальнейшем вся эта информация используется при проведении конкурсов и викторин. Например, при проведении викторины для начальной школы, детям задаются вопросы по страноведению (по материалам тех лекций, которые они прослушали в течение недели).

Например: понедельник – день немецкого языка. Утром при воде в школу всех встречают ученики, изучающие немецкий язык, они здороваются со всеми по-немецки, желают хорошего дня. Далее на 1 уроке для учеников начальной школе проводится 10-минутная лекция о Германии, немецком языке. В течение всего для на переменах в школе звучат песни на немецком языке. В конце дня проводится небольшая викторина для младших школьников: что вы узнали сегодня? (о Германии). И так – ежедневно в течение всей недели.

Также вывешивается график проведения уроков иностранных языков учениками старших классов (день недели, число, класс, урок и кто его проводит). Все уроки также тщательно готовятся совместно с учителями.

В конце недели подводятся итоги, награждаются наиболее активные участники. После проведения недели на следующий день (в понедельник) на школьном стенде вывешивается информация по итогам проведения недели, победители в различных конкурсах, а также благодарность всем ученикам и учителям, готовившим и проводившим это мероприятие.

Викторина для начальной школы – Приложение 1.

Викторина для 6-10 классов– Приложение 2.