Социально-психологическая работа со студентами-инвалидами в системе СПО

Разделы: Социальная педагогика


В настоящее время в Москве проживает более 1 млн. 200 тыс. инвалидов, 27 тыс. чел. из них – это дети-инвалиды и это число увеличивается с каждым годом.

Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 год) «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

Во многих странах термин «инвалид» вышел уже из употребления и считается дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом и потребностями, вместо него по отношению к детям используется термин «дети с ограниченными возможностями».

Основная задача всего государства сделать все, чтобы в Москве людям с ограниченными физическими возможностями – и взрослым, и детям – было хорошо и удобно жить, учиться, работать, заниматься творчеством, развивать собственные способности и таланты, ведь «Инвалидность, не приговор, а лишь дополнительное препятствие в нашей жизни».

Проблема инвалидности у детей не несет в себе только чисто медицинский аспект, она больше связана с социальной проблемой неравных возможностей. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями объективно необходимы дополнительные ресурсы общества, направленные на видоизменение среды с тем, чтобы она стала максимально благоприятной для жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями и способствовала их самореализации в этом возрасте. Успешная социализация ребенка с ограниченными возможностями имеет первостепенное значение для организации их жизнедеятельности, развития и самореализации в будущем. Проблема социализации детей с ограниченными возможностями является наиболее сложной и комплексной среди того круга проблем, которые сопровождают процесс становления личности. И для того, чтобы ребенок смог приобрести жизненный опыт, получить образование и перспективы в будущем, необходима четко скоординированная работа всех участников взаимодействия с детьми – инвалидами.

Большинство из нас редко сталкиваются с проблемами обучения студентов-инвалидов, и почти никогда эти проблемы не входят в сферу наших непосредственных забот. Мы не задумываемся о том, как много можно сделать для этих людей.

Вот некоторые моменты, которые препятствуют социализации студента, обучающегося из числа детей-инвалидов: зачастую это негативное отношение к инвалидам в обществе, неприятие его сверстниками. Эти и другие факторы приводят к тому, что ребенок с ограниченными возможностями проникается чувством собственной неполноценности, ненужности, что затрудняет его социальное самочувствие и вхождение в общество в будущем.

Главная цель работы со студентами с ограниченными возможностями в нашем колледже, это сделать все возможное для того, чтобы они шли по жизни с девизом «Жить инвалидом, но не быть им».

Основные задачи педагогического коллектива колледжа:

  • создание благоприятных условий для психологического комфорта, развития личности студента и обучения;
  • оказание студенту комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе обучения и адаптации к новому социуму;
  • защита студента в его личностном пространстве;
  • установление связей и партнерских отношений между семьей и колледжем.

С первых дней пребывания студента с ограниченными возможностями в нашем колледже, проблеме их социализации уделяется большое внимание. Для успешной адаптации таких детей к новому виду обучения и коллективу, проводится социально– психологическая работа в комплексе педагогов: социального педагога, психолога, заведующего отделением, и классным руководителем. Все вместе они ищут способы для того чтобы эти студенты, как можно скорее и безболезненнее влились в коллектив и чувствовали себя в нем комфортно.

Для этого проводятся следующие исследования:

– Адаптационная анкета (Приложение 1)
– Карта социальных связей
– Методика «Выход из трудных жизненных ситуаций» (Приложение 2)
– Методика «Тревожность и депрессия» (Приложение 3)
– «Исследование самооценки личности» (Приложение 4) и многое другое.

Приложение 5

С целью вовлечения детей-инвалидов в общественную жизнь колледжа и обеспечения развития их личности организуются:

– экскурсии;
– классные часы;
– концерты и внутриколледжные мероприятия и т.д., в которых дети-инвалиды принимают активное участие.

Так же хотелось бы отметить, что работа ведется не только с детьми, но и преподавателями колледжа. Ежемесячно у нас проходит школа педагогического мастерства для преподавателей, где они не только делятся опытом работы, но и демонстрируют свои достижения в области профессиональной деятельности. Ежеквартально проводятся педагогические советы, на которых присутствуют все преподаватели колледжа. Обязательной частью педагогического совета, является выступление психолога, социального педагога и заведующего отделением, с тем как необходимо работать с детьми с ограниченными возможностями.

Социальная работа со студентами-инвалидами, помощь семье, в которой растет такой ребенок – очень важная и ответственная задача, стоящая не только перед государством, но и учебном заведении.

Ежемесячно студенты– инвалиды получают социальную стипендию в размере 600 рублей. Также несколько раз в год студентам обучающимся из числа детей инвалидов выплачивается премия.

В заключении хотелось бы сказать, что весь педагогический состав колледжа стремиться к тому, чтобы обучающиеся из числа детей– инвалидов, чувствовали себя полноценными членами коллектива колледжа. И если мы будем каждый день видеть на их лицах улыбку, интерес к учёбе и стремление к дальнейшим достижениям, можно считать, что наша цель: «Жить инвалидом, но не быть им» достигнута.