Формула произведения

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Построить формулу произведения а = в·с, выражающую общие свойства взаимосвязей между величинами в формулах пути, стоимости, работы и др.
  2. Тренировать способность детей к решению задач на все изученные виды зависимостей между величинами; тренировать способность к решению уравнений.
  3. Развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности, интерес к математике.

Оборудование: тетрадь-учебник, формулы различных величин, задания для индивидуальной работы.

Ход урока

І. Организационный момент

– Звонок дал сигнал на начало нашей работы.

Я вижу ваши добрые, заинтересованные глаза.

Подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошей и плодотворной работы на уроке.

ІІ. Устный счет

Мы друг другу улыбнулись.
И чуть-чуть все подтянулись.
Знаем много, без сомненья.
И начнем урок наш с …. (уравненья)

(На доске3 уравнения)

– Решите уравнения по рядам.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
17 * у = 85 х * 11 = 99 а : 5 = 5

(По 1 человеку у доски)

Проверка. Замечаний нет? Объясните решение. (Ученик у доски объясняет, как решал уравнение).

– Какие два уравнения можно объединить? Почему?

(1 и 2, т.к. на умножение, неизвестен множитель, который находим действием деления).

Действительно это так. А третье уравнение совсем не связано с 1 и 2?

(Связано, т.к. действие деление обратно действию умножению).

– Как записать действие умножение в общем виде?

– Чем будет являться а? в? с?

– Докажите, что деление обратно действию умножения?

а = в * с
в = а : с
с = а : в

! Этот вывод нам сегодня пригодится на уроке.

ІІІ. Введение в тему

– Уравнения с нами не прощаются.

Они предлагают нам разгадать их секрет.

Если корень уравнения 5 открыл букву д, а корень уравнения 25 открыл букву ч, то подумайте, какую букву откроет нам корень уравнения 9? (з)

Получилось: д з ч.

– Можем прочитать эту запись? Почему? (Нет букв гласных)

– Чтобы добавить не хватающие буквы гласных, вам надо послушать четверостишия  и понять о какой величине идет речь.

Транспорт движется по трассе.
Время долгое в пути.
Ты внимательно подумай,
Что в задаче нам найти? (Про что говорится?) (По ходу появляются буквы).
Есть еще величина.
С делом связана она.
Трудолюбие проявим,
“Дело сделано!” – объявим.
В магазин, когда пойдем,
Товаров разных наберем.
Сколько денег нам отдать?
Надо точно сосчитать.

s    С    А

– Верно. Я называю 1 букву, 2 букву, 3. (Это буквы а)

– Можно теперь составить слово? (задача) (Путем передвижения карточек составить слово).

– Как вы думаете, как нам могут пригодиться сегодня на уроке знания, о которых мы сейчас говорили: действие умножение и обратное действию умножения-деление, задача, и пока обозначенные три величины?

(Можем составить формулу пути, стоимости, работы и установить взаимосвязь между этими величинами)

формула пути формула стоимости формула работы
s = v * t С = а * n А = v * t
v = s : t а = С : n v = A : t
t = s : v n = С : а t = A : v

– Чем похожи эти формулы? (находим произведение).

– Чем являются v и t, а и n в формулах? (множителями)

– По какому правилу находили эти величины? (по правилу нахождения неизвестного множителя).

– Попробуйте записать все эти формулы в обобщенном виде, не думая о значениях величин.

– Эту работу я вам предлагаю выполнить в группах.

– Проверка.

– Мы знаем формулу пути, стоимости, работы.

А как можно назвать эту обобщенную запись? (Формула произведения).

– Откроем учебники на стр.53 и проверим наши предположения. (В правиле подчеркнуть формулы) (Обвести в рамке).

– Правильно мы дали название формуле?

– Как называется эта запись? (Формула произведения)

– Когда будем использовать эту формулу? (В решении задач, когда есть взаимосвязь таких величин как расстояние-скорость – время).

Физминутка

Отложите-ка тетрадку!
Становитесь на зарядку!
Сладко-сладко потянулись
И прогнулись, и пригнулись.
Распрямились, разогнулись.
Ваши мышцы все проснулись? (Да)
Ваши губы улыбнулись? (Да)
Пальчики к письму готовы? (Да)
Мы работать будем снова?

– Что будем делать дальше? (Решать задачи).

– Давайте посмотрим, с какими величинами можно работать по формуле произведения.

– Учебник стр. 52 №1

– Найдите те тройки взаимосвязанных величин, о которых мы говорили. (1,2,3)

– Таблица закончилась? Почему? (Есть и другие тройки взаимосвязанных величин).

– Работа в парах.

Используя формулу произведения, запишите в правом столбике формулу, устанавливающую зависимость между данными величинами.

Проверка.

– Вот сколько разных задач можно решать, используя формулу произведения.

ІV. Первичный этап закрепления

1 задача:

Автобус в первый день был в пути 3 часа и ехал со скоростью 50 км/ч. Во второй день он увеличил скорость на 10 км/ч и был в пути 2 часа. Какое расстояние проехал автобус за два дня?

2 задача:

Библиотекарь ставили школьные штампы на новые учебники.

В первый день она работала 3 часа с производительностью 50 книг в час. Во второй день она увеличила свою производительность на 10 книг и работала 2 часа. Сколько книг она проштамповала за два дня?

3 задача:

Для награждения победителей в спортивных соревнованиях в первый день купили 3 фотоальбома по 50 рублей. Во второй день пришлось докупить ещё 2 альбома, но их цена увеличилась на 10 рублей. Сколько рублей заплатили за все фотоальбомы?

4 задача:

Для благоустройства парка засадили саженцами две аллеи. Ширина первой аллеи

3 метра, а длина 50 метров. Ширина второй аллеи 2 метра, а длину увеличили на 10 метров. Какую площадь занимают эти две аллеи?

(Пока дети решают самостоятельно стереть с доски пояснения в 1 задаче)

Проверка

– Посмотрите на решение своей задачи и на решение задачи на доске.

Что вы можете сказать?

– А что, мы решали все одинаковую задачу?

1 ряд в вашей задаче, о каких величинах идет речь?

2 ряд?

3 ряд?

– Почему же одинаковое решение? (Одинаковые числа. Применяли ко всем задачам формулу произведения).

– Правильно. Хотя и величины в задачах разные, но их можно объединить одной формулой – формулой произведения.

V. Итог

Я вам задам несколько вопросов, а вы хором дружно отвечайте: “Да! Да!”.

– Мы друг друга понимали?

– Хорошо всегда считали?

– А задачи мы решали?

– На уроке засыпали?

– Какие задачи учились решать?

Что нового узнали?

VI. Домашнее задание.

Стр. 55 № 10, а) 1вариант; б) 2 вариант.

№ 8.

№ 9 по желанию.