Конспект урока русского языка и развития речи, 6-й класс. Тема: "Имя прилагательное" (закрепление)

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 6


Цель: обобщить знания об имени прилагательном, как части речи.

Задачи:

  • закрепить умение распознавать имена прилагательные в тексте; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; правописание родовых окончаний имен прилагательных.

  • развивать активный словарный запас.

  • корригировать умение обобщать и делать выводы.

  • воспитывать выдержку и умение выслушать мнение товарищей.

Оборудование: Предметные картины, таблицы, карточки, опросник, слова, яблоко, конфета.

Ход урока

  1. Организационный момент

(настрой детей на работу, проверка готовности рабочих мест).

Учитель. Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие.

Какой? Какая? Какое? Какие?

  1. Обобщение изученного материала.

Учитель. О какой части речи мы с вами будем говорить?

Ученики. Прилагательном.

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами повторим и закрепим знания об имени прилагательном (что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, правописание имен прилагательных).Выявим знатоков этой темы.

1.Работа по опроснику.

Учитель. Запишите число и тему урока. На доске я прикрепила опросник по которому мы всегда работаем.

(Дети работают по вопросам).

  • Что такое прилагательное?
  • Что обозначает прилагательное?
  • На какие вопросы отвечает?
  • С какой частью речи употребляется?
  • Как изменяется?
  • Чем является в предложении?
  • Для чего используется в нашей речи?

Ученики. Прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В речи согласуется с именем существительным, изменяется по родам и числам, в предложении является определением.

Учитель. Для чего же в речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете?

Ученики. Высказывают свои мнения.

2.Работа по таблице.

Учитель. Послушайте описание цветка.

Ученик. Читает “Я увидел красивый цветок. Лепестки у него были голубые, листья нежные, а стебель гибкий. Настроение у меня стало прекрасным”. Учитель. Мы видим, как красив цветок. Что нам помогло описать его?

Ученик. Описать красоту этого цветка нам помогли имена прилагательные.

Учитель. Человека окружают разные предметы, их много и у каждого немало признаков. Давайте проанализируем слово цветок по таблице.

(Дети работают по вопросам).

Что мы сейчас описали? (цветок)

Какого рода и числа имя существительное? (мужского рода)

Какого рода и числа будут прилагательные? (тоже мужского рода)

Поставьте вопрос к именам прилагательным.(Цветок (какой?) красивый, голубой, нежный).

Учитель. Запишите в тетрадях. Цветок (какой?) красивый, голубой, нежный.

Учитель. Показывает конфету Что это? Какая она? (шоколадная, сладкая, вкусная). Запишите в тетрадях. Конфета (какая?) шоколадная, сладкая, вкусная.

Учитель. Показывает яблоко. Что это? Какое оно? (большое, красное, вкусное). Запишите в тетрадях. Яблоко (какое?) большое, красное, вкусное.

Учитель. Определите род и число имен прилагательных, выделите окончания. Учитель. Как узнали род и число имен прилагательных?

Ученики. По имени существительному, с которым оно согласуется.

Учитель. У каких прилагательных род узнать нельзя?

Ученики. У прилагательных во множественном числе.

Учитель. Как отличить имена прилагательных от существительных?

Ученики. По значению, по вопросам, прилагательные изменяются в единственном числе, по родам.

На доске таблица.

Ед. ч.

М. р.

Какой?

-ой, -ый, -ий.

Ж. р.

Какая?

-ая, -яя.

Ср. р.

Какое?

-ое, -ее.

 

Какие?

   

Мн. ч.

-ые, -ие.

3.Словарная работа.

Учитель. Сегодня на уроке новое словарное слово- конфета.

а) Значение слова (конфета - кондитерское изделие).

б) Звукобуквенный анализ слова:

Сколько в слове звуков?

Сколько в слове букв?

Сколько в слове гласных?

Сколько в слове согласных?

Какой ударный слог?

Сколько в слове слогов?

в) Подбор однокоренных слов, словоизменение, словообразование.

Учитель. Давайте запишем предложение и разберем его по членам предложения. Чем является в предложении прилагательное? С какой частью речи связано имя прилагательное? Почему?

Ученики. Имена прилагательные связаны с именами существительными, потому что они обозначают признак предмета.

