Урок "Анализ рассказа "Бирюк" И.С.Тургенева"

Разделы: Литература


Цель урока: Создать условия для развития коммуникативной, языковой, культуроведческой компетенций.

Задачи урока: Развивать умение анализировать художественное произведение, его эпизоды и внесюжетные элементы. Развивать навык характеристики героя, навыки выразительного чтения, умения цитировать, пересказывать, вести беседу.

Учить раскрывать авторскую идею через анализ текста. Показать средства создания образа в реалистичном произведении: пейзаж, интерьер, портрет. Закрепить знания литературоведческих понятий: тема, идея, пейзаж, метафора, эпитет, олицетворение, персонаж, кульминация, конфликт, развязка.

Знакомиться с новыми терминами: прототип, рассказчик, ассонанс, художественная деталь, социально-психологическая характеристика, трагический, образ-символ, внутренний и внешний конфликт.

Воспитывать любовь к народу, к ближнему. Пробудить интерес к русской классической прозе, к творчеству И.С.Тургенева.

Оборудование: Портрет И.С.Тургенева, картина И.И. Шишкова "Перед грозой", теневой рисунок "Улита" Е.М. Бем, портрет И.Н. Крамского "Полесовщик", иллюстрация к рассказу "Бирюк" К.Лебедева, словарь литературоведческих терминов, компьютер, интерактивная доска, учебник, тетрадь, текст рассказа, классная доска, презентация.

Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; "собирание" "рассредоточенного" пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

Вид урока: урок-практикум

Ход урока

– С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке.

– Кто написал этот удивительный рассказ?

Портрет И.С. Тургенева

Тема…

– За что И.С. арестовали и отправили в ссылку в 1852 г.?

– Познакомившись с книгой “Записки охотника” В.Г.Белинский сказал:

Эпиграф к уроку

И.С.Тургенев зашел к русскому мужику с такой стороны, к какой еще никто не заходил.

В.Г.Белинский

– Найдите ключевые слова цитаты.

Цель: Увидеть сторону русского мужика. Понять идею автора.

План:

  • Тема.
  • Герои.
  • Идея.

Слово учителя: Этот рассказ И.С. писал по впечатлениям о жизни крестьян Орловской губернии, которую унаследовал от родителей.

Один из жителей губернии писал: “Бабушка и мать говорили мне, что почти все лица, упоминаемые в “Записках охотника, не выдуманные, а списанные с живых людей, даже имена их настоящие: был Ермолай, был Бирюк…”

Прототип (героя произведения) – оригинал, прообраз.

Анализ (по плану на доске)

– В течение всего урока ставьте себе оценку за каждый этап урока и в конце урока выведите итоговую.

План: 1. Тема.

 

– Тема текста в заглавии. Бирюк. (Индивидуальная словарная работа…)

Словарь В.И. Даля :

1.Зверь (волк-одиночка)
2 .Человек, который ни с кем не знается. Одинокий человек.

Словарь С.Ожегова:

1. Волк-одиночка(обл.)
2. (Перен.) нелюдимый, угрюмый человек

– Но у него было имя…?

Фома(называет себя) – самохарактеристика

Фома Кузьмин (называет мужик в глаза)

Бирюк (прозвали крестьяне за глаза) взаимохарактеристика

– Прозвище многое говорит о человеке.

План: 2. Герои.

– Чем занимался, как жил Фома Кузьмич?

Цитируйте!

Вывод заносим в таблицу ниже.

Портрет. стр.217

Вывод заносим в таблицу ниже.

Бирюк Изба
Лесник//отец
Ответственный
Красивый
Богатырь
Сильный
Добрый
Патриот
(Речь) сдержанный
Радушный
+
Закоптелая
Низкая
Пустая
Грязная
Душная
Внешние и внутренние качества +
положительные
– Условия жизни нищенские
(социальное положение)

Антитеза

– Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик?

Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.215), встретил впервые “по одежке”. Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика(героя художественного произведения) – он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.

– Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда?

Изба

Художественная деталь – средство создания образа.

 

Вывод заносим в таблицу выше.

Дети (голосок, рубашонка, босые ноги – убогая внешность ), (глянула, пошла, погасила, присела, начала качать, поправлять, произнесла, прошептала – действия взрослого)

– Какие чувства испытали вы, читая этот абзац?

– Как рассказчик отнесся к увиденному? (Цитата!)

Не будьте и вы равнодушными никогда – учит нас И.С. Тургенев.

Описание интерьера – средство создания образа.

Социально – психологический портрет.

Вывод: Автор обнаружил несправедливое отношение государства к человеку достойному. Его способности не могут принести пользу Родине в таких условиях.

ФИЗМИНУТКА.

– Какими красками вы бы изобразили избу лесника?

– Рассмотрим иллюстрации художника.

– Что еще описывает Тургенев, не относящееся к сюжету напрямую?

Пейзаж. И.С. – мастер пейзажа.

 

 

Вывод: Человек един с природой. Он её охраняет. Она его понимает. Пейзаж – средство создания образа.

– Назовите кульминационную сцену.

Учимся читать выразительно. Прослушиваем актерское чтение (аудиозапись) и проводим наблюдение по тексту, исследуем его.

Контроль по образцу:

– Кто победил во внутреннем конфликте?

– Отпустил (кто?) Человек.

Эпиграф: И.С. показал нам внутреннюю духовную сторону русского мужика: она сильна и красива умением сострадать, понимать, прощать.

Идея произведения: Прекрасен русский человек духовным величием.

Крепостное право (как государственное устройство) уничтожает человеческое достоинство и делает взаимоотношения конфликтными.

Крепостное право делает человека несчастным, одиноким – бирюком.

Итог:

Я умею…(см.цель).

Письменно:

  • Понимаю идею рассказа “Бирюк”: И.С.Тургенев боролся за отмену … и учил людей…
  • Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о …
  • Знаю новые понятия:
  • Выставление отметок.

Задание на дом:

Знать определения новых понятий. Выразительно читать кульминационную сцену. Стр.223 задание 7. *Написать стр. из дневника Улиты или Бирюка.

Жорж Санд писала о Тургеневе: “Какая мастерская кисть!.. и человек большего сердца…”

Я желаю вам иметь большое сердце, сохранять человеческое достоинство в любой жизненной ситуации.

Дополнительно.

Характеристика имени Фома: Растет добрым, ласковым и спокойным мальчиком.

Это скромные, часто застенчивые мужчины. Из них получаются неплохие мужья: покладистые и надежные. Первым ребенком у Фомы, как правило, бывает девочка.
Они хорошие рассказчики, умеют принять гостей. Фома обладает завидным здоровьем, болеет редко.
У него золотые руки, он пытается все делать в доме сам, часто владеет несколькими профессиями. Он очень сдержан, скромен. Фому отмечают большая впечатлительность и жалостливость, сострадание к больным и слабым.
Контрольная карточка ученика

И.С.Тургенев показал…………………………………

он боролся за отмену………………………………....

он учил людей…………………………………………

Знаю, что пейзаж, портрет, интерьер – это средства создания о ……

Знаю новые понятия: ……………………………………………………

Презентация