Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства "Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Цели урока: познакомить учащихся с особенностями средневековой одежды различных слоев общества, показать строгую регламентацию одежды людей разных сословий и профессий.

Задачи:

  • формирование умения выразительного использования в коллективной работе цвета, рисунка, пространства, композиции, умения согласовывать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль; формирование умения передачи стилевого единства декора одежды, предметов интерьера;
  • развитие творческих способностей и коммуникативной компетентности через беседу, оценочные суждения и доброжелательное отношение к продукту деятельности других людей;
  • продолжение работы по формированию эстетического вкуса учащихся к выбору одежды, аксессуаров, нравственных качеств личности.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная.

Методы:

  • Репродуктивный;
  • Объяснительно-иллюстративный;
  • Проблемное изложение;
  • Частично - поисковый.

Средства (наглядный материал):

  • изображение дворцового интерьера (на ватмане);
  • изображение комнатки Золушки и комнаты дворца (по сказке Ш.Перро “Золушка”) на слайдах. (Приложение № 1);
  • музыка Вивальди;
  • изображение костюмов людей разных сословий. Презентация. (Приложение № 2);
  • изображение костюмов придворных 18 века. Презентация. (Приложение № 3);
  • иллюстрации к сказкам. Презентация. (Приложение № 4);
  • выставка книг;
  • сказка Ш.Перро «Золушка» (у каждого ученика).

Материал для работы учащихся:

  • Шаблоны с изображением фигуры человека
  • Ножницы, бусинки, кусочки тюля, парчи, бархата
  • Цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски или гуашь
  • Клей

Ход урока

I. Организационный момент.

- Проверьте, все ли вы приготовились к уроку, настроились ли на работу.

II. Сообщение темы урока.

(Слайды: Золушка в каморке и Золушка во дворце. Приложение 1).

- Посмотрите внимательно на эти рисунки, попробуйте угадать, о чем пойдет сегодня речь на нашем уроке.

- Правильно, тема урока будет звучать: “Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества”.

III. Объяснение нового материала.

- В первой четверти вы узнали, как одевались русские женщины и мужчины, и изготовили праздничные костюмы, которые носили раньше.

- Но, оказывается, одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком – знаком положения человека в обществе и его деятельности, т. е. выявляет и подчеркивает определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Уже в самые отдаленные эпохи было различие в одежде. Древние вожди украшали себя перьями, ожерельями, татуировкой, чтобы выделиться среди одноплеменников.

- Но особенно четкое разграничение в одежде наблюдалось в странах Западной Европы. Сегодня на уроке мы поговорим о том, как одевались в 17 – 18 веках люди разных сословий во Франции, потому что Франция в то время считалась законодательницей моды. - Обратите внимание на стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной страны и определенной социальной группы.

Сообщения учеников (сопровождаются слайдами. Приложение № 2):

1 ученик: Чиновники, ученые, доктора и другие должностные лица носили длинные широкие платья с широкими пышными рукавами. Их украшали белоснежные воротнички и манжеты.

2 ученик: Богатые фабриканты, промышленники шили одежду из добротных дорогих тканей яркой расцветки.

3 ученик: Простых горожан можно было узнать сразу. Так как простым людям не разрешалось носить одежду ярких цветов, в их облике преобладали темные, коричневые, серые цвета. Женщины носили платья с широкой юбкой и фартуком, чепчик, белый отложной воротничок, косынку на плечах, на ногах туфли из грубой кожи. Крестьяне одевались еще проще: рубаха, куртка, широкие штаны, войлочная шляпа и обувь из толстой, грубой кожи.

- Есть типы одежд и для определенных групп людей – военных, священнослужителей.

- И подробнее поговорим о костюме придворных французских аристократов.

Рассказ учителя (сопровождается слайдами. Приложение № 3):

- На предыдущем уроке вы познакомились с интерьером домов аристократов, королей.

- Какой стиль зародился в странах Европы в 17 веке? (Барокко).

- Что оно означает? (Пышность, вычурность). (Материалы плаката).

