Методическая разработка на тему "Патриотическое воспитание школьников а уроках изобразительного искусства "Я люблю тебя, Россия"

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка

Основной задачей патриотического воспитания средствами изобразительного искусства является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно – нравственных качеств путем целенаправленного и организованного обучения.

Методика занятий направлена на формирование у детей определенных профессиональных навыков, чувства гармонии, способности самостоятельно создавать выразительные композиции. Содержание занятий дает учащимся первейшие представления о художественных стилях и направлениях в искусстве, о творчестве знаменитых художников.

Проблема патриотического воспитания – тема, которая в настоящее время очень актуальна. В 90-х годах XX века в системе образования шла ориентация на деидеологизацию школы, индивидуально-личностные подходы к обучению начали превалировать, значение коллектива – умаляться. Сейчас надо вернуться к воспитанию коллективистских качеств, в том числе и патриотических чувств.

При реализации вопроса о патриотическом воспитании ставится три задачи, направленные на формирование всесторонне развитой личности: образовательная, воспитательная и развивающая.

Основной образовательной целью занятий по изобразительному искусству является развитие у ребенка художественных способностей, умения видеть, переживать, сопереживать, отражать свой внутренний мир, явления окружающей действительности через художественный образ, изучение творчества художников.

Воспитательные задачи состоят в том, чтобы воспитывать духовно-нравственные качества, а также любовь и бережное отношение к природе путем целенаправленного и организованного обучения.

Развивающие цели и задачи состоят в том, чтобы научить учащихся понимать красоту, развивать чувство прекрасного, научить верно ориентироваться в окружающем мире, отличать истинно прекрасное от мнимо красивого, расширять кругозор.

Содержание занятий нацелено на формирование культурно– творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через изучение творчества русских художников и собственное творчество.

Связь искусства с жизнью, роль его в повседневной жизни – основной стержень занятий, который решается в форме беседы.

Искусство – это особый мир прекрасного. Природе здесь принадлежит весьма важное место, поскольку прекрасное в природе всегда перед глазами. Роль художника – помочь увидеть эту красоту.

Природа России самобытна, разнообразна; она завораживает красотой, ошеломляет просторами, поражает величием. Потому, реализация задачи патриотического воспитания, любви к родной природе, происходит на протяжении всего учебного процесса. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства, где большое внимание уделяется знакомству с жизнью и творчеством художников.

Для данной методической разработки выбран художник второй половины XIX века И.И. Левитан. Изучая биографию мастера по литературным источникам, знаем, что он неоднократно бывал на Волге. Именно там были написаны многие работы, которые принесли ему славу художника лирического пейзажа. На Волге в свое время побывал и его учитель А.К.Саврасов.

Тема не случайна: после окончания Ленинградского педагогического института им. А.Герцена я долгое время жила на Волге, недалеко от города Нижнего Новгорода. Эти места, дивная природа часто не броская, поражают своей красотой. Недавно я обратилась к теме Волги, и написала несколько работ . В воспитании любви к родной природе очень важен для детей пример самого учителя.

Модель урока

I.Обоснование.

Урок находиться в системе уроков по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» для 6-го класса.

В 60-е годы ХIХ века в России появляется Товарищество Передвижных Художественных выставок или просто передвижники. С их появлением по новому определились основные тенденции развития русского искусства.

Ведущими жанрами в искусстве передвижников становятся бытовой жанр и портрет, позволявшие наиболее полно показывать жизнь народа, создавать образы передовых людей, прямо утверждать демократические идеалы. Значительное развитие получили также исторический жанр и пейзаж.

Художники– пейзажисты стремятся показать всю красоту русского пейзажа и в самом простом и обыкновенном ищут глубоко трогательные черты , которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и действуют на нашу душу.

II. Идея урока

Идея определена эпиграфом урока:

«Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался – ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился...

Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности». (К.Ф.Юон)

III.Концепция урока

Передвижники в России своим творчеством окончательно утвердили позиции реализма в бытовом ,историческом жанрах, портрете и пейзаже. Одним из первых художников, обратившем внимание на красоту русского пейзажа был Алексей Кондратьевич Саврасов. В своей знаменитой картине «Грачи прилетели» он смог глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Эта работа перевернула представление современников о русской природе.

