Обобщение изученного по теме "Фонетика". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных детьми в период изучения фонетики.
  • Систематизация полученных знаний, выявление первичных связей фонетики и графики с орфографией и орфоэпией.
  • Наблюдение за развитием речевого слуха, языкового чутья в фонетическом аспекте.

1). На доске написаны слова, в которых надо расставить ударение.

Столяр (столя′р), квартал (кварта′л), процент (проце′нт), инструмент (инструме′нт), документ (докуме′нт), средства (сре′дства), алфавит (алфави′т), красивее (краси′вее), каталог (катало′г).

- Произнесите данные слова, усиливая голосом ударный слог. Место ударения в эти словах надо запомнить.

2). Вводная беседа учителя.

Что такое фонетика?

Фонетика (от греческого Phonetike < phone – звук) – раздел языкознания, изучающий способы образования, акустические свойства звуков человеческой речи.

Как образуются звуки речи?

(Сообщение одного ученика об органах речи, участвующих в звукообразовании, практическое наблюдение за образованием гласных, согласных, звонких, глухих, тихой речи и громкой).

3). Тренировочные упражнения: наблюдение над образованием и ролью гласных, звонких и глухих согласных, мягких и твердых согласных.

А). Найти в тексте А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне” слова с подчеркнутой артикуляцией звуков: (и молва трезвонить стала) [а], [о]; (только видит, вьется вьюга) [и], [у]; (отвечает ветер буйный) [й], [у].

Учащиеся читают текст, находят выделяемые гласные и объясняют их роль в звучащей речи;

Б). Привести как можно больше примеров скороговорок и звуковых загадок, в которых выделяются звонкие согласные.

Дети приводят пример и называют выделенные согласные, наблюдают за их образованием, характеризуют;

В). Найти в предложениях, написанных на интерактивной доске, слова, в которых буквы написаны неверно. К каждому предложению подобран рисунок

- Закричал охотник: “Ой!”. Двери гонятся за мной. (Звери)

- Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (Грачей)

- Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом. (Коне)

- На пожелтевшую листву роняет лев свою листву. (Лев)

- Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке (Маки).

Г). Проанализировать на слух слова с мягкими и твердыми согласными, обращая внимание на их смыслоразличительную роль, например: лук – люк, мол – мел, удар – ударь, жар – жарь.

Д). Прочитать слово, потом произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить:

- из слова лен – цифру (ноль);

- из слова лей – название дерева (ель);

- из слова май – название лодки (ял);

- из слова люк – большой мешок (куль);

- из слова ток – домашнее животное (кот).

Е). Укажите, в каком слове надо писать мягкий знак:

вин__тик, помощ__ник,

воз__мем, ноч__ной.

А в каком слове “ь” обозначает мягкость согласного?

Намажьте, ничья,

Поменьше, пустошь

Особое внимание обращается на всегда мягкие и всегда твердые согласные.

Твердые непарные согласные: [ж], [ш], [ц].

Мягкие непарные согласные: [ч], [щ], [й]

4). Записать в транскрипции на интерактивной доске слова, диктуемые учителем.

Поваляться, косьба, хоровод, паровоз, пароход, молодежь, морковь.

Вопрос учителя:

Какие возможны здесь ошибки, и какими фонетическими законами они вызваны?

Ответ:

Произношение безударных гласных не совпадает с их написанием, орфоэпические нормы произношения глаголов на – тся, -ться.

Вывод:

Звучание и написание часто не совпадают.

5). Как называются правила письма, правильное письмо? (Орфография).

А как называются правила произношения? (Орфоэпия).

А) Прочитать данные на доске тексты согласно орфоэпическим правилам и подчеркнуть те места, которые резко расходятся на письме с произношением.

1. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.

2. Кажется, шепчут колосья друг другу:
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу,
Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли…

(Упражнение выполняют учащиеся двух групп. Остальные хором повторяют за ними выделенные слова).

Б). Один ученик наизусть читает две загадки, отгадки на которые с правильным ударением дети произносят всем классом:

Чтоб скорей в библиотеке отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека, специальный …
Буквы – значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит, и называется все …

6). А что такое алфавит и для чего он нужен в жизни?

