Занятие по созданию объемной аппликации из шерстянных ниток на основе помпона (коллективная работа "Гусеница")

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формировать у детей средней группы представления об использовании пряжи в традициях русского дизайна и создание изделия на основе помпона.

Задачи.

Образовательные.

  1. Знакомить детей с особенностями применения пряжи в традициях русского искусства.
  2. Познакомить детей с изготовлением помпонов и использовать их при создании гусеницы.
  3. Формировать умение последовательно, целенаправленно выполнять технологические действия: наматывание на шаблон, разрезание нити, завязывание узелка, снятие с шаблона.

Развивающие.

  1. Развивать умение составлять коллективную композицию.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Развивать эстетические чувства в декорировании.

Воспитательные.

  1. Воспитывать интерес и желание усложнять содержание аппликации.
  2. Воспитывать художественные чувства и эстетические качества.
  3. Воспитывать нравственные качества, взаимопомощь и выручку.
  4. Воспитывать аккуратность, старательность и трудолюбие.

Оборудование для детей.

  1. Цветной картон (размер А-2) - зеленого цвета.
  2. Разноцветные шерстяные нитки в клубочках.
  3. Ножницы.
  4. Клей ПВА.
  5. Палитра
  6. Кисточка для клея.
  7. Индивидуальная коробка для ниток.
  8. Шаблоны из картона по количеству детей (диаметром 6 см по 2 шт. на каждого ребенка, диаметром 10 см – 2 шт., диаметром 4 см – 6 шт.)
  9. Мелки на масляной основе.

Оборудование для воспитателя:

  1. Разноцветные шерстяные нитки в клубочках.
  2. Ножницы.
  3. Клей ПВА.
  4. Палитра.
  5. Кисточка для клея.
  6. Индивидуальная коробка для ниток.
  7. Шаблоны из картона (диаметром 10 см – 2 комплекта).
  8. Скотч.

Предшествующая работа.

Для достижения поставленной цели, была проведена предварительная работа с детьми:

  1. Рассказ воспитателя о происхождении пряжи, о традициях изготовления различных изделий из шерсти.
  2. Чтение художественных произведений (русских народных сказок, сказок А.С. Пушкина, пословиц).
  3. Слушание колыбельных песен.
  4. Работа с родителями. Сбор материалов для занятия – клубочки шерсти.
  5. Знакомство с приемами изготовления помпонов.

Технологическая карта.

Воспитатель вырезает из картона два круга с отверстиями посередине, назовем их – шаблонами. Потребуется по два шаблона (диаметром 6 см на каждого ребенка), диаметром 8 см – 2 шт. (для воспитателя), запасные (диаметром 4 см – 6 шт.)

  1. Из шерсти мы нарезаем ниточки (определенное количество одинаковой длины), но разных по цвету; складываем их вместе и обматываем одни из кончиков скотчем, назовем их “иголочка” с ниточками.
  2. Соединяем два шаблона вместе и начинаем их обматывать ниточками, пропуская “иголочки” с ниточками через отверстие, пока оно не закроется.
  3. Когда мы сделаем определенное количество заготовок для помпонов ( по одному на каждого ребенка), детям потребуется помощь воспитателя, так как разрезать такое количество ниток им будет сложно, воспитатель им помогает, показывает и дает инструкции и указания, соблюдая технику безопасности.
  4. Немного раздвигаем шаблоны, обматываем ниткой середину и завязываем ее на узелок, несколько раз (обязательна помощь воспитателя).
  5. Аккуратно снимаем шаблоны. Их можно использовать снова.
  6. Положить готовые помпоны в коробочки.

Конспект проведения работы с детьми

Организационный момент

  1. Вспоминаем предыдущую беседу воспитателя о происхождении пряжи, и какие изделия из нее изготавливают.
  2. Далее воспитатель загадывает детям загадку – “Волосата, зелена, в листьях прячется она, хоть и много ножек, бегать все равно не может”.
  3. Воспитатель представляет детям гостью. “Кто это?” - “Это гусеница”. Опираясь на полученные детьми знания, вспоминаем, из какого материала сделана гусеница. Какое строение у тела гусеницы.
  4. Предлагаем детям, из заранее изготовленных ими помпонов, сделать подружку для нашей гостьи.

Основная часть

Приступаем к самостоятельной работе:

  1. На лист зеленого картона (размером А-2) дети раскладывают помпоны, самостоятельно определяя место, где будет находиться гусеница, соблюдая соотношение помпонов по величине.
  2. Воспитатель делит детей на три подгруппы, по шесть человек в каждой. Первая подгруппа детей намазывает клей, дети второй подгруппы укладывают и прижимают помпоны, а дети третьей подгруппы, за отдельным столом, изготовляют глазки из ниточек, завязывая узелки. После того, как гусеница была готова, дети третьей подгруппы приклеили глазки и сделали ей усики. Затем все дети начинают рисовать ножки восковыми мелками.
  3. Гусеница состоит из одиннадцати помпонов, значит, у нее получается двадцать ножек, каждый ребенок рисует по одной ножке (подходят по три человека с двух сторон). Остальные дети наблюдают, помогают и дают советы.
  4. Поддерживается эмоциональный настрой, поощряем детей: “Какие молодцы!”.

Заключительная часть

Обратить внимание детей на коробку с оставшимися помпонами. Предложить детям изготовить из них цветы для гусеницы. После чего детям предлагается поиграть с гусеницей. “День рождение гусеницы” - девочки готовят угощения.

Приложение