В 70-е годы он едет на Волгу, где он был покорен величавой торжественностью, необъятными просторами волжской природы ,ее органической связью с жизнью человека. У истоков творчества художника Саврасова в русском изобразительном искусстве пейзажа возродилась лирика, подчеркнутая безграничной любовью к своей родной земле.

Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других художников.

Особенно тема лирического пейзажа ,пейзажа– настроения получила развитие у Исаака Ильича Левитана .

Цели: Развитие культурной личности, расширение зоны понимания ребенком окружающего мира и жизни.

Расширение знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.

IV. Форма урока: рассказ, беседа.

V. Демонстрационный материал:

Репродукции с картин художника И.И.Левитана;
– Работы учителя.

Ход урока

I. Мотивация урока

На доске репродукции с картин И.И Левитана и плакат с эпиграфом урока.( Обращаю внимание учеников на эпиграф и на тему урока «Я люблю тебя, Россия» ). Эпиграф определяет характеристику творчества Левитана.

Вспоминаем определение «пейзажа». Пейзаж (от французского – «природа»)-жанр изобразительного искусства , изображение природы. Рассматриваем репродукции с картин Левитана, говорим о тех работах, которые нам знакомы.

(Приложение 1)

«Тихий» патриотизм в пейзажах русского художника И.И.Левитана

Левитан передал нам на полотне печаль русской природы, – той природы, что так же, как и человек, казалось, ждала иных, радостных дней.
К.Паустовский

….Красивее родных пейзажей ничего в мире нет. И этот тихий патриотизм разлит по всем полотнам Левитана.

Слово учителя: Исаак Левитан – выдающийся русский художник (1860-1900). Его талант был признан современниками безоговорочно. Левитан создал пейзаж настроения, в котором образ природы одухотворен человеческими чувствами и размышлениями. Ученик и продолжатель традиций А.К. Саврасова и В.А. Поленова, Левитан обогатил пейзажную живопись многообразием тем, эмоциональной глубиной и поэтическим восприятием действительности.

Родился он в Литве, в местечке Кибарты Ковенской губернии, в семье служащего, в 1860 году. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь он уже заявил о себе как талантливый художник-лирик.

Одна из первых работ, принесших успех И.И. Левитану, была картина «Осенний день. Сокольники». Золотая осень! Но она не блестит, не звенит, серые тона глушат золотые блики. Навстречу идет женщина. Она печальна. Одинока. В темном платье, с опущенной головой. Но она прошла мимо, а лес, золотые березки, распростертое над ними небо, воздух – они вечны. В них нетленная красота.

А в красоте – все: и восторг, и радость, и грусть, и мечта о счастье.

Эта картина щемит и радует душу. В картине выстраданная надежда, жалоба на несправедливую судьбу, одиночество, голод и жгучая, неутомимая страсть к искусству.

Пейзажи Левитана поражают тонкостью и глубиной, предельным лаконизмом изображения. Художник стремился передать все красочное богатство русской природы: она молода и радостна в картине «Весна. Большая вода», печальна и полна таинственности в работе «У омута», сверкает золотом опадающих листьев в «Золотой осени» и блеском тающего снега в картине «Март». Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, целиком поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений – тревоги, умиротворенности, меланхолии, скорби. Настроения же – явления подвижные, склонные к изменчивости, и потому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цветового «тембра» дается обобщенно – живописными цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского лирического пейзажа.

В пейзажах Левитана природа одухотворена незримым присутствием человека, его настроениями и мыслями, о существовании которого напоминают церкви, мостики, избы, могилы. Среди пейзажей Левитана выделяется группа произведений, где настроение переводится в план раздумий о судьбе человека, судьбе России. Такова знаменитая «Владимирка» – картина, изображающая дорогу, по которой издавна гнали ссыльных в Сибирь. Грустная поэзия русских дорог, многократно воспетая в народных песнях и стихах, нашла у Левитана глубокое живописное претворение. К пейзажам с «философской программой» относится картина «Над вечным покоем». Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности и смерти. Многочисленные искания художника, размышления о жизни и смерти, о извечности мира и бренности человеческой жизни нашли отражение в этом масштабном полотне. Островок земли с заброшенным кладбищем и часовней, окруженный со всех сторон золой и небом, выражает не только настроение, но чувства и мысли художника, писавшего о картине: «В ней я весь, со всей моей психологией, со всем содержанием».

