Урок развития речи в 5-м классе "Не надо ссориться" по программе Т.А. Ладыженской "Речь и культура общения"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • формировать умение употреблять основные формулы речевого этикета
  • познакомить с вежливыми формами речи в ситуации спора, ссоры
  • формировать умение создавать текст определённого жанра (письмо)
  • закрепление орфографических и пунктуационных навыков
  • развивать творческое воображение и способности
  • содействовать формированию личностных качеств.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем знакомство с вежливыми формами речевого общения. На прошлом уроке вы учились употреблять в речи вежливые формы отказа, если не можете выполнить просьбу. Тему сегодняшнего урока вы чуть позже сформулируете сами.

2. Запись предложений под диктовку.

Худой мир лучше доброй ссоры. Доброе слово лучше мягкого пирога. Сядем рядком да поговорим ладком. Не надобен и клад, коли в семье лад.

– Сделайте орфографический разбор.

– Объясните значение слова «лад» (согласие, мир, порядок).

– Какой темой объединены пословицы? Объясните смысл первой пословицы.

(Дружба, взаимопонимание, уважение друг к другу)

– Сформулируйте тему урока. («Давайте жить дружно»)

3. Анализ речевой ситуации.

– Когда спор перерастает в ссору? (Когда никто не хочет уступать. Когда говорят грубые, бранные слова, унижают.)

Чтение эпизода из произведения М.Пришвина «Кладовая солнца». Спор Насти и Митраши

– Как видно, что они поссорились? Что в словах брата показалось Насте обидным?

– Что должна была бы сказать Настя, чтобы ссоры не было, чтобы брат послушался?

(Братик, послушай меня, пожалуйста. Если ты пойдёшь по другой тропе, я буду за тебя волноваться. Не огорчай меня.) (Ты не прав, Митраша, но я всё равно пойду с тобой. Я боюсь отпускать тебя одного.)

– Не всегда именно спор приводит к ссоре, бывает и необдуманный поступок.

4. Инсценирование эпизода из сказки А.Толстого «Золотой ключик» Урок Мальвины.

– Почему Мальвина рассердилась? Что нужно было сделать Буратино, чтобы избежать наказания?

Составление алгоритма речи провинившегося.

Запись в тетрадь:

Чтобы помириться, нужно:

1) извиниться,
2) объяснить своё поведение, признать, в чём ты не прав
3) пообещать (по возможности) исправиться или предложить, как исправить ситуацию.

5. Самостоятельная работа. Написание записки Буратино к Мальвине.

-Записка – это разновидность письма. С чего начинается и чем заканчивается письмо?

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

– Чем отличаются по форме слова «извини» и «извиняюсь»? Какое слово уместно использовать в записке? Подберите синонимичные обороты речи к слову «извини».

(Прости…Я сожалею, что обидел тебя…Не сердись…Я не хотел обидеть…Мне жаль, что так всё получилось…)

-Обращаю ваше внимание на то, что слово «пожалуйста» выделяется запятыми на письме.

6. Обсуждение написанных работ.

– Какой записке Мальвина поверила бы больше? Почему?

7. Рефлексия.

– Какая часть урока для вас была наиболее интересная? Почему?

– Как вы думаете, какое будет домашнее задание?

8. Домашнее задание (на выбор).

Отредактировать текст записки и переписать в тетрадь.

Записать диалог (2-3 реплики) Насти и Митраши, из которого будет понятно, что они помирились.

Придумать рассказ или сказку по теме урока, включив в текст диалог.

Примеры работ учащихся

«Дорогая Мальвина! Зная ваше великодушие, я осмеливаюсь просить у Вас прощение. Сидя в этом тёмном чулане, я осознал своё неправильное поведение. Будьте любезны, простите меня, пожалуйста. Мне очень стыдно, что я не умею обращаться с пером. Впредь постараюсь быть очень аккуратным и слушаться Вас во всём. Искренне Ваш Буратино».

«Извините меня, пожалуйста, Мальвина! Я нечаянно сунул нос в чернильницу, потому что был очень любопытен. Я никогда не видел чернила и совсем не хотел обидеть Вас. Извините меня, я постараюсь исправиться, Мальвина.»

«Мальвина, будьте так добры, извините меня, пожалуйста, и выпустите из чулана. Вчера я повёл себя некультурно. Больше такого не повторится.
Буратино»

«Дорогая Мальвина! Прости меня, пожалуйста, за то, что я с Вами был груб и невежлив. К сожалению, я не подумал, что Вас так обижу, Извините меня, этого впредь не повторится. Буратино»

«Дорогая Мальвина! Извините, пожалуйста, за мою бестактность. Я никогда не учился и потому не знаю, как вести себя на уроке. Я надеюсь на прощение и буду счастлив, если вы будете продолжать моё обучение. До свидания, Мальвина.
Буратино»