Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа для детских художественных школ и художественных отделений ДШИ "Живопись"

Разделы: МХК и ИЗО


Слово “программа”, по С. И. Ожегову, обозначает план действий. Целью авторской программы по словам С.В. Тетерского является “решение реально существующей проблемы”. Если проблема отсутствует, то невозможно составить программу ее решения, потому что программа — описание решения данной проблемы.

Основная проблема при обучении детей живописи заключается в том, что в начальный период обучения им трудно овладеть секретами палитры. Рождение оттенков при смешении красок само по себе заманчиво, но дается с трудом. Поиск нужного оттенка является для ребенка трудной технической задачей, заставляющей забывать обо всем остальном. И самая трудная задача: как развить у детей способность создавать выразительные цветовые решения, находить оттенки, выражающие определенное чувство, отношение к изображаемому?

Для создания любой живописной работы детям требуется усвоить и применить определенные знания, умения, навыки. Но простое изложение знаний, без эмоционального настроя, скучно, сложно для понимания, не дает высоких творческих результатов. Успех в обучении зависит от того, насколько ребенок эмоционально откликнулся на учебный материал, создал в воображении образ, близкий и понятный ему.

Эмоциональная насыщенность занятий, на которых работают красками и другими живописными материалами, должна быть очень продуманной для каждого конкретного случая. Это требует от учителя значительных усилий в подготовке таких уроков, что на самом деле часто отсутствует. Художнику-педагогу нужно воспитывать у детей чуткость к тому, какие чувства, настроения способны выразить цвета как таковые, их градации, сочетания. И чем раньше, тем лучше, так как маленький ребенок эмоционально отзывчив на чувственные впечатления вообще и на цветовые в частности. Этому помогает технология “эмоционального настроя”. Технология “эмоционального настроя” предусматривает множество различных приемов для активного включения детей в художественную деятельность, например: обращение к детской фантазии, пробуждение интереса при помощи игровых моментов, прослушивание музыки, слушание художественных текстов, исполнение пантомим и многое другое, что в общем зависит от творческих способностей преподавателя. Педагог должен выступать перед учениками как актер.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

В результате использования этой технологии быстрее и качественнее осваивается техника живописи, работы наполняются богатством цветовых оттенков. Технология “эмоционального настроя” развивает воображение и эмоциональную отзывчивость детей, раскрывает творческие способности благодаря установлению связи между миром цвета и миром чувств и эмоций. Работы получаются разные, но у всех творческие. На детских выставках все они вызывают большой интерес.

Методическими ориентирами в построении данной программы стали культурологический, полихудожественный, индивидуально-деятельностный и системный подходы.

По истечении многих лет педагогической практики понимаешь, что научить работать в цвете ребенка — это довольно увлекательный, напряженный и во многом творчески импровизированный путь. Ведь рассказав материал заученными фразами мы не дадим ученику открытого и легкого пути. Ребенок, пришедший в художественную школу, изначально просто горит желанием научиться, он внимателен и сосредоточен, готов к познанию, но его можно спугнуть, просто “огорошить” теорией живописной грамоты, сложными понятиями и выражениями. Поэтому, все зависит от учителя, то как он начнет преподносить материал детям, какие методы будет использовать и какие приемы будут в его арсенале.

Новизна данной программы заключается в том, что внедряется новая технология “эмоционального настроя”, включающая в себя разнообразие новых творческих живописных приемов и методов изображения в цвете, а также впервые дополняется содержание обучения теорией изображения, что является обязательным компонентом содержания пропедевтического художественного образования в работе ДХШ и ДШИ и окажет значительную помощь в работе над станковой композицией. В прежнем содержании образования и методике преподавания происходит противоречие с новыми задачами, условиями школы.

Типовые программы преподавания направлены только на обучение академическим принципам и задачам и совершенно не содержат материала для развития творческих способностей, не знакомят с новыми технологиями, техниками и приемами художественного мастерства. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Такими можно считать творческие задания. Во время учебы важно попробовать все возможные техники и приемы, чтобы знать свои предпочтения, а также сильные и слабые стороны.

В современном мире развитой конкурентоспособности, школам дополнительного образования необходимо постоянно показывать высокий уровень своей деятельности; участие в различных конкурсах, выставках международного уровня обязывает изучать новые художественные материалы, современные техники и приемы работы по ним. Это, в свою очередь ведет к тому, что появляется потребность перестраивать свою работу.