Разительный контраст к ней – незавершенное полотно «Озеро. Русь» – собирательный образ русской природы, ликующий гимн красоте родной земли, поэма о России, ее красоте и величии.

22 июля 1900 года Левитана не стало. А.П. Чехов, близкий друг художника, писал о нем: «До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил, да и не знаю, дойдет ли кто и после». Творчество Левитана оказало огромное воздействие на следующее поколение пейзажистов.

В становлении Левитана как художника пейзажиста большую роль сыграл его учитель, Алексей Кондратьевич Саврасов.

Саврасов, написавший уже ставшую знаменитой картину «Грачи прилетели», долгими вечерами вел разговоры с Левитаном об искусстве, о миссии художника, о красоте, что таит в себе природа. Именно он утверждал, что душу надо вкладывать в живопись, искать ее в серебряной березке в подвенечном платье, в малиновом закате, в золотой осени, в голубизне небес….. Именно Саврасов раскрыл Левитану великую истину художника – «в простоте увидеть мир высокой поэзии».

После смерти Саврасова , Левитан пишет, что именно он отказался от прежнего отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, стараясь отыскать в самом простом и обыденном глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. Именно в них проявляется безграничная любовь к своей стране. Не зря Левитан главной любовью всей своей жизни считал русскую природу и был верен ей всю жизнь. Путешествие по Европе, из которого он привез много зарисовок, рисунков, картин, набросков, абсолютно не изменило его убеждения.

II. Организация целевого пространства.

Искусство второй половины 19 века тесно связано с передовой критикой. Именно она подталкивает художника на отражение реальной действительности. (Даем определение реализма как направления в искусстве 18-19 веков.)

Исаак Ильич Левитан – пейзажист реалистического стиля, хотя предложенный способ трактовки его пейзажного творчества применим и к другим стилям.

Реализм в широком смысле слова – истинное, верное , правдивое отражение действительности.

В узком смысле слова реализм – это конкретно историческое направление в искусстве 19 века.

III. Организация содержательного пространства.

1. Левитан и Волга.
2. Чкаловск – город на Волге.
3. Катунки и Чкаловский район в творчестве учителя.
4. Заключение.

1. Левитан и Волга

Ученик. Волга. Могло ли так быть, чтобы Левитан не писал Волгу? Художник с юных мечтал о поездке на Волгу – великую русскую реку, о которой сложено столько песен, написано столько замечательных картин. С годами это стремление крепло. Сначала Волга ему не понравилась. Но чем больше и пристальнее он вглядывается в нее, тем больше в нее влюбляется. А она – «без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру».

Часами и днями работает Левитан. Пишет, уничтожает написанное, снова и снова кладет мазки …

Четыре раза ездил он на Волгу. Много месяцев провел он здесь, неустанно работая. Созданные им на Волге картины стали самыми значительными во всем, что написал за свою жизнь Левитан. Путешествуя по Волге в поисках сильных художественных впечатлений, Левитан неожиданно для себя открыл красоты маленького, тихого городка, который вдохновил художника на создание таких шедевров русской пейзажной живописи, как «Тихая обитель», «После дождя. Плес», «Вечер. Золотой плес», «Березовая роща», «Свежий ветер. Волга», «Над вечным покоем».

Ученик. Плес. Он внезапно ворвался в судьбу Левитана. Небольшой волжский городок. И вот одно из первых полотен, которое он назвал «Вечерний звон».

Было оно написано в 1892 году. Величественная река, извиваясь, уходит вдаль. На берегу расположен красивый белокаменный монастырь, освещенный ласковым вечерним солнцем и окруженный густой рощей. По вечернему небу плывут оранжево-фиолетовые облака. Тихое вечернее время, смирение и покой благодатно дополняют вечерний звон колоколов.

