Проект "Что делать, если возник пожар?" для детей старшей группы компенсирующей направленности с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Работа с дошкольниками


Форма проведения: информационно-практико-ориентированная

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, учитель-логопед, руководитель изостудии, родители.

Цель: обучить детей правилам поведения при пожаре.

Задачи:

  1. Учить детей соблюдать правила безопасного поведения: не играть с огнем, в отсутствии взрослых не пользоваться электрическими приборами.
  2. Научить детей, в случае необходимости, самостоятельно набирать номер пожарной службы (01).
  3. Расширить и углубить знания детей о пожарной машине, о труде пожарных, о средствах пожаротушения.
  4. Объяснить необходимость знания домашнего адреса.
  5. Пополнять словарь словами-синонимами, прилагательными, существительными по данной теме.
  6. Развивать связную речь детей.
  7. Развивать внимание, наблюдательность и активность.

Методические приёмы:

  • коллективная и практическая работа;
  • выполнение творческого задания.

Работа с родителями:

  • экскурсия в пожарную часть;
  • выставка рисунков;
  • выпуск памятки - правила безопасности “Знай, помни, соблюдай!”.

Предварительная работа:

  • гость группы “Мой папа - пожарный” (встреча с командиром отделения пожарной части г. Оленегорска Смирновым Р.С.);
  • чтение произведений: В. Гальченко “Огонь – невидимка”; Е. Пермяк “От костра до котла”; С. Маршака “Рассказ о неизвестном герое”, “Пожар”; Л. Толстого “Пожарные собаки”;
  • знакомство с пожарным щитом ДОУ и размещенными на нем средствами пожаротушения.

Предполагаемый результат:

  1. Дети владеют элементарными навыками правильных действий в случае пожара.
  2. Родители стали активными участниками проекта.

Этапы работа над проектом

№ п/п

тема

задачи

оборудование

1 Пожарные - закрепить знания о транспорте и профессиях;

- расширить и углубить знания детей о труде пожарных;

- дать знания о назначении пожарной машины и его деталях;

- познакомить со средствами пожаротушения и с номером телефона пожарной службы;

- развивать психические процессы;

- развивать мелкую моторику рук.

картинки (машина скорой помощи, поезд, пожарная машина, полицейская машина, врач, полицейский, пожарный, защитный костюм, огнетушитель), каска, перчатки, игрушечная пожарная машина, поделки из спичек, телефон, аудиозапись звука сирены пожарной машины, спички, цифры 0, 1 по количеству детей, схема пожарной машины из спичек.
2 Огонь - невидимка - дать знания о причинах возникновения пожара;

- уточнить знания о прочитанных книгах о профессии пожарных;

- развивать координацию речи с движением.

картинки (врач, полицейский, пожарный, защитный костюм, огнетушитель), рукавицы, каска, лопата, песок, мячик, ножницы, указка, картинки с изображением бытовой техники (телевизор, пылесос, плита, утюг, самовар, настольная лампа), сюжетная картина с изображением пожара (огонь, дым), карточка с номером (01), памятка о правилах безопасного поведения при пожаре <Приложение 1>, аудиозапись звука горящего костра.
3 Экскурсия в пожарную часть с родителями - сформировать представления о пожарной части;

- расширить и углубить знания о работе пожарных, устройстве пожарных машин и использование различных приспособлений для тушения пожаров;

- воспитывать уважение к труду людей.

Смотри буклет экскурсии. <Приложение 2>
4 Пожарная машина - обобщить знания о труде пожарных;

- закрепить знания о правилах пожарной безопасности;

- формировать умение рисовать пожарную машину, передавая ее характерные особенности.

фотографии пожарных машин, игрушки, акварель, альбомные листы, кисточка, баночки для воды.
5 Юные пожарные - учить переносить знания, полученные на экскурсии и занятиях в жизненные ситуации;

- закрепить знания о пожарной безопасности;

- воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.

пожарная машина из модулей, каски, перчатки, два телефона, рисунок, на котором изображена комната в квартире, муляж огня, игрушечный утюг и гладильная доска, колокольчик, спортивный канат, медали по количеству детей.

Занятия № 1 “Пожарные”

I. Организационный момент

Игра “Четвёртый лишний” На магнитной доске вывешены картинки: машина скорой помощи, поезд, пожарная машина, полицейская машина.

- Что нарисовано на картинках? (машины, транспорт)

- Как вы думаете, какай транспорт лишний? Почему так решили?

На доске картинки: врач, полицейский, пожарный.

- Назовите, какие это профессии?

- Кто ездит на машине скорой помощи? На пожарной машине, полицейской машине? Дети берут картинку со стола и вешают на магнитную доску к нужной машине.

II. Основная часть

1. Прослушивание аудиозаписи. Воспитатель включает аудиозапись сигнала сирены пожарной машины.

- Откуда слышен этот звук? Что за машина к нам едет?

Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной,
Потушим в миг - огонь и жар,
Мы быстры, словно стрелы. (Пожарная машина)

В группу въезжает игрушечная пожарная машина.

