Урок в 9-м классе на тему "Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры"

Разделы: Русский язык


В этой разработке хочется показать, как можно использовать приемы исследовательской деятельности учащихся на уроке по теме: Публицистический стиль, стилевые и языковые особенности, жанры.  Особое внимание уделяется именно повторению и закреплению ЗУН по данной теме, и акцент ставится на особенностях публичной речи и навыков полемического общения учащихся. Повторение изученного проводится  с помощью приемов исследовательской деятельности и, следовательно, направлено на формирование исследовательской и коммуникативной компетенций учащихся.

Цели: образовательная: обобщить ранее полученные учащимися знания о публицистическом стиле речи; познакомить учащихся с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля; формировать языковые компетенции учащихся в области стилистики; закрепить навыки правописания; развивающая: содействовать развитию коммуникативных компетенций; воспитывающая: способствовать воспитанию гражданских чувств; здоровьесберегающая: динамическая пауза.

Оборудование: раздаточный материал, портрет Д.С. Лихачёва, алгоритм “Стили речи”.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Речевая разминка. Слайд №1 (см. презентацию).

Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...

(Из “Поучения Владимира Мономаха”)

– Какова цель автора “Поучения...”? (дать наставления молодежи, поучение)

- Как лексика влияет на тон текста? (текст должен прочитываться с интонацией наставления, поучения)

– Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензирует).

3. Слово учителя: Мы продолжаем с вами говорить о стилях речи. Тема нашего урока: Публицистический стиль речи, стилевые и языковые особенности, жанры.

- От литературы древнерусской вернемся к лексике современной.

4. Словарная работа (ученики заполняют пропущенные буквы). На доске:

Кол. едж целеустр.мление р.шающий
Оск.рбить ц.вилизация предвыб.рная к.мпания
Прав.судие собств.н.ость мил.сердие
Справ.дливость б.скорыс.ный безв.змез.ный
Конс.нсус конс.лидация д.вальвация  
Трансн.ц.ональный комм.нике публ.цистика

- Какие из них вам не знакомы? Подчеркнуть на доске.

1.Выберите правильное значение слов. Записывают в тетрадь. Слайд № 2

А) коммюнике (1)

Б) транснациональный (2)

В) девальвация (3)

Г) консолидация (4)

Д) консенсус (5)

Е) публицистика (6)

1) официальное сообщение о переговорах между государствами

2) выходящий за пределы одного государства, одной нации

3) понижение курса национальной валюты по отношению к золоту, к какой-либо иностранной валюте

4) упрочение, укрепление чего-либо

5) общее согласие по спорному вопросу

6) род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни.

  1. Подберите однокоренные слова к слову публицистика: публицист, публицистический, публика, публичный, опубликовать.

Слайд № 3.

Публицистика – произведения, посвященные актуальным проблемам.

Публицист – автор публицистических произведений, т.е. произведений на общественно-политические темы

Публичный – осуществляемый в присутствии публики (публичное выступление)

Опубликовать – что-то объявлять, предавать гласности в печатном органе.

- К какому стилю речи относятся слова, над которыми мы провели словарную работу.

Динамическая пауза.

  1. Слово учителя:
  2. -Умение строить устные высказывания, дискутировать, отстаивать свою точку зрения – это проявление публицистического стиля. Именно собственное мнение, собственная позиция – характерные приметы этого стиля. Иногда мы, подобно господину Журдену (“Мещанин во дворянстве” Мольера), который удивился, что, оказывается, всю жизнь говорил прозой, не подозреваем, что используем публицистический стиль.

    Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в драку. В таком споре истина никогда не родится. Если же мы подойдем к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки.

    Здесь, однако, кроется некая опасность. Человек, хорошо владеющий словом, приемами риторики, может обратить свой талант к добру. Если же человек обладает подобными способностями, но лишен нравственного стержня, он может принести огромный вред. Наиболее яркий пример такого вреда – выступления лидеров гитлеровской Германии перед своим народом, игра на национальных чувствах народа. Какой трагедией это кончилось общеизвестно.

    Примеров положительного воздействия публицистики можно найти немало в отечественной истории, начиная со “Слова о полку Игореве”.

    - вспомните другие примеры публицистического пафоса русской литературы.

    ( “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева, стихи Пушкина “К Чаадаеву”, “Послание в Сибирь”, Лермонтов “Смерть поэта” и др.)

    Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, но и всем нам, кто не хочет слепо следовать чьим-либо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума.

  3. Сообщение ученика о публицистическом стиле речи. Слайды 5-12.

- Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный. Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

7. Работа с текстом. Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С. Лихачева “Земля родная”, за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля.

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а “плюется словами”. Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: “Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде”.

  • Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).
  • Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? (эмоциональность, страстность). Эмоциональность “роднит” публицистику с художественным стилем.
  • К чему призывает автор прочитанного нами текста? Постоянно учиться говорить и писать.

Призывность отличительная черта публицистического стиля.

  • Актуальна ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования).

Задача публицистики – сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным.

- Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателя. Поэтому характерная черта текстов изучаемого стиля доходчивость.

  • Какие языковые средства указывают на данный стиль? (побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения; риторические вопросы (на которые отвечает сам автор); повторы; однородные члены; параллелизмы (сходное построение предложений текста).
  • Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы (говорить – “плеваться словами”; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).
  • Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? (“Плюется словами”, с художественным стилем.)

– В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой “газетной образности”. Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото – хлопок, огненные годы – военные годы.

– Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

голубые дороги – водные пути,

битва за урожай – уборка урожая,

черное золото – нефть,

зеленый щит земли – лес,

королева спорта – легкая атлетика.

- Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля. Зафиксируем полученные знания в виде таблицы.

Цель высказывания

Стилевые черты

Языковые средства

Сфера употребления

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей Эмоциональность,

страстность. Призывность, Актуальность.

Доходчивость

Лексические:

– общественно-политическая лексика;

– совмещение торжественной лексики и раз говорных средств;

– антонимы.

Синтаксические:

– побудительные и восклицательные предложения;

– риторические вопросы;

– повторы;

– параллелизм;

– однородные члены;

– обращения;

– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок

В устной речи:

выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах.

- Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к “Поучению” и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном еще в 1117 году.

– Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы. ( прямое обращение к собеседнику, экспрессивность, эмоциональность, нравственный вопрос, поднятый в тексте…)

– А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С. Лихачева “Учитесь говорить и писать? (Статья.)

- По своей композиции текст публицистического стиля напоминает какой тип речи? (напоминает научное рассуждение: а) выдвигается важная общественная проблема; б. анализируются и оцениваются пути её решения в) делаются выводы

2. Напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль и задаётся вопросом, справедливо ли его утверждение.)

8. Вывод по теме урока предлагаю записать в виде диктанта – цитаты – высказывание Д.С.Лихачева, ученого – филолога, блестяще владеющего языком.

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

См. приложение №1.

  1. Итоги урока.
  2. Дом зад.: упр. 561.