Левитан слышит церковные перезвоны колоколов. Вечерний звон его умиляет, это время позволяет художнику задуматься и размышлять о высоком.

Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он.
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом…

Вечерний звон, звуки которого плывут над миром, созывают людей во храм Божий, благовествуя о начале вечерней службы, совершаемой в благодарность Господу за проходящий день, возглашая тем, кто не

присутствует в это время в храме, о происходящем там. Слышит эти звуки человек, и отзывается его душа на них, даже если доселе была погружена в глубокий сон, не дающий за временным и суетным увидеть и услышать вечное, нетленное, истинное. «Как много дум наводит он….»

Человек присутствует здесь незримо. Вот на переднем плане стоят две лодки. Вниз спускается тропинка. Она ведет нас дальше. По реке плывет паром. И вновь опять тропинка уводит нас все дальше и дальше, туда, откуда доносится звон…

Как будто он хочет нам рассказать о его судьбе, где было все: и нищая юность, и болезнь, и признание корифеев и новаторов, и дружба с А.П. Чеховым, и бедность, и бесприютность….

Ученик. «Над вечным покоем». 1894.

Картина была написана в Плесе. Левитан увидел старую деревянную церковку на горе, почерневшие бревна, рядом погост. Увидев, он не отходит от этого места. Смотрит на церковку, на высокое небо, неоглядные просторы. Смотрит на заре, смотрит в сумерках, смотрит ночью.

Не религиозные чувства вызвала у Левитана старинная бревенчатая церковка на горе, а творческое озарение художника, потрясенного величием волжских просторов. Это было чувство изумленного человека, оставшегося с глазу на глаз с невиданной им до сих пор красотой. И не покой здесь, а восторженное оцепенение, охватившее художника, увидевшего величие мира, бесконечные просторы, бездонное небо, богатырский размах Волги.

В картине «Над вечным покоем» тяжело нависают над землёй свинцовые облака. Широкое озеро, открывающееся за утёсом, выглядит мрачно и сурово. Левитан писал, что чувствует «себя одиноким с глаза на глаз, с громадным водным пространством, которое просто убить может…».

Вода и небо на картине захватывают, поражают человека, будят мысль о ничтожности и быстротечности жизни. На крутом высоком берегу стоит одинокая деревянная церковь, рядом кладбище с покосившимися крестами и заброшенными могилами. Ветер качает деревья, гонит облака, затягивает зрителя в бесконечный северный простор. Мрачному величию природы противостоит только крохотный огонёк в окне церквушки.

Картина относится к пейзажам с «философской программой». Это словно бы край земли, царство безмолвия, навевающее мысли о вечности. Многочисленные искания художника, размышления о жизни и смерти, о извечности мира и бренности человеческой жизни нашли отражение в этом масштабном полотне.

Ученик. Самым жизнеутверждающим произведением, созданным Левитаном в Плесе, является картина «Свежий ветер. Волга». Левитан показал не затихающую ни днем, ни ночью деятельную жизнь великой русской реки.

Живое и радостное чувство вызывает у нас эта картина. Образ реки – основной магистрали, по которой шел в Россию хлеб из кубанских, прикаспийских и нижневолжских степей, всегда близок и дорог нам. Могучая, широкая и полноводная, величаво катит Волга свои синие воды. Кругом кипучая жизнь, простор, движение: движутся пароходы, баржи, в разных направлениях снуют быстрые лодки рыбаков.

