Организации диагностики и коррекции знаний при обучении химии в исправительной колонии

Разделы: Химия


Понимание важности и значимости образования, как для личности, так и для общества в целом, нашло подтверждение в законодательных актах российского государства. Все заключённые имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности.

В ч. 2 ст.43 Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. Порядок организации получения образования, лицами отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исправительной систем регулируется Положением «Об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» утверждённого Приказом Министерства юстиции РФ и Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г № 61/70.

Право осуждённых на получение общего образования обеспечивается путём создания вечерних (сменных) общеобразовательных школ, учебно-консультационных пунктов при исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы. Типовое положение «О Вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении», утверждённом Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. №1237. Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения). Школа создаётся на базе имущества, предоставляемого исправительным учреждением. Обязанности обучающихся определяются уставом и правилами внутреннего распорядка школы с учётом особенностей режима отбывания наказания. Обучающиеся, водворённые в штрафной изолятор, переведённые в помещение камерного типа, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, осваивают образовательные программы по заочной форме. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX и XII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до её начала, может проводиться досрочно. Работники школы обязаны выполнять правила внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение определённой суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходит для выполнения основной задачи данных учреждений – исправления осуждённых.

Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать три норматива (компонента):

  • минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся;
  • обязательные знания и умения по каждому из них (образовательный стандарт);
  • уровень нравственности (степень исправления).

Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие её сознания, повышения культурного уровня с учётом национальных традиций и обычаев на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осуждённых.

Согласно положениям ст. 112 УИК РФ, обязательному обучению в школе подлежат осуждённые к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего образования. Осуждённые старше 30 лет и осуждённые, являющиеся инвалидами первой и второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Осуждённые, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа была образована 29 августа 1957 года при исправительной колонии № 10. Обучение в школе вели пять учителей. В настоящее время школа находится в жилой зоне исправительной колонии. В школе обучаются 750 учеников. В ней работают 25 учителей, есть психолог и методист. В составе школы два учебно-консультативных пункта – в ИК-35 (особый режим) и в ИК-37 (строгий режим).

Преподавание в исправительных колониях осуществляется с учётом режимных и воспитательных требований, а также правил внутреннего распорядка учреждения.

За партами сидят люди, совершившие тяжкие преступления: убийства, тяжкие телесные повреждения, изнасилования, преступления против собственности. Они способны на правонарушения. Важной воспитательной работой, является необходимость убедить осуждённого в получении им образования. Эта работа проводится на воспитательных советах в отрядах и педсоветах в школе с участием начальников отрядов и учителей школы, а так же при личных беседах учителя с учениками.

Аргументы, которые часто приводят осуждённые не желающие учиться. Например, «У меня три судимости. Кто меня после освобождения возьмёт на работу? Кому я нужен? Зачем мне учиться?» или «У меня СПИД. Мне жить осталось 10 лет. Зачем мне учиться и получать образование?» Приходится убеждать, что образованному человеку легче найти работу; Полученные в школе знания, документ об образовании будут востребованы при устройстве на работу. СПИД пока не излечим, но учёные всего мира бьются над решением этой проблемы. Уже могут продлять жизнь больных с помощью медикаментов до пожилого возраста. Учёные обязательно найдут метод лечения «чумы 20 века». Поэтому не нужно отчаиваться. Надо надеяться на лучшее, строить планы на будущее и школа вам в этом только поможет. Образование является не только средством повышения конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности.

В последние годы в исправительной колонии появилось много осуждённых молодых людей больных СПИД-ом. Поэтому организацию обучения необходимо строить с учётом наличия в классе больных СПИД-ом, туберкулёзом и гепатитом . Учащиеся нашей школы со сложными и трудными судьбами, с большими сроками отбывания наказания от 5 до 20 лет. Поэтому, на плечи учителей ложится не только образовательная, но главное, воспитательная функция. «Уголок душевности», так отзываются о школе учащиеся. Большинство наших учеников испытывало трудности при обучении в дневной школе и были отчислены из школы за пропуски занятий, неуспеваемость и неадекватность поведения.

