"Овеянные славой флаг наш и герб"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Действующие лица:

  • Маша;
  • Витя;
  • Илья Муромец;
  • Добрыня Никитич;
  • Алеша Попович;
  • Царь;
  • Царица;
  • Сверчок;
  • Петр I.

Комната. В кресле сидит Маша. Вбегает Витя.

Витя: Маша, сестричка, помоги! Нам в школе задали узнать историю герба и флага нашей страны.

Маша: Не расстраивайся, что-нибудь придумаем!

Раздается стук, входят три богатыря.

Маша (испуганно): Кто вы?

Витя: А я узнал вас. Вы - Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Илья Муромец: Правильно, Мы решили тебе, Витя, помочь. Герб - это изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину свои гербы были у дворянских родов и даже отдельных лиц.

Добрыня Никитич: Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Старинные гербы русских городов рассказывают о красоте и богатстве родной земли, о ратных подвигах, о народных сказаниях и легендах. Значение имеют не только изображения, но и цвет герба: голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый - изобилие, красный - мужество и храбрость.

Алеша Попович: Вот герб Москвы - на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Привстав на стременах, он вонзает копье в золотое тело дракона с зелеными крыльями. Этот герб появился после битвы московского князя Дмитрия Донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Он показывает в условной форме и знаменитое сражение, и начало создания независимого Русского государства.

Илья Муромец: Ну, Витя и Маша, нам пора, а вы идите в библиотеку, вас там ждут. Прощайте!

Витя и Маша: Спасибо вам! Прощайте!

Дети уходят, декорации меняются, в библиотеке - царь и царица.

Царь: Здравствуйте, дети! Я - русский царь Иван III, а это моя жена - племянница византийского императора. Слышал я, что вы хотите узнать историю нашего, русского, государственного герба. Так слушайте!

Царица: Византия - огромная страна, центр Восточной Римской империи. К сожалению, она погибла под ударами завоевателей.

Царь: Вскоре я принял в качестве своего герба изображение византийского двуглавого орла. На гербе Руси, а потом и России, двуглавый орел стал означать, что Москва пришла на смену Византии. Но на груди орла появился щит с рисунком всадника, поражающего дракона, - неизменный герб Москвы.

Витя: Спасибо вам! Оказывается, российский герб имеет непростую и необычную историю.

Царь: Примите изображение герба в дар нашим потомкам. Прощайте!

Маша: Спасибо и до свидания!

Царь и царица уходят. Витя и Маша ищут книги в библиотеке. Появляется Сверчок.

Сверчок: Кто меня потревожил? Что вам надо?

Маша: Здравствуйте, Сверчок! Меня зовут Маша, а это мой брат Витя.

Витя: Мы ищем книгу, где была бы описана история флага нашего государства. Но что-то ничего не можем найти.

Сверчок: Эта книга у меня. Похвально, что вас интересует государственные символы. Самые первые флаги были военные. Появились они тогда, когда возникли большие армии, и стало просто необходимо издали отличать отряды: свои или вражеский.

Витя: А когда появился наш флаг?

Сверчок: Трехцветный государственный флаг России учрежден в 1693 году первым российским императором Петром I.

Заходит Петр I.

Петр I: Кто это говорит обо мне?

Маша: Прости, царь, но нам интересно, ты сам придумал такой флаг?

Петр I: Мне очень нравится страна Голландия. Я много узнал нового и многому научился в этой стране. У Голландии флаг красно-бело-синий. На нашем флаге я поменял цвета местами, а в центре добавил изображение золотого двуглавого орла.

Сверчок: А вы знаете, дети, что каждый цвет имеет свое особое значение?

Витя: Знаем, знаем! Белый - это мир и чистота, синий - небо и верность.

Маша: А красный - смелость, честность и кровь, пролитая за свободу.

Петр I: Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к ее флагу. Ведь под ним совершено так много подвигов.

Витя и Маша: Спасибо вам! Мы узнали много нового. Прощайте!

Петр I уходит.

Сверчок: Флаги мы видим часто. Большие - над зданиями, где размещаются важные учреждения. Флаг несут и на параде, поднимают его и на каждом корабле.

Витя: Да, флаг и герб очень важны для государства и каждого человека.

Маша: Давайте и мы будем беречь и уважать наши государственные символы.

Витя: А нам пора возвращаться домой. До скорой встречи!

Список литературы

  1. Ворожейкина Н.И. Рассказы по родной истории. - М.: Просвещение, 1993.
  2. Соловьев К. Святая Русь или всенародная история великого государства IХ-ХIХ вв. - М.: Современник, 1994.
  3. Чудакова Н.В. Я познаю мир. История. - М.: Аст, 1997.