Тяжело пыхтит и вспенивает воду суетливый пароходик-буксир, с трудом таща за собой две огромные баржи, на одной из них в помощь буксиру поднят белый парус. Большие неуклюжие баржи с высокими мачтами, с тяжелыми рулями управления на кормах медленно и торжественно продвигаются вперед. Рядом с ними плавно идут красавицы-расшивы – деревянное плоскодонное речное судно с выступающими над бортами навесами. Они нарядно раскрашены и расписаны народными орнаментами. Навстречу, уверенно рассекая воду, движется белый пассажирский пароход, красивый и легкий, словно лебедь. За ним виднеется вдали дымок еще одного судна. Покачиваясь на волнах, спешит куда-то лодка с гребцом. Низко над водой носятся шумные чайки, еще больше наполняя картину жизнью. Движение в картине хорошо подчеркивается ее композицией. Уходят вдаль, постепенно уменьшаясь, волжские берега. Крупные баржи на переднем плане правого берега сменяются пароходом, идущим навстречу, он еще далеко и поэтому кажется меньше барж, а за ним дальний берег и домики на нем кажутся совсем крошечными. Крепкий ветер рябит воду, поднимает синие волны с белыми барашками пены, отклоняет влево дымки пароходов, гонит по небу разорванные в клочья облака, наполняет природу радостью, жизнью, движением.

Серебристая рябь воды блестит и играет яркими красками, отражая оранжевые и желтовато-красные цвета расшив и барж, вдали вода постепенно темнеет, превращаясь в густо-синюю. Выделяется изумрудная зелень берегов. Глубокое темно-синее небо постепенно светлеет к горизонту, усиливая впечатление пространства.

Красиво выделяются на фоне синей воды и синего неба белый силуэт парохода, стройные белые мачты и парус на баржах, усиливая впечатление напряженного, деятельного движения в картине. Сочетание синего, белого, зеленого, желтого, красного характерно для произведений народного творчества, проникнутого оптимизмом, и использование художником этой цветовой гаммы делает картину еще более народной, национально-русской.

Учитель: Картина была высоко оценена общественностью. «Ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков», не дает такой яркой, точной характеристики Волги», – писал художник Нестеров. В ней впервые в истории живописи художник дает пейзаж не в состоянии покоя и неподвижности, а в движении и развитии. Это новое в пейзажной живописи, и заслуга претворения его в искусстве принадлежит Левитану. Рассказывая о картине, надо прежде всего подчеркнуть кипучую жизнь большой реки, показать ширь и раздолье волжской природы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же, как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста осенних картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

Ученик. «После дождя» – еще один шедевр, созданный Левитаном в Плесе. Картина пронизана ощущением жизни, дыхания как бы умывшейся природы. С этого произведения начинается «поэтика неба» в творчестве Левитана. Никто еще не писал небо так. Тревожное бурое небо поднялось над волжской гладью. Свинцовым блеском отражается оно в воде, на которой сиротливо покачиваются темные баржи. Далеко-далеко черной полоской протянулся правый берег. Тишина. Пасмурный день на Волге… Он не грозен, не пугает, не вызывает тревожных мыслей о грядущей буре. Он тих и могуч в своем спокойствии.

Учитель. Вот, казалось бы, как просто: русские дали, непогодь, печаль, просторы, одиночество. Мало ли пейзажистов и красивых пейзажей в России? Но Левитан первый написал так, что все увидели: русский пейзаж, такой привычный и неброский, ничем не хуже буколических красот Италии, Франции, Австрии. И следом за ним по русским пейзажам пошли многие отечественные художники – осознанно и неосознанно копируя технику, темы, образы. Но так, как у него не получалось ни у кого. Ни до, ни после.

Учитель. Эта часть работы – рассказ о «моей» Волге. Много лет я прожила рядом с ней, недалеко от города Чкаловска Нижегородской области. Природа того края вдохновляла меня, и результатом этого явились многочисленные пейзажи, написанные в разные годы. Недавно, летом я попала в завораживающую местность вблизи города Чкаловска, в село Катунки. О Чкаловске и Катунках и пойдет здесь речь.

