Занятие по изобразительной деятельности "Развитие чувства ритма на занятиях по изобразительной деятельности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Учить детей рисовать узоры, чередуя элементы в заданном ритме; соотносить ритмический рисунок с движениями и с ритмическими звуками.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; общую и мелкую моторику.
  • Упражнять: в рисовании тычком; в умении выкладывать ритмический узор из геометрических фигур.
  • Воспитывать:   отзывчивость, желание оказывать помощь, навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом.

Оборудование: фартуки и ленточки (по одному на каждого ребёнка); часы; аудиозапись: «биения сердца» для пальчиковой игры «Рисование»; парные карточки с изображением ритмических узоров; карточки с изображением ритмических узоров – 3 шт. и 1 – с хаотично расположенным ритмическим рисунком; д/и «Выложи узор» – 6 шт.; кастрюли – 7 шт.; ложки – 14 шт.; образцы; тычки, подставки, салфетки, бумажные тарелки, баночки с водой

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть

Дети с воспитателем входят в группу. На столах расставлена посуда, украшенная разнообразными узорами.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня пришли в мастерскую, а мастерская это не простая. Здесь расписывают посуду. Посмотрите, нас встречает мастер-художник.

Мастер: Здравствуйте, ребятушки, рад вас видеть в своей мастерской. Посмотрите, сколько посуды я украсил – расписал. Много узоров я знаю, хочу и новым научиться. Вот мои друзья-художники и пригласили меня в гости: свои узоры показать, да на другие посмотреть. Только не могу я поехать – много работы, видите, сколько тарелок не украшено. Вот были бы у меня помощники, они бы меня выручили – тарелочки расписали бы.

Воспитатель: Ребята, давайте выручим мастера; станем его помощниками.

Мастер: Вот спасибо, тогда своим помощникам я раздам фартуки, чтобы не испачкались, и, повязки, чтобы волосы в работе не мешали. Совсем как у меня.

(Воспитатель и мастер помогают детям надеть костюмы.)

Мастер: Молодцы, ребятушки, теперь я спокойно могу отправиться в гости. До встречи, я спешу.

Воспитатель: Подожди, мастер, а как же нам расписывать твои тарелочки.

Мастер: Как украсить тарелочки вам подскажут ваши добрые сердечки.

2. Основная часть

Беседа воспитателя с детьми

Воспитатель: Да, ребята, задал нам задачку мастер. Присаживайтесь на ковёр.
– Что это, мастер, сказал про ваши сердечки?
– Где у нас находится сердце? (Слева)
– Положите руку на сердце, послушаем, как оно бьётся. (Звучит аудиозапись биения сердца).
– Сердце бьётся в определённом порядке что будет, если этот порядок нарушится? (Человек заболеет)
– У меня есть часы, послушаем, как они тикают. Что будет, если они станут тикать не правильно? (Часы сломаются)
– Подумайте, а во временах года есть свой порядок. Назовите времена года по порядку! (Ответы детей)
– Может этот порядок измениться? Почему? (Ответы детей)
– Мы с вами выяснили, что в природе, в человеческом организме есть свой порядок, и он измениться не может.
– Такой порядок называется ритм.

Воспитатель: Вставайте, подойдите к мольберту. Поиграем в игру:

Рис. 1

Дидактическая игра «4-й лишний» (Рис. 1)

Инструкция: Внимательно посмотрите на узоры. Какой из них лишний? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Выходите на ковёр. У меня есть карточки с ритмическими узорами, они парные.

Дидактическая игра «Парные картинки» (Рис. 2, 3)

Рис. 2

Рис. 3

Инструкция: Посмотрите на карточки и встаньте парами.

Воспитатель: У каждой пары на карточках нарисован свой ритм. Подойдите к столу, поиграем в игру «Выложи узор» (Рис. 4)

Рис. 4

Инструкция: Выложите свой узор на кувшинах с помощью разноцветных кругов.

Чтобы ваши пальчики были ловкими, поиграем в игру «Пальчики» (аудиозапись)

(Ладони детей расположены на поверхности стола, пальцы раздвинуты. Поочередно, одноименными пальцами обеих рук они отстукивают ритм песни.)

Инструкция: Выполняйте задание.

Проверка: сравнение карточек с получившимися узорами.

Воспитатель: Подойдите к мольберту. Ритм можно не только рисовать и выкладывать, но его можно и отстукивать. В этом нам помогут кастрюли и ложки (раздаются кастрюли и ложки). Присаживайтесь на ковёр. Поиграем в игру: «Музыкальные инструменты» (Рис. 5, 6)

Рис. 5

Рис. 6

Инструкция: Красный цветок заменим ударом – ложку о ложку, а синий цветок – хлопком по кастрюле. Проиграем узор (воспитатель указкой дирижирует, дети играют на посуде).

Рис. 7

Воспитатель: Ритмический узор можно показать в движениях.
Вставайте полукругом возле мольберта, поиграем в
подвижную игру «Танцевальные узоры» (Рис. 7, 8, 9, 10)

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Инструкция: красный цветок заменим хлопком в ладоши, синий – притопом (под аудиозапись дети выполняют движения, воспитатель указкой показывает их на узоре).

Рис. 11  Объяснение с демонстрацией образцов

Воспитатель: Много мы играли, пора за работу приниматься. Подойдите к мольберту; посмотрите на тарелочки с узорами, их оставил мастер. (Рис. 11). Как вы думаете, чем нарисованы цветы? (Тычками)

Подойдите к столу и проверьте всё, что понадобиться вам для работы (дети проверяют рабочие места). А готовы ли ваши пальчики к работе? Встаньте в круг друг за другом. Поиграем в игру «Рисование» (пальчиковая гимнастика с элементами массажа).

(Дети стоят в кругу, друг за другом. Они выполняют движения по тексту пальцами на спинах друг у друга)

Мы кружок нарисовали        (круговые движения указательными пальцами обеих рук)
Наши пальчики устали         (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.

Мы черту нарисовали          (движения указательными пальцами сверху вниз)
Наши пальчики устали         (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.

Мы волну нарисовали          (указательными пальцами «рисуем» волну)
Наши пальчики устали         (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.

Точки мы нарисовали           (постукивание кончиками пальцев обеих рук)
Наши пальчики устали          (встряхивание кистями рук в воздухе)
Мы немного отдохнём
И рисовать начнём.

3. Выполнение работы

Инструкция: Ещё раз рассмотрите образцы и украсьте края тарелок ритмическими узорами. Вспомните, что обязательно нужно проверить?

Дети самостоятельно выполняют задание воспитателя. (Рис. 12)

Рис. 12

4. Итог

В группу входит мастер

Рис. 13. Подведение итогов

Мастер: Вот спасибо, помощники, выручили меня. Какие красивые тарелочки получились. Да узоры то ритмические. (Рис. 13)

Воспитатель: Да, мастер, мы не только рисовать ритмические узоры научились, но и можем эти узоры станцевать и простучать на ложках и кастрюлях.

Мастер: Очень интересно. А мне покажите? (Дети показывают мастерство)

Воспитатель: Вот и всё, мастер, ребятам пора уходить. Попрощаемся. (Дети прощаются).

Мастер: До свидания, ребята, приходите ещё, а ленточки и фартучки оставьте себе, таким умельцам они ещё не раз пригодятся.