Развлечение "Экскурсия в музей ложки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

  • Развивать общие познавательные способности;
  • Приобщать детей к прошлому и настоящему нашей культуры;
  • Дать детям представления о многообразии видов ложек;
  • Познакомить с историей возникновения ложки;
  • Закреплять умение определять материал, из которого сделана ложка, на ощупь, при помощи осязания;
  • Развивать у детей творчество;
  • Расширять представления детей о наших традициях, развивать эстетический вкус;
  • Расширить лексический запас детей словами и выражениями: «деревянная ложка», «музыкальный инструмент», «ложкари».

Методические приемы:

  • Беседы, рассматривание иллюстраций;
  • Рисование по знакомству с русским народным творчеством (гжель, городецкая роспись, хохлома);
  • Лепка (пластические материалы: глина, тесто);
  • Выразительное чтение;
  • Оформление выставки ложек, принесенных детьми из дома;
  • Индивидуальная помощь.

Используемый материал:

  • Подборка фонозаписи русских мелодий и лирических песен;
  • Готовятся «музейные» стенды;
  • Русские народные костюмы;
  • Экспонаты к выставке;
  • Музыкальные инструменты для оркестра.

Ход мероприятия

В начале был задан вопрос: «Когда впервые люди стали есть пищу ложкой?» Дети затруднялись ответить на вопрос. Тогда им было рассказано, что каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой. А было это давным-давно. В те далекие времена наши предки жили в пещерах, и сначала им ложка была не нужна, потому что они пили воду через край, как мы из кружки. Но, научившись добывать огонь, люди стали готовить пищу на костре. Пить горячий жидкий бульон через край и доставать мясо из бульона, руками было горячо и неудобно. Поэтому человек стал думать, что бы ему такое сделать, изобрести, и придумал ложку. Первую ложку древний человек вытесал из камня.

На вопрос: «Как вы думаете: удобная это была ложка?»

Ответ детей (примерный): ложка была не очень удобна, потому что была тяжелой, а второй ребенок добавил: с неровными краями, так как камень обрабатывать тяжело, а третий ребенок захотел, тоже нам пояснить, что у них не было современных инструментов.

– Конечно, нет. Она была неровная и тяжелая. Во время еды обжигала губы, т.к. камень быстро нагревается от горячей еды. Потом люди стали делать ложки из кости или рога. Как вы считаете, а эти ложки были такими же неудобными, как каменные?

Ответ ребенка: такие ложки должны быть легче каменных, но тоже крепкие.

– Да, действительно, костяные ложки были более гладкими и легкими, не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. Потом ложки стали делать из бронзы, серебра и даже золота. А вы знаете, кто ел серебряными и золотыми ложками?

Ответ детей (примерный): Богатые люди: царь, князья, бояре. Правильность ответа не удивила, так как родители читают книги исторического содержания.

– А какими ложками ели простые русские люди в давние времена? Ответ детей: деревянными.

– Правильно. Простые люди ели щи и кашу деревянными ложками. Кто знает: из какого дерева их вырезали?

Ответ всех детей: из березы.

– Правильно. Но так же и из липы, осины, клена. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Вот посмотрите, какие красивые деревянные ложки! Детям было предложено обратить внимание на выставочную композицию (дети принесли из дома множество разнообразных ложек), что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы. В старину русские люди ложку носили при себе в особых футлярах. Многие ложки носили на поясе, на шнуре, поэтому на конце их ручек есть круглые отверстия. Без своей ложки в гости не ходили. Даже царь Петр Первый, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Он, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.

В ходе дидактической игры «Узнай, из чего сделана ложка» детям предлагалось проверить, как они умеют определять материал, из которого сделана ложка, на ощупь, при помощи осязания.

Детям завязывались по очереди глаза, и предлагалась для обследования ложка (деревянная, алюминиевая, пластмассовая, из нержавеющей стали). Дети называют признаки: легкая – тяжелая, теплая – холодная, гнется – не гнется, делают вывод, из чего сделана ложка.)

Далее детям было рассказано, что ложку на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие друг на друга. В России ложка – это не только посуда, но еще и музыкальный инструмент. Музыканты-ложечники играют, постукивая ложками друг о друга, и звучит задорная плясовая мелодия. Детям было предложено сыграть вместе на деревянных ложках мелодию «Кадриль».

Итог: Ребята, сегодня мы с вами поговорили об истории и появлении ложки на Руси, поблагодарим ребят и родителей за помощь в оформлении выставки. Скажите, чтобы вы хотели узнать еще?

Используемая литература:

  1. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в дет.саду»: метод. пособие для педагогов./Под ред. Т.С. Комаровой, 2008.
  2. Лыкова И.А. «Цветной мир»: спец.цветной журнал для воспитателей. №1 2008, №1 2010.
  3. Клименкова О. «Игра как азбука общения»: дошкольное воспитание, 2002.