2 . Чкаловск – город на Волге

Город Чкаловск (в прошлом – Василева Слобода) – одно из древнейших поселений на Волге. Город расположен на правом берегу Волги Горьковского водохранилища, в девяносто семи километрах от Нижнего Новгорода. Корни его истории уходят вглубь веков. Известно, что князь Юрий Долгорукий отвоевал в 1152 году у черемисов малый Китеж, поименовал его Городцом Радиловым и посадил княжить в нем своего сына Василия. Василий Юрьевич, чтобы иметь резерв на случай обороны Городца от набегов волжских болгар, мордвы, черемисов, основал на другом берегу Волги невдалеке от своей резиденции еще одну крепость. Первые ее поселенцы, служилые люди князя, были свободны от податей. Отсюда и пошло название – Василева Слобода. В XV веке Василева Слобода принадлежала двоюродному брату Дмитрия Донского Владимиру Андреевичу, затем Василию Шуйскому. Жена Шуйского умерла, будучи монахиней Московского Вознесенского женского монастыря, этому монастырю она и отказала село на поминовение душ Шуйских. Василева Слобода стояла в стороне от больших дорог истории, население ее было небольшим. Однако она вместе с Городцом не раз участвовала в междоусобных стычках князей, в войнах с угро-финскими племенами, а в Смутное время с поляками. Так, в Василевой Слободе 4 января 1615 года ополченцы, возглавляемые Д.М. Пожарским, и отряд конных рейтар князя Лыкова-Оболенского наголову разбили войска панов Заруцкого и Яцкого. В селе занимались различными промыслами. Широко было развито гончарное производство. В середине XIX века в Василеве было до двадцати пяти гончарных мастерских. Барки, груженные глиняной посудой, сплавлялись весной в низовья Волги, на Каму. Крестьяне окрестных деревень занимались изготовлением самой разной продукции из дерева и лозы.
В конце прошлого века в Василеве было решено организовать казенные мастерские по ремонту дноуглубительного флота. Это решение было вызвано необходимостью, иметь удобный затон для зимнего отстоя и ремонта землечерпательных машин, предназначенных для углубления катастрофически мелевшего в ту пору фарватера Волги. В сентябре 1883 года было начато строительство мастерских. Это дало новый мощный толчок развитию села. На крутом волжском берегу быстро вырастали новые дома и целые улицы. В селе появилось много приезжих людей. Среди них был и рабочий-котельщик из Сормова Павел Григорьевич Чкалов. Добротный, просторный дом построил он на самом волжском берегу. В его семье в 1904 году родился сын Валерий, впоследствии прославленный на всю страну летчик.

В 1936-1937 годах В.П. Чкалов, к тому времени уже известный летчик, совершает вместе со своим экипажем два героических перелета – на Дальний Восток и в США. В 1936 году Чкалов стал Героем Советского Союза, а в августе 1937 года, после возвращения чкаловского экипажа на родину из США, поселок Василево по просьбе его жителей был переименован в Чкаловск. В 1955 году Чкаловск стал городом. Он начал обретать черты нового, сегодняшнего своего облика. Развивается промышленность, возникают новые предприятия.
Память о Чкалове увековечена не только в названии города. С 1940 года принимает посетителей музей В.П. Чкалова, где хранятся уникальные экспонаты, связанные с жизнью и работой легендарного земляка. В память о летчике в этом же году на волжском берегу построен прекрасный Дом культуры. Именем Чкалова названа улица, на которой он жил. В новой части города находится просторная площадь, названная именем Чкалова. В центре ее – бронзовый монумент герою-земляку. Самая прекрасная память – это неувядаемая людская память о народном герое.

3. Катунки и Чкаловский район в творчестве учителя (Приложение 2)

В девятнадцати километрах от города Чкаловска располагается поселок Катунки. Необычайно живописное село раскинулось на нескольких холмах на берегу Горьковского моря ,которое образовалось в 1957 году в результате строительства плотины и Нижегородской ГЭС на реке Волге . Именно здесь когда-то Левитан плыл по Волге, искал сюжеты для своих картин. Красота увиденного здесь поразила меня, разлилась внутри живительной струей вдохновения. Это красоту захотелось запечатлеть и донести до других.

Сегодня Катунки – небольшое село. Главная его достопримечательность – Собор Рождества Богородицы, наиболее значительное и монументальное произведение в храмовом ансамбле села, не имеющее аналогий среди одновременных ему памятников Нижегородской области. При этом строительная история собора остается практически неизвестной: не установлены ни четкие хронологические рамки возведения храма, ни кто был инициатором его создания. Вероятно, собор Рождества Богородицы был построен в начале XIX века. Архитектура храма воплотила в себе не только барочные и классические формы, но и такие древнерусские приемы, как пятиглавие. Церковь сложена из красного большемерного кирпича и оштукатурена. Неизвестно, кто расписывал храм: одни историки называют итальянских мастеров, другие – известного арзамасского художника А.В. Ступина. Главный престол храма посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы, правый – апостолам Петру и Павлу, левый Николаю Чудотворцу. Собор был восстановлен и освещен в мае 2009 года.