Физминутка

Учитель выставляет на доску карточку со словом щенок и его изображение.

Учитель. Встаньте из-за парт, руки на пояс. Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, - приседает первый ряд, на настроение – второй ряд. Руки перед собой.

Учитель называет слова весёлый, ушастый, печальный, грустный, хвостатый, радостный, пятнистый, задумчивый, лохматый.

4.Индивидуальная работа по карточкам.

Пример карточки.

1.Прочитай.

Этот_________ зверек живет в лесу. У него _______ уши, ________хвост. Передние лапы_______ , а задние - ______. Шубка у зверька летом-______ , а зимой- ______ . Морковка, _____,_______- любимые лакомства животного. А зимой и ____кора хороша. _____зверек всего боится.

2. Впиши имена прилагательные, подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.

Ученики. зачитывают рассказ, работают по вопросам.

  • Какие прилагательные вставили?
  • Что обозначают эти прилагательные?
  • На какие вопросы отвечают?
  • С какой частью речи употребляется?
  • Как изменяется?

5.Работа у доски, подбор антонимов.

Учитель. Теперь другое задание. Напишите имена прилагательные противоположного значения (антонимы). Вставьте пропущенные буквы, докажите.

У…кий (узок) - широкий (жи – ши),

Б..льшой (большие) – маленький,

В..сёлый (весело) – грустный (непроизносимое согласная в слове грустит),

Х..роший (словарное слово) – плохой.

Учитель. На доске записаны слова картофель, картина, карандаши. Давайте подберем к существительным соответствующие прилагательные.

Ученики говорят, учитель записывает на доске, дети в тетрадях.

На доске.

Картофель (какой?) свежий, крупный.

Картина (какая?) чудесная, красивая.

Карандаши (какие?) цветные, деревянные.

Учитель. А теперь образуйте от существительного картофель прилагательные мужского, женского, среднего рода в единственном и множественном числе.

Ученики. После выполнения задания один ученик записывает на доске.

На доске

М.р. – картофельный салат

Ж.р. – картофельная ботва

Ср.р. – картофельное поле

Мн.ч. – картофельные пироги.

6.Фронтальная работа.

Учитель. Определите окончания имен прилагательных.

Ученики работают по алгоритму.

1.Определите род имени существительного.

2.Устно поставьте вопрос к имени прилагательному.

3.Определите окончания имен прилагательных.

Ручей быстр(ый)- м.р.

Река быстр(ая)- ж.р

Течение быстр(ое)- ср.р.

День весел(ый)-м.р.

Игра весел(ая)-ж.р.

Лето весел(ое)-ср.р.

Учитель. Еще раз обратимся к таблице на доске и сделаем выводы.

Ед. ч.

М. р.

Какой?

-ой, -ый, -ий.

Ж. р.

Какая?

-ая, -яя.

Ср. р.

Какое?

-ое, -ее.

 

Какие?

   

Мн. ч.

-ые, -ие.

   

7.Самостоятельная работа по карточкам разного уровня, совершенствование знаний и умений.

Учитель. Какие вы молодцы! Любите ли вы загадки?

Ученики. Да!

Учитель.

Лес и поле белые,
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветки как рога.

Ученики. Зима.

Учитель. А сейчас какое время года?

Ученики. Зима.

Учитель. Слушайте задание: напишите мини-сочинение по теме “Зима”.

Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам.

Вариант 1

“Пишу сам (а)” (на доске картина “Зима”).

Вариант 2

Прошу маленький SOS (помощи). ( В кармане под SOS – слова – помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима).

Вариант 3

“Прошу большой SOS”. (В кармане – карточки.)

Пришла ______ зима. Стоят ______ морозы. Земля покрылась ______ снегом. Стоит ______ лес. Деревья украшены _______ узорами инея. В ______ снег спрятались ______ ёлочки. ______ мороз сковал воду на реке. _______ жители давно приготовились к зиме.

Учитель. Слушаем сочинения.

III. Подведение итогов.

-Какую тему мы с вами повторили?

-Что такое имя прилагательное?

-Что обозначают имена прилагательные?

-На какие вопросы отвечают? (приведите примеры).

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? женского рода? среднего рода? (приведите примеры).

-Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода? женского рода? среднего рода? (приведите примеры).

IV. Домашнее задание. Оценивание.