2. Беседа о пожарной машине.

- К какому виду транспорта относится эта машина? (наземная, специальная)

- Какую пользу приносит этот вид транспорта? (помогают людям тушить пожары)

- Из каких частей состоит эта машина? (кабина, колёса, руль, сиденье и т.д.)

- Как вы думаете, что обязательно должно быть в этой машине? (лестница, мигалки, шланг)

- В пожарной машине есть пена, механическая лестница, насос. Имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Чтобы другие машины уступали дорогу, на пожарной машине есть сигнальные синие огни и звуковой сигнал.

В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей.

3. Выкладывание из спичек фигуры пожарной машины по образцу.

- Играть со спичками нельзя. Это одна из причин пожара.

Ростом спичка - невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта спичка - невеличка
Может сделать много зла.

Из спичек можно сделать много разных поделок. У каждого ребенка на столе лежат спички и цифры 01. Воспитатель показывает схему. Дети по образцу выкладывают пожарную машину. <Рисунок 1>

4. Беседа о профессии пожарных.

- Может ли пожарная машина сама тушить пожар? (нет)

- А кому она помогает? Как называются люди этой профессии? (пожарные) Воспитатель показывает картинку пожарного.

- Пожарные – это бесстрашные, сильные люди. Их работа очень трудная.

- Какое специальное снаряжение для тушения пожаров используют эти люди? (Воспитатель показывает картинки: защитный костюм, каска, перчатки, огнетушитель)

- Для чего нужна каждая вещь?

- Перед выездом на пожар пожарный надевает защитный костюм. (он защищает от огня и не намокает от воды)

- Голову от ударов защищает каска, а руки от огня специальные перчатки.

- Как вызвать пожарную машину и пожарных? (набрать 01) ,<Рисунок 2>

- Что при этом надо обязательно чётко сказать? А Вы знаете свой адрес?

5. Игра: “Вызови пожарных”

Представьте, что у вас горит квартира, а именно – возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным.

Ребёнок берёт телефонную трубку и вызывает пожарных. Называет то, что горит, адрес и фамилию.

III. Итог

- О чем мы сегодня узнали? Что понравилось?

Занятие № 2 “Огонь - невидимка”

I. Организационный момент

Беседа о работе пожарных

На доске вывешены картинки: врач, полицейский, пожарный.

Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай. (пожарные)

- Найдите картинку, где изображён пожарный.

- А как вы догадались? (он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды)

- Зачем нужна людям работа пожарных?

II. Основная часть

1. Игра “Что нужно пожарным?”

Дети подходят к столу, где лежат предметы.

- Посмотрите на предметы. Выберите те, которые нужны пожарным?

(на столе лежат: рукавицы, каска, лопата, песок, мячик, ножницы, указка, каска)

- Расскажите, для чего нужны эти предметы пожарным? (Каски нужна для того, чтобы…)

2. Отгадывание загадок.

  1. Сколько бы ни ел, сыт не будет. (огонь)
  2. Что выше крыши, ловчее мыши. (дым)
  3. Жар-птица летает золотые перья роняет. (пламя)

Воспитатель показывает сюжетную картину с изображением пожара (огонь, дым).

- Что нарисовано на картине? - Как можно назвать по-другому огонь? (Огонь - пламя, свет, жар)

- Как могут быть связаны те предметы, которые мы посмотрели и загадки, которые мы отгадали? (водой тушат огонь и др.)

- Пожарные тушат огонь, используя специальное снаряжение и предметы.

3. Физминутка “Можно и нельзя”

Можно играть с ягненком (дети встают в круг и прыгаю друг за другом)

Можно играть с поросёнком (дети идут и виляют “хвосмиками”)

С ветром - в пятнашки, (повороты вокруг своей оси)

В прядки с дождём, (дети приседают, имитируют над собой зонтик)

Но не надо играть с огнём. (дети встают и грозят пальчикам)

4. Беседа по прочитанным книгам.

О пожарных сложены стихи и песни, написаны рассказы.

- Вспомните, какие рассказы о пожарных и их помощниках мы читали?

- О чем книга “Огонь-невидимка”?

- Каким должен быть пожарный? (смелым, сильным, выносливым, здоровым и т.д.)

Эта профессия – для крепких парней,

Эта профессия – спасение людей,

Эта профессия – отвага и честь,

Эта профессия - была и есть!

- Пожарных награждают медалями “За отвагу”, “За спасение людей”.

- А каких людей не возьмут в пожарные? (слабых, ленивых, трусливых)

- Вспомните, какой случай произошёл однажды с пожарным бойцом Ильёй Оськиным.

(Он оставил дома включённый утюг. Из-за этого загорелось одеяло. Пожарным пришлось тушить пожар).

- Для того чтобы стать пожарным, необходимо много знать и уметь. И сегодня мы выясним, от чего возникает пожар и как нужно себя вести, если это случится.

На магнитной доске картинки с изображением бытовой техники (телевизор, пылесос, плита, утюг, самовар, настольная лампа).