Удивительно живописное расположение на самом берегу Волги Собора Рождества Богородицы в селе Катунки, устремленные в небеса купола, ажурная ограда и стройная колокольня оставляют неизгладимое впечатление. Плывут и плывут по реке теплоходы с туристами. Теперь, после восстановления собора и прилежащей к нему территории, они могут сойти на берег на вновь выстроенный причал и полюбоваться великолепными видами и красотами этой местности.

Реалистический пейзаж правдиво передает характер местности, выражает вместе с тем эмоциональное отношение к природе. Вот так и в картине «Перед грозой». Внезапно налетевшие тучи, потемневшее небо, по-осеннему живописная земля, грунтовая дорога на поле убегает вдаль. Там, вдали, уже просвет в небе. Скоро ливень обрушится на землю и снова выглянет солнце. Все как в жизни: после грусти и печали – снова хорошее настроение и вера в лучше.

В Волгу – великую русскую реку впадает много больших и маленьких рек.

Покровская гора. Когда-то здесь находилась одноименная церковь. Рядом – множество деревень. Несет свои воды в Волгу и река Санохта, ставшая широкой после постройки плотины. Это один из больших притоков, питающих Волгу и водохранилище. Другие две – реки Юг и Троца. Живописные берега, чистота воздуха, прозрачность воды привлекают сюда людей – в том числе и художников – из всей Нижегородской области и других регионов страны.

Чкаловский район – единственный в Нижегородской области , расположенный на правом, возвышенном, берегу Горьковского моря.

Как в любом небольшом городе, здесь есть район новостроек. Прекрасно видно, как город утопает в зелени.

Нижегородская и Чкаловская земля славится своими замечательными людьми. Когда-то давно, в 1938 году, на парусных гонках «Волжская регата» встретились совсем юный тогда Ростислав Алексеев и главный судья соревнований В.П. Чкалов. Прошли годы. Алексеев стал главным конструктором судов на подводных крыльях. Лауреат Государственной и Ленинской премии, создатель судов «Ракета» и «Метеор», судов с новым принципом поддержания, Алексеев был не только выдающимся спортсменом, но и горячим пропагандистом различных видов спорта.

После его преждевременной смерти в 1980 году возникла традиция проводить региональные соревнования по парусному спорту на многокилометровых просторах Горьковского водохранилища.

Волга – одна из крупнейших рек в мире. Она течет не один десяток лет. Много художников находили каждый для себя какие-то красивые места, интимные уголки природы .И сегодня , как и много лет назад Волга покоряет нас своей красотой, величавой торжественностью, необъятными просторами.

(Рассматриваем еще несколько работ ,представленных ниже. Рисунки 1–4).

В изобразительном искусстве жанр пейзажа продолжает развиваться и в 20 и 21 веке. Несмотря на различные направления в изобразительном искусстве этого времени, реалистическое направление является одним из них.

Окончание урока.

Ученикам дается домашнее задание: собрать дома иллюстрации , с изображением пейзажей. Проанализировать их и подготовиться к практической работе, которая состоится на следующем уроке.

4. Заключение

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма и любви к своей родине.

Приложение 3

5. Перечень используемой литературы

  1. Янковский-Максимов Н. Сквозь магический кристалл. – М.: Просвещение. 1975.
  2. Машковцева Н.Г. История русского искусства.– М.: Искусство. 1960.
  3. Королева С. Левитан. – М.: Директ-Медиа. 2009.
  4. Казаков В.В. Путеводитель по Чкаловскому району. – Нижний Новгород. 2007.
  5. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. – М.: Просвещение. 1984.
  6. Минченков Я.Д. Воспоминание о передвижниках. – Л.: Художник РСФСР. 1964.
  7. wikipedia.org