- Разумеется, такое богатство требовало соответствия в стиле придворного костюма.

- В эту эпоху одежда, прически, сама внешность человека стали больше, чем когда-либо, произведением искусства. Людей опознавали и ценили по платью. Насколько жалкой и убогой была одежда простых людей, настолько вычурными были туалеты знати.

Мужской придворный костюм.

Костюм этого времени был необычно пышным, с огромным количеством украшений, что вполне соответствовало праздному образу жизни и вкусам аристократии. Французские короли стремились выставить напоказ чрезмерную роскошь и пышность своих нарядов. Костюм украшали бриллианты, золото, серебро.

Одежду из парчи, отделанную золотом, серебром, носили короли и члены его семьи. Обшивать позументом швы на рукавах, плечах имели право лишь члены королевской семьи. Только король мог находиться в помещении в шляпе, остальные мужчины ее снимали. Костюм короля был украшен манжетами, туфли - бантами, шелковые чулки - подвязками в виде банта. Когда король Людовик XIV начал лысеть, он ввел в моду обязательную деталь костюма – парик, и чем знатнее был человек, тем пышнее парик он мог носить. Считается, что мода на высокий каблук тоже связана с особенностями внешности короля – он был мал ростом.

Французские аристократы стремились во всем подражать королю, который был главным законодателем моды. Мода того времени называлась жюстокор, что означает «точно по телу». Длинный, чуть выше колен, приталенный кафтан с широкими манжетами – обшлагами на рукавах и низкими карманами опоясывался по талии широким кушаком, который сбоку завязывался на бант. Под него надевался камзол. Все это шили из дорогой ткани, украшали вышивкой, лентами, пуговицами. Дополняла костюм широкая шляпа – треуголка, украшенная пышными перьями. Количество перьев на ней также зависело от знатности человека. Умение владеть шляпой считалось большим искусством и говорило о степени воспитанности дворянина. Важным аксессуаром мужского костюма была широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки. Украшение одежды французских дворян строго регламентировалось особым королевским указом. Чем выше было социальное положение дворянина, тем больше на его одежде украшений и богаче вышивка.

Женский придворный костюм.

- Туалеты придворных дам отличались особенной изысканностью. Каждое платье было настоящим произведением искусства, выглядело настоящей драгоценностью и стоило больших денег. Тонкость талии доводилась до предела с помощью корсета, а пышность юбок усиливалась фижмами - воланами и кринолинами, так что фигура приобретала силуэт, совершенно несвойственный реальному телу, и при этом окружалась мерцающими облаками кисеи, кружев, перьев и лент. Торжественные платья шились из тяжелых дорогих тканей: бархата, атласа, парчи, богато украшались отделкой. Чтобы сшить такое платье, требовалось высочайшее портновское искусство. Форма узкого лифа платья вытянутая и заостренная. Пышные рукава также украшались оборками, кружевами, бантами. Верхняя юбка разрезалась и поднималась на боках. Нижняя юбка шилась из ткани другого цвета. Верхняя юбка была съемной и переходила в шлейф. Длина шлейфа могла достигать нескольких метров и зависела от знатности дамы. Иногда светские дамы надевали на платье фартучек: эта деталь позволяла увеличить число оборок в костюме.

- Голову украшали прически порой до 50 сантиметров, украшенные кружевами, цветами, драгоценностями и осыпанные светлой пудрой. Такие прически увеличивали рост, придавали нежность лицу; лицо покрывали слоем белил и румян; черные бархотки на шее и черные мушки (родинки) на белом личике придавали пикантность. Женщина, наряженная и причесанная, как игрушка, и обутая в узенькие башмачки на каблуках, должна была ступать очень осторожно, чтобы сохранить равновесие - это вырабатывало привычку к плывущей походке и плавным движениям менуэта.

- Аксессуарами считались мушки (приклеенные родинки), флаконы с духами, нюхательная соль, веера, зонтики, перчатки, косметические коробочки.

В аристократических костюмах взрослых и детей не было различия. Использовали тот же покрой платья, те же ткани.

