Урок русского языка "Суффикс как часть слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель урока: Знакомство с новой частью слова. Упражнения в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов.

1. Организационный момент.

- Вот уже звенит звонок.
Собери же ты дружок.
Аккуратно, по порядку,
Книги, ручки и тетрадки.

Я очень рада вас видеть, я желаю вам добра, успехов в проделанной работе на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям и поприветствуем их. А теперь давайте повернемся друг к другу и пожелаем удачи (пальчиковая разминка) Присаживайтесь.

- Закройте глаза. Послушайте внимательно. Что вы услышали? (крик чаек, шум моря)

- Вы любите путешествовать?

Вот сегодня я приглашаю вас и наших гостей в морское путешествие «Страну частей слова». И поплывем мы с вами по Индийскому Океану на волшебном корабле. Павликова Саша приготовила, сообщение об Индийском океане давайте послушаем её.

- Молодец! Это выступление заслуживает аплодисментов.

Чтобы быть всегда вместе, верно выполнять команды капитана, моряки перед отплытием произносят морские речевки. Позвольте мне сегодня быть капитаном, нашего корабля, а вы мои моряки. Давайте произнесем нашу речевку.

Речёвка

Мы веселая бригада, нестрашна нам и преграда.
Побеждать всегда
Побеждать везде
Побеждать на суше и воде.

2.Словарная работа

- Курс на страну частей слова. Поднять якорь. Якорь поднят но что то мешает сдвинуть корабль с места. У каждого моряка на столе находится корабль нам нужно вставить пропущенную букву в словарные слова. Справимся?

Б_ерег
В_етер
М_оре
П_рус
С_дно
К_орабль

- Посмотрите внимательно, к какой части речи относятся все слова? (имя сущ.)

- Что мы можем сказать об имени существительном?

- А что можно определить у имени существительного? (род, число)

- Давайте определим род и число в наших словах (у доски) остальные на кораблях.

Продолжаем наше путешествие. Откроем, свои бортовые журналы запишем дату нашего отплытия. Классная работа.

Впереди рифы нужно быть осторожным. Я получила, сообщение из машинного отделения давайте попробуем расшифровать его, (интерактив доска).

- Мор

- ск

- ой

- Какое слово получится?

Запишите это слово к себе в бортовые журналы.

- Какая часть в слове главная? (корень)

Выделите окончание. Посмотрите, что осталось? СК? (суффикс)

- Кто догадался что мы будем изучать в нашем путешествии?(Знакомится с частью слова суффиксом)

- Где стоит суффикс в слове? (после корня, перед окончанием)

- Как вы думаете для чего он служит? (для образования новых слов)

Суффикс обозначается как крыша у домика, отметьте у себя в бортовых журналах.

3.Физминутка «Часы»

4.Заданиепо группам

- Ребята мы оказались с вами на небольшом остове. Посмотрите как здесь красиво.

Что нас окружает? (вода, остров, кит)

- Разбей слова на группы по схеме 1гр (корень, окончание) 2гр ( корень, суффикс, окончание)

Вода, водичка, остров, островок, кит, китенок, корабль (интерн, доска)

- Что заметили? (появился суффикс, без суффикса слова существуют) Зафиксируйте в бортовых журналах эту запись.

5. Бухта осьминога.

– Наше плавание продолжается, мы плывем мимо бухты осьминога .Смотрите осьминог достал с дна моря для нас задание.

(Ребенок читает задание)

- Разбери слова, по составу выделяя корень, суффикс, окончание.

  • 1 гр. -3слова разобрать по составу
  • 2 гр. -6слов по составу
  • 3 гр. - все слова

(Первое слово комментирует учитель, остальные по образцу)

6.Проверка

-Давайте проверим верно, ли мы выполнили задание осьминога.

 Рыба – рыбка -рыбочка

Остров – островок -островище

Дом-домик-домище

- Где стоит корень? Для чего нам нужен суффикс?

Итог урока.