Развитие познавательных интересов у дошкольников через знакомство с бытом и традициями якутского народа

Разделы: Работа с дошкольниками


Люблю тебя, Якутия моя!
Отчизна, занесенная снегами.
Ветра твоих долин,
В весеннем небе солнце,
Словно пламя!
С. Денисов

Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.

"Крайний север - край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы". Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов - мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля - земля Саха.

Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство - пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре. В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.

Якутия - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем.

Якутский философ А.Г. Новиков писал, что в этом огромном мире вера в одухотворенность природы позволила нашим предкам находиться в более гармоничных отношениях с окружающей средой. Для саха особенно характерно художественное, а затем шаманское осмысление мира. Именно поэтому национальная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Надо научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.

Я работаю по теме "Развитие познавательного интереса у дошкольников через знакомство с бытом и традициями якутского народа" третий год, работать начала с детьми старшей группы. В результате бесед с детьми я выявила, что у детей нет знаний о том, чем занимаются люди, живущие в Якутии, каковы их традиции и обычаи. А после беседы "Мой город Нерюнгри" я убедилась в этом еще раз, потому что у большинства детей крайне мало знаний даже о городе, в котором они живут.

Родителям предложила заполнить анкету "Знаете ли вы о том:?"

  1. Сколько городов в Якутии? (11)
  2. В каком году началось строительство БАМа?(1974)
  3. На сколько километров тянутся Ленские столбы? (180)
  4. Какими полезными ископаемыми богата Якутия? (золото, алмазы, уголь, железная руда:)
  5. Самое большое озеро Якутии? (Моготоево)
  6. Какие коренные народы населяют Якутию? (саха, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы)
  7. Какой традиционный праздник отмечают в Якутии летом? (Ысыах)

Ответы были разными, и общая картина мало впечатляла. Поэтому я поставила перед собой цель:

  • Приобщить детей к культуре, традициям, обычаям северян, воспитывать уважение к их труду.

Я обратилась к родителям с просьбой помочь мне в подборе необходимой литературы: детской художественной, литературы, отражающей национальный фольклор и игры. Я была приятно удивлена, когда наряду с литературой стали приносить национальные предметы быта и труда, образцы национальной одежды и полезных ископаемых, изделия народно-прикладного искусства, фотографии о строительстве БАМа и о городе Нерюнгри, шкуры оленя и даже медведя. Эта поисковая работа, в которую включилась я, родители и дети, еще больше объединила нас, сплотила, дала толчок к дальнейшей творческой работе.

Видя заинтересованность родителей, живой познавательный интерес в глазах детей, их эмоциональное отношение, у меня возникла идея создать в нашем детском саду особую комнату якутской культуры. Но чтобы осуществить эту идею, предстояло еще много работы. Я составила перспективный план работы на год, где первым пунктом было знакомство детей с родным городом. Мы начали с оформления фотоальбома "Любимый город" и сразу столкнулись с проблемой, какая фотография должна быть первой в альбоме. Каждому ребенку хотелось, чтобы это была фотография его улицы или дома. Дети спорили, рассуждали, приводили свои доводы, доказывали, пытались отстоять свою точку зрения. В результате спора мы пришли к решению, что это должна быть фотография нашего общего дома - нашего детского сада.

Ко дню города оформила папку "Белокаменный красавец" и выставку детских рисунков, в которых была отражена повседневная жизнь горожан. Чтобы вызвать интерес у детей и желание больше узнавать о своем городе, я организовала экскурсию по городу. Для закрепления полученных знаний были проведены беседы "Строители БАМа", "Кто построил мой город", "Нерюнгри - один из промышленных центров Якутии". Также на занятиях по аппликации и рисованию дети выполняли работы по темам "Мы строим город", "Идет добыча угля", "Праздничный салют" и др. В рисунках дети отображали свои впечатления, наблюдения.

С целью познакомить детей с коренным населением нашей республики была организована экскурсия в краеведческий музей. Экскурсовод музея рассказала детям о родном крае, о коренных жителях Якутии, о занятиях людей, традициях, природе и животном мире Якутии. Детям все было интересно, они с увлечением рассматривали, как выглядит якутский балаган, различные орудия труда, старинная якутская одежда, посуда и многое другое. Экскурсия в музей открыла для детей новую неизвестную страницу, с которой мне предстояло их познакомить. Я поставила перед собой цель - изучить научно-методическую литературу, которая была опорой в моей работе. Я познакомилась с работами "Якуты" В. Серошевского, "Этнопедагогика" Г.Н.Волкова, "Родной край" Р.И. Жуковского, "История Якутии" А.Н. Гоголева. Много информации получила из работы Е.Е. Аммосовой "Ремесла предков вчера и сегодня". Просмотрела детские научно-познавательные журналы "Колокольчик", "Илкен", "Северные просторы", детскую художественную литературу писателей и поэтов Якутии. Теперь мне надо было систематизировать всю полученную информацию и донести ее в доступной, яркой форме до детей.