Программа составлена с учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории.

Данная программа “Живопись” разработана для Детских Художественных Школ и художественных отделений Детских Школ Искусств.

Такая программа ориентирована на школьников 8-15 лет и рассчитана на 4 года обучения с 3-х часовой недельной нагрузкой.

Наша программа обучения живописи в ДХШ и ДШИ ставит следующие основные цели:

  1. Приобретение знаний и практических навыков живописной грамоты и на этой основе развитие творческих способностей;
  2. Развитие эстетических способностей и потребностей восприятия прекрасного в природе и в жизни, формирование художественного вкуса учащихся;
  3. Воспитание активного отношения к трудовой деятельности, интерес и любовь к искусству.

Задачи программы призваны расширить и обогатить знания и представления детей в области теории живописной грамоты: цвет, форма, детали и их соподчинение, нюансы освещения и состояния, характер поверхностей предметов. Наряду с этим вводятся различные упражнения по изучению новых творческих технологий. Задачей преподавания живописи в художественных школьных классах является выработка у учеников индивидуальной культуры цвета, позволяющей им в дальнейшем свободно решать сложнейшие задачи живописного произведения в свободной тематической композиции.

Живописная школа, кроме творческих задач, решает задачи технологического мастерства, то есть работы в различных художественных техниках: в технике акварели, гуаши, акрила и, наконец, средствами масляной живописи. Навыки и умения, обретенные учащимися в живописной практике, становятся основой их художественного вкуса, эстетического выбора и предпочтения во всех сферах их дальнейшей профессиональной и бытовой деятельности. Эти знания и живописный опыт питают процесс тематической живописной композиции, становятся сильным стимулом творческого роста молодых художников.

Эти задачи вполне реальны, так как обучение живописи в учреждениях дополнительного образования детей не ограничивается пределами одного предмета, а интегрирует и в другие программы. При такой форме обучения происходят регулярные занятия с большим количеством часов, что позволяет дать детям довольно обширную подготовку по основам изобразительной грамоты, развить их творческие способности.

Характер программы

Программа “Живопись” содержит следующий материал:

1. Искусствоведческий:

  • Краткие сведения из истории живописи.
  • Теория живописной грамоты.

2. Практические основы живописи, технические упражнения и новые техники.

В результате прохождения этой программы, учащиеся кроме общей эстетической культуры должны получить знания, умения и навыки реалистической изобразительной грамоты, уметь передавать на изобразительной плоскости объемные, пространственные и материальные качества предметов; знать теоретические основы линейной и воздушной перспектив, законы светотени, иметь представление о профессиональных методах работы тоновыми и цветовыми отношениями, о закономерностях построения композиции и колорита. Необходимо взаимодействие базовых основ академической живописи, формирующих живописные умения и активизирующих творческую продуктивность в динамичном живописном процессе. Вводятся упражнения, направленные на умения отходить от стандарта, плюс базовые навыки.

Нетрадиционные техники рисования — это техники на раскрытие правостороннего мышления. Главное условие на уроке: самостоятельно мыслить, а задача учителя — не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.

Методические пояснения

Рисуя и вылепливая форму цветом, созидая красками и мазками, ученики постигают тайны колористических состояний, пластику и весомость материально-предметного мира. Они познают место человека в этом мире как драматурга этого мира. Так как, рисуя цветом, они создают свой мир, и хотят, чтобы наш мир стал лучше.

Начинающие художники ищут свои ответы на привычные вопросы: как это “сделано”, в чем смысл живописной постановки, - этой поэзии молчаливого восторга, - какими способами это можно адекватно передать. И поверьте, чистое детское сердце, трудолюбие и любовь к искусству всякий раз находят новые, свежие, неожиданные ответы на эти взрослые вопросы.

Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы с цветом и формой, можно даже сказать цветоформой, настолько это становится неразделимо и слиянно. Потому как в реалистическом, предметно-природном воспрятии мира преобладает функциональная зависимость активности естественной окраски предмета и его значения, выраженного в архитектонике его формы.