Цель учителей школы:

  • преодолеть негативное отношение учащихся к школе, к учёбе;
  • внушить ученикам уверенность в успешности обучения;
  • добиться позитивного отношения к учёбе; научить мыслить, развивать познавательный интерес, расширить кругозор;
  • помочь поверить в себя, в свои силы.

Диагностика способностей учащихся начинается при приёме заявлений в школу и комплектовании классов и продолжается в течении сентября. При этом изучаются, личные дела учащихся для выяснения возраста, длительности перерыва в обучении, документов об образовании.

Проводятся беседы для выявления:

  • отношения к учению;
  • причин заставивших прийти в школу;
  • оценок по предметам за прошлые годы обучения;
  • трудностей могущих помешать успешному обучению;
  • наличие свободного времени каждого ученика.

Проводится анкетирование учеников. Перед зачислением в школу с учениками беседуют психологи исправительной колонии, проводят психологические тесты. На первых уроках ученики выполняют задания диагностических тестов с целью выявления пробелов в знаниях по каждому предмету.

Беседа с учениками; анкетирование; психологические тесты; наблюдения за учениками на уроках; анализ диагностических тестов и устных ответов учащихся на уроках; беседы, с работающими в этом классе учителями других дисциплин – помогает определить:

  • склонность каждого ученика к предметам гуманитарного или естественно-математического цикла и выявить пробелы в знаниях;
  • способности каждого ученика;
  • психологические особенности и характер каждого ученика.

Большинство учащихся поступающих в нашу школу имеют большой перерыв в учёбе 5 –9 лет и слабые знания. Много осуждённых не имеют образования, либо учились в коррекционных школах.

После проведения всех диагностических мероприятий классные руководители дают педагогическую характеристику своему классу. Я являюсь классным руководителем 10 класса.

Педагогическая характеристика 10 класса.

Общие сведения о классе.

Данный коллектив существует второй год. В прошлом году это было два 9 класса (две индивидуальные группы) которые в 2011-2012 году были объединены в один 10 класс заочная группа. В заочную группу 10 класса перешли 11 человек и 20 человек зачислены вновь. На начало года в 10 классе 31 человек. Возраст учащихся от 21 до 28 лет. В классе средний уровень успеваемости, «хорошистов» нет, в основном успевают на «3» и «4», есть слабо успевающий 1 ученик.

Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.

Явного лидерства в классе не отмечено, есть замкнутые и необщительные ученики, «отверженные» пока выявлены. Вовлечение учеников в жизнь коллектива 10 класса, в основном происходит во время учебного процесса. Критику класс принимает, но у коллектива пока нет стремления быть лучше, работа на уроках происходит с переменным успехом.

Характер общения учащихся в классе.

В основном зависит от степени организованности учебного занятия и учителя. Взаимоотношения между учащимися в основном ровные, но иногда учитывая специфику учреждения возникают конфликтные ситуации между учащимися.

Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.

Внимание учащихся на уроках, в основном неустойчивое, рассеянное, во время урока проявляют свою не собранность, следовательно, низкая успеваемость. Но есть и те кто принимает активное участие на уроке. Память учащихся – ниже среднего уровня. Учащиеся, обучающиеся второй год уже обладают ярко. выраженным смешанным типом памяти, они способны анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. У отдельных учеников замедленный темп мыслительной деятельности. Они быстро утомляются и не могут длительное время сосредотачиваться на учебной деятельности. К ним следует применять индивидуальный подход. Работоспособность коллектива класса , средняя. Не все ученики обладают навыками умственного труда. Учащиеся испытывают затруднения по таким предметам как математика, физика, русский язык, химия.

Творческий потенциал и творческая активность учащихся.

Учащихся с высоким уровнем общих и специальных способностей очень мало, мало и тех, кто склонен нестандартно мыслить. Проблема этого заключается в специфике учреждения и в том, что не все учащиеся пришли учиться «по желанию». Но у отдельных учащихся класса есть попытка к творческому подходу в решении задач.

Уровни воспитанности членов коллектива, усвоение ими социального опыта.