Наиболее распространенным жанром фольклора является сказка. Именно сказка располагает самой яркой доступной информацией для детей. И поэтому ей я отвожу главное место в своей работе по ознакомлению детей с бытом и традициями народов Севера. Мы с детьми приходим в свой мини-музей, рассаживаемся на медвежьей шкуре вокруг камелька и ведем задушевный разговор. Так, через сказки, наглядный материал, дидактические и подвижные игры я начала знакомить детей с традиционными занятиями коренных народов Якутии (охота, рыболовство, оленеводство, животноводство).

Каждый раз после чтения или рассказывания сказки я беседую по ее содержанию. Так, познакомив детей с якутской народной сказкой "Смелый Ойхур", я стараюсь воспитывать в них такие качества, как отвага, находчивость, смелость. Задаю вопросы:

  • Кто вам понравился в сказке больше? И почему?
  • Что было бы, если Ойхур струсил? Хотели бы вы быть похожими на него?

Через сказки "Скупой рыбак", "Как песня спасла жизнь", "Умная девушка" и др. я знакомлю детей с традициями гостеприимства: приветь любого гостя, обогрей заблудившегося путника, не расспрашивай, угости лучшим куском. Через такие сказки подвожу детей к пониманию того, что на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по- своему объясняют повадки, рассказывают о внешнем виде животных, о взаимоотношениях человека и зверя. В этих сказках учу детей видеть в главных персонажах людей, оценивать героев и их поступки.

Для закрепления знаний и расширения кругозора детей использую такую дидактическую игру, как "Отгадай загадку, используя символы". Мы вместе с детьми придумали символы, которые характеризуют северных животных, птиц, растения.

Хочу особо подчеркнуть, что большую роль при знакомстве с трудом и бытом коренных жителей Якутии играет наглядный материал. Наличие иллюстраций, ярких, красочных, вызывает у детей интерес к занятиям, повышает их активность.

Беседуя с детьми о жизни и труде коренных жителей Якутии, я стараюсь задавать детям такие вопросы, которые бы заставляли их думать, рассуждать. Например:

  • Как вы думаете, для чего у росы вверху отверстие?
  • Чем отличается лыжа охотника от лыж спортсмена?
  • Кто такие оленеводы?
  • Из чего северяне шьют одежду и почему?
  • Как называются сани в оленьей и собачьей упряжке?
  • Для чего нужен аркан (маут)?

Отвечая на такие вопросы, у детей развивается мыслительная деятельность, логика, умение сравнивать и делать выводы. Развивается диалогическая речь, память, обогащается словарь. В работе над обогащением словаря и его красочностью нам помогает любимый сказочный персонаж - девочка Нюргуяна. "Я Нюргуяна! Злой и жадный шаман похитил меня и увез в бескрайнюю заснеженную тундру, но смелые и гордые олени помогли мне и привезли к вам". Приветливая, добрая, ласковая, и в тоже время такая беззащитная, Нюргуяна сразу полюбилась детям. Обступив, они с любопытством и интересом стали рассматривать ее яркий и необычный для них наряд. Их любопытству не было конца.

Какая красивая у тебя шубка. А как она называется?

Кухлянка.

А почему у тебя такая острая шапка?

Это национальная якутская шапка дьабака.

А это что такое?

Женская сумочка для мелочей, расшитая бисером.

Какие красивые у тебя сапоги!

Это торбаса. На мне надет якутский национальный костюм. Платье - халадай с оборками и жилет, украшенный орнаментом. На голове женское украшение бастынга.

Так, в свободной обстановке, непринужденном разговоре дети узнали много нового об одежде якутов, национальном орнаменте, традиционном шитье, услышали якутскую речь. Использование в беседе, диалоге - разговоре игрового приема побуждает детей быть сообразительными, любознательными, внимательными. Вопросно-ответный характер бесед учит детей внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы друзей, самому задавать вопросы.

Якутская одежда всегда нарядна, даже повседневная одежда украшена простым незатейливым узором, а к украшению праздничной одежды мастерицы относятся с особым рвением. У них есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия от изделий других северных народов. Подборы сочетания цветов у якутов тоже своеобразны. Нюргуяна рассказала, что каждый цвет имеет свое значение. Например, черный символизирует землю, зеленый - растительный мир, красный - тепло, солнце, голубой - простор, легкость. Также девочка Нюргуяна рассказала, что орнамент, который выкладывается из ромбиков, называется ромбовидный, из треугольников - зубчатовидный, из полуовалов - ногтевидный. Еще бывают орнаменты сердцевидные, копьевидные, пальцеобразные, "елочка". Дети узнали, что составить узор можно из одного вида орнамента или чередуя два - три вида. При украшении чашки ногтевидным орнаментом я предложила детям наложить свой ноготь на орнамент, чтобы убедиться в их схожести. Теперь дети часто пользуются этим приемом и при рисовании.