По алфавиту размещают слова в словарях и справочниках, составляют разные списки. В алфавитном порядке расположены, например, слова в орфографическом словаре, названия учреждений, фамилии авторов в библиотечной картотеке.

А). В спроецированном на доске тексте пропущены буквы. Вставьте буквы и расположите в алфавитном порядке названия вещей, которые сдавала дама.

Дама сдавала в б..га..
Д..ван, ч..м..дан, с..квоя..,
К..ртинку, к..рзинку, к..ртонку
И маленькую с..бачонк..

Б). Почему в слове “сдал” пишется буква “с”, а произносится звонкий согласный звук [з]? Напишите развернутый ответ.

7). В русском алфавите есть буквы, которые не обозначают никаких звуков, а есть такие, которые иногда обозначают два звука.

Не обозначают звуков буквы ъ, ь

Обозначают два звука буквы е, ё, ю, я в следующих случаях:

- стоят в начале слова: яма - [jaма]

- после гласного: поел - [пajэл]

- после разделительного ъ, ь: пью - [п’jу]

8). А теперь давайте вспомним порядок фонетического разбора слова. Запишем на доске и в тетрадях фонетический разбор слова “ёлка”.

Порядок разбора.

  1. Разбить слово на слоги.
  2. Записать слово в транскрипции
  3. Установить количество звуков в слове (гласных и согласных)
  4. Охарактеризовать гласные звуки
  5. Охарактеризовать согласные звуки
  6. Установить соответствие количества букв и звуков.

Ёлка

1. В слове ёлка 2 слога: ёл-ка

2. [й’олкь]

3. В слове 5 звуков; 2 гласных: [о], [ь], 3 согласных: [й], [л], [к].

4. Звук [о] – ударный, звук [а] – безударный, подвергается редукции в заударном слоге, на его месте произносится [ь] после твердого согласного.

5. Звук [й’] – звонкий, мягкий, непарный; [л] – сонорный, твердый, имеет пару по звонкости/глухости [к] - [г], по мягкости/твердости - [к] - [к’].

6. В слове ёлка 4 буквы, 5 звуков. Йотированная буква ё передает два звука - [й] и [о], так как она употребляется в начале слова.

9). Устное выполнение тестовых заданий по теме “Фонетика”. (Тесты у каждого ученика).

- Найдите слова, в которых есть мягкие согласные:

а) жир;

б) шоссе;

в) плащ;

г) цех;

д) вопрос;

е) съезд

Ответ: в), е).

- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) июль;

б) праздник;

в) каменный;

г) бульон;

д) после;

е) ельник

Ответ: б), г)

- Укажите слова, в которых происходит оглушение согласных в корне слова:

а) разжег;

б) просьба;

в) подтолкнул;

г) конечно;

д) малышка;

е) подружка

Ответ: а), в); г), е).

- Найдите слова, в которых букв столько же, сколько и звуков:

а) юннаты;

б) появилось;

в) местный;

г) объявление;

д) съест;

е) рассчитать

Ответ: а). д).

- Укажите слова, в которых происходит озвончение согласных:

а) гараж;

б) записка;

в) выставка;

г) лепешка;

д) сделать;

е) молотьба

Ответ: д), е).

В каком слове все согласные звуки мягкие:

а) щадить;

б) заняться;

в) сорить;

г) щелкать.

Ответ: а).

- Распределите фамилии в алфавитном порядке:

Чижов

Чехов
Толстой

Юрский

Юрская

Ответ:

1. Толстой

2. Чехов

3. Чижов

4. Юрская

5. Юрский

10). Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

Вслушиваясь в звучащую речь, мы не только совершенствуем свой речевой слух, но и обращаем внимание на звуковое оформление своей и чужой речи, что важно для формирования культуры речи и грамотного письма.

Домашнее задание.

Их стихотворения А.С. Пушкина “Зимнее утро” выписать 4 слова, в которых буквы обозначают два звука, и произвести их фонетический разбор.