Характер дисциплины в классе – «удовлетворительный», рабочий. Учащиеся в основной массе своей внимательные. Есть и недисциплинированные учащиеся, они допускают пропуски занятий, опоздания, нарушают дисциплину, отказом от работы на уроке, пытаются спать во время уроков. По отношению к ним приходится применять индивидуальные беседы, а иногда и меры административного наказания.

Результаты проверки диагностических тестов и устные опросы учащихся на уроках выявили пробелы в знаниях по химии у поступивших в нашу школу учащихся. Из-за длительного перерыва в обучении, коррекция знаний по химии необходима, практически всем ученикам, поступившим в школу. Коррекция проводится с целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся по отдельным темам программы обучения химии. Для наглядной и быстрой коррекции знаний я использую «информационные карточки», которые содержат нужную информацию в сжатой форме. Это исключает необходимость выискивать нужную информацию ученикам в тексте учебника. «Информационная карточка» включает в себя: название темы, определение, правила выполнения задания, алгоритм выполнения задания и пример выполнения задания или алгоритм решения типовой задачи с примером решения задачи. «Информационные карточки» я составляю на основе учебников по которым ведётся обучение химии. В моём случае это учебники химии О.С.Габриеляна и методические пособия к ним. В тех случаях, когда ученик хочет более подробно ознакомится с данной темой он может прочитать соответствующий параграф учебника. «Информационные карточки» не заменяют учебник химии, а дополняют его и используются лишь для быстрой коррекции знаний. Я работаю учителем химии во Всесвятской вечерней (сменной) образовательной школе 14-й год. В своей работе при коррекции знаний учеников по химии я использую методы, изложенные в книге [Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. Под редакцией Г. Д. Глейзера. Москва. Просвещение. 1995г]. Изучив результаты диагностики и психолого-педагогические особенности учащихся, условно делю учеников класса на 3 группы по уровням познавательной активности: минимально – активный, относительно-активный и исполнительно-активный.

Сильные ученики благодаря способностям быстро восстанавливают знания, а слабые можно сказать, начинают с нуля. Им необходимо уделять больше внимания и оказывать поддержку. В данной ситуации учителю важно учитывать и поддерживать познавательный интерес учащихся и индивидуальный темп их работы на уроке. При коррекции знаний, например, по теме «Степень окисления» все ученики класса ознакомились на уроке с правилами определения степеней окисления, разобрали примеры выполнения заданий на доске. Затем ученики выполняют самостоятельную работу на закрепление этого материала. Всем ученикам раздаю информационные карточки с правилами определения степеней окисления (Приложение 1). Ученики с минимальным уровнем познавательной активности выполняют работу, используя информационную карточку, не запомнив эти правила сразу. Они учатся эти правила применять, повторяют их и запоминают. Ученики видят, что сами могут выполнять конкретные задания по химии. У них появляется интерес к учёбе и уверенность в успешности обучения. Ученики со средними способностями выполняют работу, используя информационную карточку по мере необходимости. «Сильные» ученики выполняют работу, полагаясь на свою память. Таким образом, информационные карточки необходимы, прежде всего, для коррекции знаний учеников с низкими и средними способностями. Слабые ученики выполняют работу, на применение знаний в сходных заданиях, а сильные ученики выполняют более сложные задания. Я использую для этого «карточки – задания» с разными уровнями сложности заданий. Применение «информационных карточек» для коррекции знаний позволяет решить ещё одну важную задачу обучения – повышение активности всех учащихся класса, как «слабых» так и «сильных» в овладении знаниями.

Для коррекции знаний учеников по химии, я широко применяю алгоритмы с примерами выполнения заданий. Это эффективное, наглядное и понятное ученикам средство обучения. Алгоритмы помогают выполнять конкретные задания по важнейшим темам предмета. В нашем случае алгоритм это предписание о последовательности действий при выполнении заданий, определённого типа. Например, алгоритм составления химических формул; алгоритм составления химических уравнений, алгоритм определения степени окисления неметалла, алгоритм описания химического элемента, алгоритм составления окислительно-восстановительных реакций, алгоритмы решения типовых расчётных задач и другие. «Информационные карточки» с алгоритмическими предписаниями и примерами выполнения заданий я составил, основываясь на принципах, изложенных в книге. [М. Пака «Алгоритм в обучении химии. Книга для учителей. Москва. Просвещение. 1993 г].