- Что это за предметы? (бытовая техника, электрические приборы)

- Для чего они нам нужны? Они могут стать причиной пожара? Почему?

5. Прослушивание аудиозаписи. Воспитатель включает аудиозапись звука горящего костра.

- Что это за звук? (горит огонь)

Человеку не обойтись без огня: он согревает и кормит нас. Но когда мы забываем об осторожном обращении с огнём, он становится опасным – возникают пожары.

- От чего возникают пожары? (от замыкания электроприборов, если играть со спичками)

Воспитатель показывает схемы “Что нельзя делать?” <Рисунок 2>, <Рисунок 3>, <Рисунок 4>, <Рисунок 5>.

- Какие беды приносят пожары? (может сгореть квартира, погибнуть люди и животные)

III. Итог

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не случился пожар?

- А теперь, я раздам памятки с правилами безопасного поведения, которое вы вместе с родителями посмотрите дома. <Приложение 1>

Занятие № 3 “Экскурсия в пожарную часть с родителями”

Смотрите буклет экскурсии. <Приложение 2>

Занятие № 4 “Пожарная машина”

I. Организационный момент

- Мы уже много говорили о труде пожарных.

- Как вы считаете, работа пожарных нужна людям? Почему? (Они тушат пожары, спасают людей)

Пожарный

На машине ярко-красной
Мчимся мы вперёд.
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.
Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.
И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!

II. Основная часть

1. Предварительная беседа

- Какими на ваш взгляд должны быть пожарные? (пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми)

- Почему пожарные должны быть такими? (они должны бороться с огнем, выносить из огня людей)

- Расскажите, что же помогает пожарным потушить пожар и при этом не погибнуть самому?

- Есть ли у пожарных помощники?

- Какие машины помогают пожарным в борьбе с огнем? Правильно, им помогают пожарные машины.

- Чем же необычна пожарная машина? Как она выглядит? Как она оборудована?

- Какого цвета машина? Почему именно такого цвета?

- Сверху на кабине есть сигнальные огни - синие, а также звуковой сигнал.

- Для чего они? (они нужны, чтобы другие машины уступали дорогу)

В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше. А зачем такая лестница?

- Зачем на машине напечатаны цифры 01.

2. Подготовка к рисованию

Вы сегодня еще раз вспомнили, какая это нужная, необычная машина. Давайте мы ее нарисуем. Вы можете рядом нарисовать и самих пожарных. А в конце занятия мы устроим выставку и выберем самую интересную машину.

III. Самостоятельная деятельность детей: дети рисуют 15-20 минут.

IV. Итог

Выставка работ. Выбирается самая лучшая работа, по мнению детей. Воспитатель просить давать обоснованные объяснения выбора.<Рисунок 6>, <Рисунок 7>, <Рисунок 8>,  <Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>, <Рисунок 12>, <Рисунок 13>.

Занятие № 5 “Юные пожарные”

I. Игра “Безопасность дома”

- Найдите на рисунке все случаи нарушения правил безопасности. <Рисунок 14>

Ответы:

1. Включенный утюг оставлен без присмотра.

2. Белье висит слишком близко к обогревателю или плите.

3. Лампа накрыта тканью.

4. В пепельнице дымятся сигареты.

5. Спички на столе.

6. Ребенок ковыряет отверткой штепсель.

7. Оболочка кабеля в плохом состоянии.

8. Провод удлинителя находится под ковриком.

9. На елке горят свечи.

10. Стенная розетка перегружена.

II. Ролевая игра “Пожар”

- Мы с вами сейчас будем играть. Представьте себе, что мы находимся в пожарной части (на столах лежат каски, перчатки по количеству детей, телефон, заранее построена из модулей пожарная машина, спортивный канат).

Воспитатель распределяет роли между детьми (главный пожарный, шофер, дежурный по каланче, погорелец (хозяйка) и предупреждает, что в этой игре есть правило: “каждый герой игры должен выполнять свою роль”.

Ход игры:

В группе горит утюг на гладильной доске. Погорелец (хозяйка) выкрикивает: “Пожар, пожар!” Берёт телефонную трубку, набирает номер 01, называет что горит, адрес, фамилию. Тем временем, дежурный поднимает телефонную трубку и внимательно слушает, что ему говорят. После разговора дежурный передает полученную информацию главному пожарному и шоферу и звенит в колокольчик.

Все дети быстро одевают каски и перчатки, садятся в автомобиль. Гудят, стучат ногами.

Главный пожарный кричит: “Приехали!”.

Дети выходят из автомобиля, беру рукав для тушения пожара (спортивный канат) и бегут, изображая тушение пожара. Шофёр сидит в автомобиле, налаживает руль, крутит его, гудит. Все пожарные тушат пожар.

III. Итог. Дети награждаются медалями За отвагу.

Литература

  1. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Сидорова. Л А., Шарифуллина К.Ш. Приходите к нам на праздник!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.
  3. Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2000
  4. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - 360 с. (Серия "Сам себе психолог")
  5. http://www.soundterra.ru/index.php -сайт, в котором представлены аудиозаписи разных звуков, которые нас окружают.