Учащиеся начинают курс “Живописи” с изучения качества цвета и тона в живой натуре. Этому способствуют комплексные практические занятия, подкрепленные постоянно углубляющимися теоретическими блоками. Работа ведется в жанре натюрморта, затрагивает пейзаж и портрет. Дети развивают свои навыки, изучая в художественной практике натюрморта жизнь цвета в форме объектов изображения и в окружающем их пространстве (тема рефлексов и валеров).

Далее они переходят к изучению сложной фактуры различных предметов. Осваивают мастерство передачи колорита в студийных постановках и пейзажных этюдах.

В результате непосредственной практики в живописи углубляется представление о предметах, развиваются зрительная память, наблюдательность, глазомер, моторика руки, тонкое зрительное восприятие цвета, которые необходимы людям разных специальностей: агроному, конструктору, инженеру, медику, учителю и другим.

Уроки изобразительного искусства в ДХШ и ДШИ должны иметь конкретное содержание, давать учащимся конкретные знания и умения на протяжении всех лет обучения. Однако в практике уроки рисования часто бессодержательны: учитель коротко объясняет задание, и учащиеся рисуют как умеют, то есть урок проходит без целенаправленного обучения. Ребенок пришел на урок, чтобы учиться, и его надо учить, развивать эстетический вкус и художественную культуру.

Детей надо последовательно учить изобразительной грамоте, как учат их чтению и письму, не забывая об их возрастных особенностях. Без такой направленности обучения ученик школы теряет всякий интерес к рисованию.

Критерием грамотности детского рисунка должна быть степень его приближения к реалистически правдивому изображению. Этот критерий отвечает запросам самых юных художников, у которых имеется стремление к познанию натуры и более полному и точному ее изображению.

Необходимо и целесообразно в работе по данной программе использовать метод демонстраций. Рассматривается как показ перед учениками процесса работы над заданием. Этот метод дает эффективные познавательные результаты, дети лучше понимают возможности техники исполнения, усваивают разнообразные варианты письма. Практикуется разработанный мною прием работы “под диктовку”, когда работа над определенным упражнением ведется учителем и одновременно копируется учениками. Требование предъявляемое к этому методу: использовать по крайней необходимости, в напряженном режиме беседы с учениками (постоянно задавая вопросы ученикам) и с комментированием учителя. В искусстве много таких вещей, которые очень сложны в понимании и необходимо все разложить по полочкам.

Наглядность — одна из самых специфических черт изобразительного искусства как учебного предмета. Невозможно проводить занятия на уроках рисования с натуры без наглядного материала: таблиц, моделей, рисунков и живописных этюдов.

Виды уроков различают по ведущему методу обучения, используемому на нем и выполняющему системообразующую функцию ко всему уроку. При проведении урока-творчества это могут быть: арт-урок, урок-игра, урок-самостоятельная работа, интегративный урок, именуемый еще уроком “погружения”, урок-театральное представление, урок–игра реконструкция, урок-сочинение, урок-выставка.

Весь курс предмета “живопись” включает в себя 42 задания с постепенным усложнением задач. Длительные учебные постановки чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения.

1-й год обучения

Задания первого класса знакомят учащихся с основами цветоведения и их применением в практической работе.

Акварельную живопись вводим сразу же с первого класса. Изначально акварель — сложная техника, но если ее приподнести после работы с гуашью, то возможно появится риск того, что ребенок ее уже так сильно не полюбит. Гуашь для кого-то также считается сложной техникой, но ее прелесть состоит в возможности исправить, перекрыть один слой краски другим.

Еще одна причина состоит в том, что после работы с гуашью можно совсем утратить то акварельное чутье, ту легкость и свежесть, которая так свойственна акварели. Первые занятия по живописи должны начинаться с ознакомления учащимися с мастерской, с ее оборудованием, рабочим местом, материалами, используемыми при обучении живописи и техникой их применения. Теоретическими вопросами заинтересовать детей трудно, поэтому целесообразно начинать упражнения как можно быстрее. Темы упражнений на первом году обучения особенно занимательны, так как без детской заинтересованности невозможен плодотворный учебный труд.

Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у детей точность живописного восприятия, воспитывая живописную культуру изображения, основанную на изучении основ цветоведения. Для решения этих задач необходимо в доступной для этого возраста форме дать понятие об основных характеристиках цвета, используя цветовой круг, объяснить, что такое локальный цвет, влияние света и тени на цвет предмета, дать понятие о тоне в искусстве живописи. С первого задания надо подчеркивать, что необходимо сразу компоновать и решать весь лист. Учащиеся должны знать, что такое свет, тень, полутень, блик, цветовой рефлекс.