Например, алгоритм расчёта по уравнению реакции, если одно из исходных веществ, взято в избытке.(Приложение 2). Применение алгоритма помогает ученикам, прочитав условие задачи, не боятся, что они не смогут её решить, а решать её. Правильно записать условие и требование задачи. Записать решение своей задачи, видя пример решения аналогичной задачи перед глазами. Запомнить порядок действий при решении задач такого типа, и применять его при решении подобных задач.

Таким образом, коррекция знаний учеников в вечерней школе это необходимость, связанная с длительным перерывом в обучении. Её нужно провести быстро и эффективно. Применение «информационных карточек» для коррекции знаний по отдельным темам химии позволяет сэкономить время ученикам на поиске информацию в тексте учебников. Она дана им в «информационных карточках» в наглядной, сжатой форме в виде правил и алгоритмов с примерами выполнения заданий и решениями задач. Это удобно для учеников на уроке в школе и при выполнении домашних заданий. Позволяет быстро проводить коррекцию знаний учеников по отдельным темам химии и приступить к изучению нового материала.

На зачётном уроке проверяю эффективность проведённой коррекции. Результаты радуют меня и учеников. Это вселяет уверенность в учеников, в успешность обучения. Некоторые ученики удивляются, что смогли сами, без посторонней помощи, правильно выполнить задания. К сожалению, у некоторых наших учащихся пробелы в знании химии столь существенны, что коррекция знаний по отдельным темам не решает всей проблемы. Поэтому с ними приходится продолжать заниматься дополнительно в индивидуальном порядке.

Важная задача, которая стоит перед учителем, поддерживать интерес к обучению химии на уроке. Хорошо известно, [ничто, так не привлекает внимание, как удивительное]. Заметив, ослабление внимания и интереса учеников на уроке, я задаю им один вопрос из «Занимательной химии». Например, [Как называется смесь двух кислот растворяющая золото?]. Активные ученики включаются в обсуждение вопроса, остальные внимательно слушают. Класс оживился, в ожидании правильного ответа. Даю ответ: – [«царская водка» – это смесь двух концентрированных кислот, взятых в объёмном соотношении – один объём азотной кислоты (HNO3) и три объёма соляной кислоты (HCl). «Царская водка» растворяет все металлы, даже золото, а так как золото называли царём» металлов, то указанная смесь получила название «царская водка»]. Уравнение реакции записываю на доске: Au + HNO3 + 3HCl = AuCl3 + NO + 2H2О. Ученики узнают интересную информацию о удивительном свойстве «царской водки». Подобный метод позволяет поддерживать интерес учеников к предмету, к получению новых знаний по химии.

Перед коррекцией знаний по некоторым темам задаю задачу ученикам на дом [на поиск привлекательной цели, в сфере их интересов]. Например, перед коррекцией знаний по теме «Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора)» задаю задачу ученикам на дом. Сколько золота содержится в обручальном кольце 5830 пробы массой 5 г? Ответ проверяем на следующем уроке всем классом после повторения темы. Условие задачи и решение записываем в тетради общепринятым способом.

Ученики любят на досуге решать кроссворды. Я предлагаю им решить химические кроссворды. Победителей и активных участников поощряю подарками. На тематическом классном часе провожу с учениками «Химическую викторину». При проведении предметной декады по химии выпускаю стенгазету «Химия везде и во всём» с интересными, для учеников материалами и кроссвордами. Подобные методы позволяют поддерживать интерес учеников к предмету химии.

Обучая и воспитывая разновозрастных учащихся с трудной судьбой, вечерняя школа помогает им встать на путь исправления. Нацеливает их на добрые дела и поступки. Помогает в дальнейшем получить хорошее профессиональное образование. Повышает их конкурентоспособность на рынке труда, давая тем самым дополнительный шанс найти своё место в обществе.