На занятиях по лепке мы лепили туесок (тууйас), чашку (кытыйа) и чорон. Рассказала детям, что у якутов исстари для кумыса (напитка из молока кобылы) существовала специальная посуда, деревянный бокал - чорон. Чороны выдалбливали из дерева специальным инструментом, затем пропитывали животным жиром и просушивали на открытом воздухе. Благодаря этому чороны приобретали темный цвет. Чороны изготавливались разных видов: большие и маленькие, на одной ножке и на трех. Самые крупные из них (7 -8 литров) предназначались для питья во время традиционного праздника Ысыах и подавались почетным гостям. Чорон является одним из символов Якутии. Он символизирует благополучие, гостеприимство. На таких занятиях дети глубже знакомятся с обычаями якутов, с традиционным украшением чорона, закрепляют цвет, форму, развивают мелкую моторику.

Большое место в своей работе уделяю дидактическим играм и широко их применяю как на занятиях, так и вне их. Такие игры, как "Назови орнамент", "На что похоже?", "Выложи узор", "Выставка вещей" закрепляют знания о декоративно-прикладном искусстве, о традиционном украшении одежды и посуды, развивают у детей наблюдательность, умение сравнивать и находить в окружающей среде похожие предметы. Дидактическая игра "Магазин игрушек", "Бабушкин сундук", "Чудо - вещи вокруг нас" формируют представление детей о том, что вещи сделаны людьми и имеют разное значение. Игры заставляют детей думать, делать правильный выбор, анализировать, определять структуру материала по внешнему виду и на ощупь.

Много воспитательных и познавательных задач мне помогли решить подвижные игры: "Сокол и лиса", "Метание маута", "Займи место первым", "Бык и пенек", "Летящий диск" и другие. Все игры глубоко национальны, ярко отражают труд и традиции коренного народа Якутии. Через такие игры развивается ловкость, гибкость, сила, реакция, выносливость. Они объединяют детей, воспитывают в них чувство взаимовыручки, товарищества, развивают силу воли.

Нюргуяна продолжает знакомить нас с бытом якутов. Через дидактическую игру "Якутская кухонная утварь" я знакомлю детей с посудой из бересты: туйас - туесок для сбора ягод, юабас - берестяное ведро, матарчах - сосуд для молочных продуктов, кытыйа - деревянная чашка и др. Дети узнали, что в берестяной посуде молочные продукты сохраняются дольше.

Сочетание разнообразных методов и приемов позволило мне в комплексе решить познавательные и воспитательные задачи. У детей появился интерес к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями народов Якутии.

С помощью родителей мы сделали макет летнего якутского жилища - урасы. Обтянули его оленьими шкурами, внутри в центре занял свое место камелек, на стене висит ковер из лоскутков, на самом верху имеется отверстие для выхода дыма. Пол в жилище выстлан мехом, а на входе - ветками лиственницы. Теперь мы имеем возможность наглядно познакомить детей с якутской национальной одеждой, берестяной и деревянной посудой, изделиями народно - прикладного искусства (женские украшения из бисера, серебра, полудрагоценных камней и мн. др.). Одна из стен представляет собой заснеженную тундру, на фоне которой в ярких красках переливается северное сияние, на середине лежит медвежья шкура. Весь наглядный и художественный материал распределила по темам: "Мой родной край", "Животные и птицы Якутии", "Растительный мир", "Традиции и обычаи". Теперь мы часто проводим занятия по ознакомлению детей с Якутией в нашем мини-музее. А во вторую половину дня обычно мы читаем сказки, знакомимся с новыми играми, рисуем, лепим.

Для более полного знакомства с традициями и обычаями якутского народа, мы с детьми побывали в Экологическом Этнографическом центре. Эта экскурсия дала детям много новых знаний и впечатлений. Самобытная обстановка и атмосфера, которая царит в балагане, окружение настоящих старинных вещей, радушное гостеприимство хозяев подталкивает нас к поиску нового, неизвестного, к новым встречам и наблюдениям.

Делая выводы о своей работе по ознакомлению детей с традициями и обычаями коренного населения Якутии, могу сказать следующее. Основным показателем моей работы стала поисковая работа по созданию мини-музея якутской культуры. Использование в работе различных методов и приемов дало свои результаты: дети получили знания о жизни и основных занятиях, о традициях и одежде, еде и нравственных устоях этих народов.

Работу по ознакомлению с обычаями и традициями северян мне необходимо продолжить. Я наметила в следующем году глубже познакомить детей с традиционным праздником Ысыах и символами Якутии, провести ряд бесед, опираясь на известную легенду о великом преклонении якутов природе "Сказание о дереве", шире раскрыть тему о народно-прикладном искусстве (меховая мозаика, изготовление мягкой игрушки, резьба по кости и дереву). Раздел по физическому здоровью дополнить подвижными играми силового характера, которые бы способствовали развитию нравственно-волевых качеств ("Перетягивание палки", "Соколиный бой", борьба и др.).

В заключение отмечу, что положительный результат по формированию у детей представлений о людях разных национальностей, понимания того, что у народов есть свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на формирование личности в целом.