Тема: "Автоматизация звука [р]"

Разделы: Логопедия


Цели:

коррекционно-развивающие

  • закрепление навыка произношения звука Р;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие длительного, направленного выдоха;
  • развитие общей, мелкой, дыхательной и артикуляционной моторики;
  • развитие оптического гнозиса;
  • развивать у детей умение использовать движения, мимику, жесты для передачи сказочного персонажа.

коррекционно-образовательные

  • познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова»;
  • развивать умение выбирать родственные слова из потока слов и связного текста;
  • закреплять умение определять место звука в слове.

коррекционно-воспитательные

  • упражнять в приветствии;
  • умение внимательно слушать других;
  • развивать навыки работать сообща.

Оборудование: маски сказочных героев: Снегурочка, Красная шапочка, Чебурашка, Буратино; елочка; веселая мелодия из мультфильма и шума ветра; изображения двух паровозиков с окошечками для картинок; картинки с изображением овощей (картофель, укроп, морковь, помидоры, огурцы) и фруктов (арбуз, гранат, груши, виноград, персики); картина с изображением предметов в названии которых слышится звук Р; 4 зеркала; листочки с пунктирным изображением предметов: морковь, флаг, круг; картинки: ручка, рубашка; портфель, баран; помидор, светофор; конверт с изображением Незнайки со стихами.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Скоро наступит Новый год. Все дети придут на елку в костюмах. Перед вами маски сказочных героев. – Выберите себе маску для праздника. Обязательное условие – в имени героя должен быть слышен звук Р.

2. Психогимнастика.

- Попробуйте с помощью движений лица, рук и ног изобразить своего героя.

Ра-ра-ра, Ра-ра-ра, начинается игра! (дети берут и одевают маски, и изображают сказочных героев)

- Представьте, что однажды герои мультфильмов отправились на новогоднюю елку к детям. (дети имитируют ходьбу, хлопают в ладоши и напевают песню «Вместе весело шагать по просторам, по просторам, по просторам, ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра.)

- Вдруг налетел злой дракон и унес собой звук. (забирает маски у детей, дети садятся за столы) – Буратино стал Буатино, Чебурашка – Чебуашка, Красная шапочка – Касная шапочка, Снегурочка – Снегуочка. Дети, помогите, звуку вернуться в эти слова. – Назовите звук, которого не стало. (Все дети произносят звук Р)

3. Уточнение артикуляции (дети смотрят в зеркало)

- Что происходит с языком, губами, зубами? (Губы в улыбке. Язык находится за верхними зубами. Рот открыт, зубы не сомкнуты. Сильная воздушная струя направлена на кончик языка, в результате чего он вибрирует.)

4. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Лошадка вторит дятлу»

Давайте теперь прогуляемся с вами по лесу. Представьте, что мы идем по тропинке и слышим звук. Это дятел: д-д (постучите языком по бугорочкам), а по дорожке бежит лошадка, звонко цокая копытами – цок-цок (пощелкайте язычком).

- Поиграем в игру: «Лошадка вторит дятлу». Вторить – это значит, повторять, отражать какие-нибудь звуки.

- Если дятел стучит два раза: Д-Д, то и лошадка цокает два раза: ЦОК-ЦОК, если дятел три раза ударил, то лошадка три раза цокнула и т.д. Слушайте внимательно и не сбейтесь.

- А теперь отстучите и пощелкайте в таком ритме:

I - II; II - II; III - I; I - III

5. Упражнение «Подуем на челку» (развитие длительного направленного выдоха)

- Подуйте себе на челку, чтобы волосики зашевелились.

6. Пальчиковая игра «Доброе утро, здравствуй Иван»

- Когда люди встречаются, что они делают? (Здороваются.)