В процессе обучения необходимо воспитывать у учащихся эмоциональное восприятие цвета и понимание его выразительного образного содержания.

В итоге работы в 1-ом классе учащиеся должны научиться последовательно вести работу над натюрмортом, обращая особое внимание на решение поставленной в каждом этюде задачи.

2-ой год обучения

Во втором классе программа по живописи рассматривает теоретические вопросы по цветоведению, закрепляющие сведения полученные в первом классе. Вводим понятие о спектре, продолжаем работу с цветовым кругом, знакомим с законом дополнительных и контрастных цветов. Углубляют понятия о способах передачи пространства и объема посредством живописи - при помощи тона и цвета. Углубляем понимание холодной и теплой гаммы, колорита.

Учащиеся должны уметь вести работу последовательно. С начала работы нужно постоянно развивать умение держать в работе весь лист, прокладывая цветовые отношения отдельных плоскостей. Изображая предметы во всей сложности цветовых нюансов, необходимо соблюдать локальную окраску предметов, выявляя их объемную форму, и следить за постановкой предметов на плоскости.

3-тий год обучения

В третьем классе учащиеся продолжают знакомство с различными приемами работы живописными материалами, способами изображения. Знакомятся с различными фактурами предметов и их изображением. Постановки усложняются. Вводятся более сложные по форме предметы, драпировки со складками. Задания носят более длительный характер в формате 1/2 листа.

Следует придавать большое значение композиции листа, выявлению пространства постановки и четкой конструкции предметов, понятию тональности, колористическому решению и умению последовательно, правильно вести длительную работу.

Продолжаем работу с различными материалами и техниками: гуашью, акрилом, пластилином.

4-тый год обучения

В четвертом классе продолжается работа над натюрмортами, но с более высокими требованиями к их исполнению. Натюрморты носят ясно выраженный тематический характер, намечается их связь со станковой композицией. Фигура в интерьере, натюрморт в интерьере. Задачи работ четвертого класса предусматривают основные задания академической живописи: точные цветовые отношения в натюрморте; передача формы, объема предметов, их фактуры; решение пространства, глубины в натюрморте.

Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого учебного года.

Подтверждением результативности программы является участие и победы учащихся в различных фестивалях и конкурсах, а также отличная защита контрольных работ при выпуске из ДХШ.

Критерии оценки

5 баллов — особые успехи, отлично, задание выполнено полностью без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и учебная задача полностью выполнена.

4 балла — полное выполнение работы, но с небольшими пробелами; уровень живописной грамотности соответствует этапу обучения, допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Ученик хорошо справляется с палитрой цветов, но допускает незначительные ошибки в тональном решении.

3 балла — при выполнении задания есть несоответствия требованиям;

уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача в основном выполнена (или выполнена не полностью). Ученик допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении натюрморта.

2 балла — полное несоответствие требованиям; уровень живописной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача не выполнена. Но такую оценку лучше не ставить, так как это только оттолкнет учащихся от творческой деятельности, а учителю стоит присмотреться к креативности данного ученика и продумать посильность следующих заданий для него.

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

1. Владеть материалами и инструментами.

2. Выполнить самостоятельно усложненный натюрморт с наличием двух-трех оттенков одного цвета в общей цветовой гамме постановки.

Для успешного выполнения такого задания учащийся должен овладеть следующими знаниями и навыками:

а) грамотно располагать предметы в листе (компоновка);
б) точно передавать пропорции предметов;
в) владеть конструктивным анализом формы по аналогии с простыми геометрическими формами;
г) уметь поставить предметы на плоскость;
д) выявлять цвет — выявлять форму цветом — выявлять цветом объем - выявлять цветом пространство;
е) уметь изображать предметы во взаимосвязи с пространством, окружающей средой, освещением и с учетом его цветовых особенностей;
ж) уметь обобщать, добиваться цельности в изображении натюрморта;
з) укладываться в заданные сроки выполнения работы.

Литература:

  1. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.
  2. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи.//Искусство в школе. с.39, 2010.
  3. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие/Ю.Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.
  4. Панксенов Г. И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.

Приложение.