Занятие по исследовательской деятельности с использованием приемов ТРИЗ "Свойства воды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей со свойствами и строением воды – жидкости :

  • текучесть;
  • прозрачность;
  • отсутствие собственной формы;
  • вода – растворитель.

Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении модели воды.

  • развивать навыки проведения лабораторных опытов:
  • закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой,
  • закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
  • развивать у детей фонематический слух: умение слышать и определять звук в слове.

Воспитательные:

  • поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления.

Материал для занятий:

  • Детские белые халаты.
  • 4 предметные картинки, размер 14х21 ,картинка на каждого ребенка – 6х7.
  • Карточки с моделями 4 шт.
  • Прозрачные стеклянные стаканчики с водой, блюдца, соломинки для коктейлей, ложечки, салфетки.
  • Соль, растительное масло, песок, камень – вещества, которые будут растворять в воде.
  • Предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
  • Мультимидийная система

Предварительная работа:

  1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.
  2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.
  3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.
  4. Чтение художественной литературы.
  5. Наблюдение за водой во время прогулок.
  6. Знакомство детей со строением твердых тел.

Приложение 1

Ход занятия

Дети одеты в белые халаты.

Воспитатель (В): Ребята, почему мы с вами так одеты? Что мы сейчас будем делать?

В. Да, я приглашая вас в лабораторию. А кем мы сегодня с вами будем? Да, правильно, мы будем сегодня с вами лаборанты-исследователи. А вот что мы будем с вами исследовать, об этом мы узнаем, если отгадаем слово, которое здесь зашифровано (на доске выставлены 4 предметные картинки – варежка, обруч, дом, арбуз).

Составьте слово по первым звукам названий этих картинок по порядку.

В. Какое слово у нас получилось…? правильно « вода»!

Включается видеоролик с журчащей водой (водопад, море).

В. Дети, что можно сказать о воде, которую мы сейчас увидели? Что она делает?

Дети (Д). Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

В. Вы сказали: «вода льется и течет». Какая вода? Если она растекается ,какая она?

Д. Жидкая.

В. А поскольку вода жидкая, то как мы ее назовем?

Д. Жидкостью.

В. Дети, а что еще может быть жидким? Назовите жидкое.

В. Что бы начать проводить опыт нам необходимо вспомнить правила поведения в лаборатории.

Дети называют правила.

  1. Аккуратно работать с оборудованием, так как посуда стеклянная.
  2. Внимательно слушать старшего лаборанта и точно выполнять его указания.
  3. Ничего не пробовать, если это не разрешено.
  4. В конце делать выводы.
  • Опыт 1 (форма воды)

В. Посмотрите у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Д. Кубик имеет квадратную форму, шарик круглую.

В. Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдце изменят ли они свою форму?

Д. Нет, форма у них не меняется.

В. А имеет ли вода форму? Давайте посмотрим, во что налита вода? (блюдце, баночка, бутылочка).

В. Какую форму она имеет?

Д. Вода в бутылочке имеет форму бутылочки, вода в блюдце имеет форму блюдца

В. Мы наливали воду и в блюдце и в баночку, вода есть у нас в бутылке. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Д. Вода не имеет формы, она принимает форму того предмета в который её наливают (рис.1, см. Приложение 2).

В. Молодцы! Все наши выводы мы будем «записывать» в журнал (воспитатель ставит карточку, которая обозначает – вода не имеет собственной формы), вода в отличии от твердых тел не имеет собственной формы, а приобретает форму того сосуда в который ее наливают.

  • Опыт 2 (прозрачность)

В. У каждого из вас на столе стоит стакан, подвиньте к себе стакан с водой и загляните в него и скажите, что вы увидели там?

Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?

Д. Прозрачная.

В. Мы узнали с вами еще об одном свойстве воды.

Вместе с воспитателем дети формулируют одно из свойств воды: чистая вода, прозрачная.

И опять я ставлю картинку в наш журнал, которая обозначает – прозрачность (рис.2).

В. Дети, давайте вспомним, с вами из чего состоят твердые вещества.

Д. Из маленьких человечков, которые очень крепко держатся за руки и не двигаются.

В. А вода из чего состоит?

Дети отвечают.

В. Правильно, вода состоит тоже из «маленьких человечков», руки они держат на поясе и медленно двигаются в холодной воде, а вот когда вода горячая «маленькие человечки» двигаются быстрее, ну а если вода закипит, то некоторые человечки улетают (кадры из видео фильма о движение молекул в воде).

В. Отгадайте, какая из карточек-моделей, расположенных у меня на доске, обозначает чистую воду? (Детям предлагают несколько вариантов карточек-моделей: чистой воды, твердого вещества) (рис. 5–8).

Дети выбирают правильный вариант.

Физкультминутка

В. Дети, представьте себе, что вы все маленькие человечки.

Воду налили в чайник и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. «Маленьким человечкам» стало жарко и они начинают двигаться быстрее (дети бегают по группе), вода закипает.

  • Опыт 3 (вода – растворитель)

В. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфеткой. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте загадку:

1. В воде родится, воды боится (соль).

2. Вторая: желтое, а не солнце, льется, а не вода, на сковороде пенится, брызгает и шипит (масло).

3. Он очень, нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройках, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже. (Речной песок)

В. Дети, почему соль боится воды? Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить соль?

Самостоятельная деятельность детей.

В. Исчезла? Конечно, нет! В природе нет веществ, которые способны исчезать. Вещества могут переходить из одного состояния в другое, смешиваются друг с другом. Давайте попробуем воду на вкус. Соленая вода? Значит, соль не исчезла? Что стало с солью?

Д. Соль растворилась в воде.

В. Молодцы, совершенно верно. Дети, а как вы думаете, все ли вещества могут растворяться в воде? Если в воду налить масло оно также растворится как соль? Давайте это проверим.

В. Добавьте в эту баночку с водой несколько капель масла.

Идет самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель спрашивает 3–4 детей, что произошло с маслом в воде.

Д. Масло не растворилось в воде, оно плавает капельками на поверхности воды..

В. Дети, как вы думаете, может ли вода растворить камень? Да может, но для этого воде нужно тысячу лет. За это время вода вымывает огромные толщи камня, образуя пещеры.

В. А что произойдет, если мы добавим в воду речной песок?

Дети проводят опыт.

В. Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли песок

Д. Нет, песок осел на дно.

В. Молодцы дети. Проведя опыты с солью, маслом, песком – какой вывод мы можем сделать, с каким свойством воды мы познакомились.

Д. Вода одни вещества может растворять, а другие нет.

В. Правильно дети, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Воспитатель ставит карточку, которая это обозначает. (Рис. 3.)

В. Давайте вспомним все свойства воды, с которыми мы сегодня познакомились, их три. Давайте заглянем в наш журнал.

Ответы детей.

В. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо-плохо».
    Почему вода это хорошо?
    Почему вода это плохо?