И женщины, и мужчины пользовались косметикой. Мужчины румянили лицо, чернили брови и обильно пользовались духами.

Вывод

- Какой же была одежда знатных людей?

- Что хотели подчеркнуть аристократы своей одеждой? (Ответ должны сформулировать ученики: аристократы утверждали свое положение в обществе через костюм. Они всем своим видом подчеркивали свою обособленность от других слоев общества и непричастность к физическому труду).

- Теперь мы видим, что костюм – это знак, символ, указывающий на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе.

- Для работы и каждодневной жизни использовались костюмы из более простых дешевых тканей, для торжеств - более нарядные, дорогие, которые украшались драгоценными камнями.

IV. Этап закрепления новых знаний и способов действия

- Какие сказки рассказывают нам о том историческом периоде? («Золушка», «Щелкунчик», «Спящая красавица»).

Выявление принадлежности сказочных героев к определенному сословию через их костюмы.

- Давайте вспомним сказку “Золушка”, эпизод, когда фея - крестная предложила Золушке попасть на бал. Обрадовалась ли Золушка этому предложению? (Очень обрадовалась, а затем, взглянув на себя, огорчилась).

- Почему? (На ней было надето грязное, испачканное платье, в котором она работала). (Зачитать эпизоды, описывающие ее работу).

- Для чего же была предназначена ее одежда? (Для работы).

- Как она выглядела, когда отправилась на бал? (В красивом, нарядном платье).

- Правильно. Какой можно сделать вывод? (Каждая одежда имеет свое назначение).

- Давайте вспомним, как фея превратила старое платье Золушки в пышный наряд? (Зачитать отрывок из сказки)

Знакомство с иллюстрациями к сказкам. (Презентация. Приложение № 4).

- Подтвердите, что одежда героев сказки выражает принадлежность человека к различным слоям общества.

V. Этап применения знаний. Практическая работа.

- Сегодня мы отправим наших героев из сказки на бал в королевский дворец.

(Пересказ отрывка сказки о первом бале Золушки).

- Вы не феи, но у вас умелые руки. Я предлагаю вам создать наряд для героев сказки, в котором они могли бы пойти на бал вот в этот красивый зал. Лучшие будут Золушкой и принцем. Подумайте, где вы поместите своего героя.

- Как лучше работать: одному или с другом? Почему? (Чтобы помогать друг другу, советоваться друг с другом). - У вас есть шаблон фигуры человека, краски, фломастеры, лоскутки ткани, бусинки. С помощью данных предметов вы создадите костюм.

- Вспомним о технике безопасности при работе с ножницами, иголками.

(Учащиеся работают под музыку Вивальди).

VI. Этап обобщения и систематизации знаний.

- Ребята, у нас на доске изображение интерьера зала для бала. Расположите своих героев в зале так, как вы считаете правильным.

(Выставка работ на доске). Выбор Золушки и принца.

VII. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

- Почему вы выполнили именно такие костюмы? (Мы считаем, что в этом платье герои могут попасть только во дворец. И в такой дворец нужно надевать только такую одежду).

- Почему вы Золушку и принца расположили в центре?

- Чем же закончилась сказка? (Пересказ).

VIII. Этап рефлексии и подведения итогов.

- С какими чувствами вы выполняли эти костюмы?

- Итак, что же нового узнали сегодня? (Всякая одежда имеет свое назначение).

- Чему учились вы на уроке? (Учились сопоставлять стили в одежде и интерьере).

- Что вы взяли для себя? (Каждая одежда имеет свое назначение, не во всякой одежде можно прийти в спортзал, больницу, на праздник, на занятия в школе).

- Спасибо, друзья, за работу, вы были хорошими мастерами.

- А теперь наши герои начинают свой бал (Звучит песня «Золушка», дети, по желанию, подпевают).

IX. Оценка знаний.

Литература:

  1. М.А.Порохневская. Изобразительное искусство. 5 класс. Поурочные разработки. Волгоград, 2003 г.
  2. Б.М.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы образовательных учреждений. М., «Просвещение», 2006 г.