-Давайте поиграем в игру «Доброе утро…»

(Дети соединяют ладони, пальцы раздвигают)

Доброе утро, здравствуй, Иван! (перекрещивают справа налево большие пальцы)
Доброе утро, здравствуй, Степан! (перекрещивают указательные пальцы)
Доброе утро, здравствуй, Сергей! (перекрещивают средние пальцы)
Доброе утро, здравствуй, Матвей! (перекрещивают безымянные пальцы)
Доброе утро, здравствуй, Танюшка! (перекрещивают мизинцы)
Доброе утро, здравствуйте, все! (перекрещивают все пальцы и возвращают в исходное положение)

7. Игра «Отгадай загадку»

- Я сейчас буду вам загадывать загадки, а вы должны найти отгадки на картине.

В воде она живет
Нет клюва, а клюет.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
 (рыба)

 

 

 У двух матерей
По пяти сыновей
И все сыновья
Одинаково зовутся.
(руки)

Если ты их
Отпустишь с поводка,
Улетят они от
Тебя за облака.
(шары)

 Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расческа)

Разноцветное коромысло
Над рекой повисло.
(радуга)

На ромашке у ворот
Опустился вертолет -
Золотые глаза.
Кто же это?
(стрекоза)

8. Игра «Паровозики»

- Посмотрите, у вас на столах лежат паровозики.

– Послушайте задание: паровоз под номером 1 повезет фрукты, в названии которых слышится звук Р. (дети выбирают необходимые картинки) (арбуз, гранат, груши, виноград, персики)

- Паровоз под номером 2 повезет овощи, в названии которых слышится звук Р. (дети ищут нужные картинки) (картофель, укроп, морковь, помидоры, огурцы)

- Какие фрукты повез первый паровоз?

- Какие овощи повез второй паровоз?

9. Физминутка

«Соберем урожай».

В огород пойдем, Ходьба на месте.
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показать круг руками 3 раза
Щавеля нарвем немножко, «Рвут»
И вернемся по дорожке. Ходьба на месте.

10. Упражнение «Угадай место звука в слове».

- На доске нарисованы схемы.

Р ОООО

 

ООО Р ООО

 

ОООО Р

– Что обозначает первая (вторая, третья) схема?

– Вы должны отобрать картинки, которые подходят к схемам. (Выставляются картинки: ручка, рубашка; портфель, баран; помидор, светофор)

11. Упражнение «Помоги Незнайке»

(Стук в дверь, почтальон принес письмо от Незнайки.)

- Незнайка просит помочь разобраться – правильно ли он сочинил стихи, ничего не перепутал ли:

Расцвели на клумбе КОЗЫ
В огород забрались РОЗЫ.

Ползает вдоль речки МАК,
Расцветает в поле РАК.

На конверт наклею МАСКУ
На лицо надену МАРКУ.

Я возьму от сыра КОШКУ,
Угощу я нашу КОРКУ.

12. Упражнение «Найди родственные слова»

- Подумайте и скажите, как называются слова, которые похожи друг на друга, как родные, как родственники? (родственные)

- Внимательно послушайте и найдите в тексте родственные слова.

У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик-рыболов.
Мы рыболовную сеть соберем,
Рыбного супа в тарелки нальем.

(Рыбаков, рыбу, рыболов, рыболовную, рыбного – все эти слова родственные. Слова, которые похожи друг на друга по своему произношению и по смыслу, называются родственными словами.)

13. Игра «Рисовалочка»

(У каждого ребенка на листочке пунктиром нарисованы предметы: морковь, флаг, круг.)

Задание: обвести тот рисунок, в названии которого слышится звук Р.

- Какие рисунки вы обвели карандашом? (морковь, круг)

- Какой предмет здесь лишний? (флаг) – Почему?

14. Итог занятия

- Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух звук Р, определять место звука в слове, выполняли разные задания и играли в игры. –Что вам больше всего понравилось? - Какое задание для вас было самым трудным? – С каким заданием вы справились быстро и легко? – Вы хорошо сегодня занимались. Молодцы!