Работа социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Разделы: Социальная педагогика


Для выполнения всех действий по защите прав мной разработана программа реабилитации для работы с детьми-сиротами. Основными задачами деятельности социального педагога, работающего в школе - интернате являются определение правового статуса ребенка, поступившего в учреждение, получение сведений о нем (дата рождения, местонахождение родителей и родственников, состояния жилищно-бытовых условиях проживания ребенка, состояние здоровья) и оформление детей в школу-интернат. В учреждение направляются дети-сироты, родители которых умерли или признаны судом безвестно отсутствующими и дети, оставшиеся без попечения родителей вследствие лишения или ограничения родительских прав, родители находятся в местах лишений свободы, в психиатрической больнице или эти дети были брошены родителями. Решению этих задач придается особое значение, т.к. разработка дальнейших мероприятий, связанных с организацией социально-педагогической защиты воспитанника непосредственно зависит от полученной информации. Именно поэтому в моей программе представлены основные направления в работе с документами необходимыми для оформления детей в школу-интернат, от которых зависит статус ребенка.

В ряде случаев Я, как социальный педагог принимаю участие в процедуре сбора материалов к лишению или ограничению родительских прав родителей несовершеннолетних детей. Являюсь истцом по делу о лишении родительских прав, собираю материалы дела, заявляю ходатайство, предоставляю суду доказательства и участвую в их исследовании. Практика показывает, что категория осужденных родителей не интересуется своими детьми, материально им не помогает, а иногда и вовсе не известно место их отбывания наказания. Согласно разработанному алгоритму (приложение 1) работы по лишению родительских прав и оформления алиментов на ребенка, находящегося в школе-интернате порядок действий социального педагога следующий. В случае, если место наказания известно, то социальному педагогу необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о выплате алиментов, а если место наказания неизвестно, то он обращается в областной информационный центр УВД с просьбой сообщить адрес места отбывания наказания.

Одним из направлений моей деятельности в школе-интернате VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии является осуществление комплекса мероприятий по защите материальных, жилищных, гражданских прав детей.

При защите материальных прав воспитанников школы-интерната, к которым относят право на получение алиментов с родителей, пенсии (по утрате кормильца, социальная), социальный педагог осуществляет взаимодействие с такими учреждениями, как отдел социальной защиты, прокуратура, главы администрации городов и районов, управление юстиции, пенсионный фонд, судебные приставы, суды, сберегательные банки.

Моя социально-педагогическая деятельность направлена на оказание помощи ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в адаптации его в обществе, обеспечение конституционных прав детей, осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности. Разработанная мной программа, представляет собой совокупность всех нормативных документов, которые использую в процессе своей работы, осуществляя социально-педагогическую поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в школе-интернате. Особенностью представленных комплексных мероприятий социального педагога в системе социальной защиты детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, является разработка алгоритмов (приложение 1) работы применительно к основным направлениям социально-педагогической деятельности в школе-интернате, что способствует не только эффективности профессиональной деятельности, но и поэтапному (пошаговому) решению профессиональных задач специалиста. На данный момент в ГКОУ школе-интернате VIII вида с.Развильное проживают и обучаются 147 учащихся из них 26 детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все дети сироты имеют статус. У каждого из ребят имеется лицевой счет в сбербанке, куда перечисляются пенсии, алименты. 13 ребят имеют пенсию по инвалидности, 11- по потере кормильца. С остальными проводится работа по оформлению пенсии (2 человека). Обеспечение жилым помещением - 13 поставлены на квартирный учет, 3 - имеют закрепленную жилую площадь остальные по достижению

14 - лет будут поставлены на квартирный учет. За мой 11 летний стаж работы социальным педагогом родители 4-х детей восстановились в родительских правах. Счастливые ребята вернулись в родные семьи. В своей работе руководствуюсь и выполняю нормы, предусмотренные следующими нормативными документами:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  • Конституция РФ.
  • Жилищный кодекс РСФСР.
  • Семейный кодекс РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
  • Постановление Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
  • Федеральный закон № 166-ФЗ от 15.12.2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в РФ".

Приложение.