Использование метода проектов на уроке немецкого языка в 5-м классе с целью развития коммуникативной компетенции

Разделы: Иностранные языки


Обучающимся 5 класса была предложена тема исследования «Мое любимое животное» параллельно с изучением темы «Все о зоопарке» учебника Н.Д. Гальсковой, Н.А. Артемовой, Т.А. Гавриловой «Мозаика».

Перед обучающимися ставились следующие цели:

1. Воспитательные:

  • воспитание потребности пользоваться немецким языком как средством общения и познания;
  • заинтересовать обучающихся в выполнении проекта, вовлечь всех в работу над проектом.

2. Образовательные:

  • развитие речевой компетенции;
  • развитие информационной компетенции;
  • формирование социо- и кросскультурной компетенции;

3. Развивающая:

формирование способности вступать в иноязычное общение.

Обучающимся нужно было выполнить следующие задачи:

  • отрабатывать необходимую лексику;
  • закреплять грамматический материал (слабое склонение существительных);
  • предлагать примерные вопросы для обсуждения;
  • развивать умения работать с информацией, применяя ИКТ;
  • расширять знания о реалиях страны изучаемого языка.

Выполнение проекта «Мое любимое животное» происходило в несколько этапов.

I. Подготовительный этап.

На данном этапе учитель осуществляет формирование групп , создание условий для самостоятельной работы обучающихся – практически использовать немецкий язык, составление подробного плана работы над проектом : вид животного, область распространения, питание, внешний вид, особенности. Учитель чаще хвалит обучающихся, чтобы не пропало желание работать при столкновении с первыми трудностям, ошибками.

Обучающиеся знакомятся с замыслом проекта

II. Этап реализации.

На втором этапе учитель ознакамливает обучающихся с различными источниками информации, включая словари, энциклопедии, интернет-ресурсы.

Обучающиеся работают в классе: учат слова по теме, грамматический материал- слабое склонение существительных.

Также обучающиеся работают самостоятельно: осуществляют написание и форматирование письменного материала на компьютере.

III. Cбор и анализ информации.

На данном этапе учитель готовит обучающихся к публичному выступлению.

Обучающиеся выполняют в классе и дома подготовительные упражнения к выполнению проекта, поиск информации в библиотеке, Интернет. Превалируют такие виды иноязычной деятельности как чтение и письмо. Выбирается форма презентации – доклад перед одноклассниками – возможность каждому обучающемуся публично проявить себя. Обсуждается план выступления и его длительность – 5-7 минут.

IV. Рефлексия.

Обучающимися был накоплен и изучен необходимый материал. В обсуждение были вовлечены 12 обучающихся (1 группа), средством общения которых являлся немецкий язык.

Подготовка докладов вызывала затруднения у некоторых обучающихся. Непросто включиться в активный познавательный процесс, самостоятельно выбрать нужную информацию из источника. Необходимо овладеть необходимым лексическим и грамматическим материалом, правильно употреблять в речи названия животных слабого склонения, иметь навыки работы с большими объемами информации, вычленяя главное.

Дети посетили школьную библиотеку, новую городскую библиотеку, работали в Интернет.

V. Обсуждение результатов работы над проектом, оформление работы.

Включены такие виды иноязычной деятельности как аудирование и говорение. Соблюдение параметров плана работы над проектом, эстетичность оформления доклада , роль каждого обучающегося в работе над проектом.

Все работы оформлены эстетично: работы выполнены на компьютере, дети нарисовали рисунки.

VI. Презентация проекта, его защита.

Задачами данного этапа являлись: фиксирование ошибок для корректировки, стимулирование обучающихся к высказыванию, слушать, задавать вопросы в роли рядового участника.

Обучающиеся отчитались о полученных результатах, обсудили как свои проекты, так и проекты одноклассников, учились вести дискуссию, соблюдая нормы речевого этикета, овладевали культурой общения.

VII. Оппонирование, оценка результатов проекта.

После общей презентации учитель обсудил с обучающимися их мнения о работе над проектом, поговорил о трудностях, ошибках, провел рефлексию проекта. Обучающиеся пришли к выводу, что работая над проектом, важны такие общеучебные умения как умение быстро читать, выделять главное в тексте. Обучающиеся учились самоанализу, учились делать умозаключения, корректно делать замечания одноклассникам.

Очевидно, что цели и задачи в общем достигнуты. Обучающиеся закрепили имеющиеся у них знания, умения и навыки, работая над интересной для них темой, используя весь изученный лексический и грамматический материал. Для каждого обучающегося была создана образовательная среда, где каждый имел возможность развития интеллектуальных, творческих способностей, а самое главное - использовать немецкий язык на уровне реальной компетенции.