Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. 5–6-е классы

Разделы: Русский язык


Цели и задачи:

  • развитие интереса  к семейной родословной;
  • воспитание уважения к своей семье и семейным традициям;
  • формирование мира  чувств: любви, ответственности;
  • повышение культуры быта.

Средства наглядности: компьютерная презентация, образец родового древа, фотовыставка «Моя семья», сочинения учащихся о семье, плакаты с пословицами и поговорками о семье.

Основные термины и понятия: род, семья, родословная.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, выборочное чтение устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление генеалогического древа, подготовка к творческой беседе с членами семьи.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное

Платон

При соединении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.

Саллюстий

ХОД УРОКА.

1. Организация деятельности учащихся

(Приложение 1. Слайды 1, 2)

2. Актуализация знаний учащихся

Беседа с учащимися по вопросам:
– Что изображено на слайде? (Приложение 1. Слайд 2)
– Какие темы курса «Основы светской этики» они отражают?
– Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», вы можете назвать?

3. Знакомство с  темой урока

(Приложение 1. Слайд 3)

Учитель: Тему нашего  урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус на  слайде презентации и эпиграфы к уроку.

Разгадывание ребуса учащимися

Запись в тетради темы урока. Обсуждение с учащимися темы урока:

– О чем же мы сегодня будем говорить? (Приложение 1. Слайд 4)

4. Работа с понятиями «род» и «семья»

Во все времена эта тема была актуальна для всех народов. К ней обращались и писатели (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Аксаков, Погорельский и др.), и художники.  Вспоминаются картина Боровиковского «Сестры Гагарины», Яна Ван Эйка «Чета Арнольфини», «Святое семейство» Рубенса. Больше всего жанр семейного портрета известен по работам голландских живописцев Нового времени. Художники «Студии» также обращаются к семейному портрету. – Если в картине удается передать связь между изображаемыми людьми, между матерью и ребенком, между друзьями, родственниками, – это большое достижение и успех, – говорит Ласкаржевская. – Семейный портрет во всех отношениях гораздо интереснее, как для зрителя, так и для художника. Передать в картине не только индивидуальность, неповторимый характер, но еще и тонкие отношения, теплоту, дружественность чувств, особенные черты семьи – вот в чем задача художника.

– А как вы понимаете значение слово «семья»?
– Как образовано это слово?
– Что такое род?              
– Существует ли сегодня понятие рода? 
– Какое понятие шире?

Учитель: Ваши одноклассники, готовясь к сегодняшнему уроку, поработали самостоятельно с толковыми словарями и вот, что они обнаружили. (Приложение 1. Слайд 5).

5. Самостоятельная работа учащихся

Задание: Объяснить происхождение слова семья.

Выступления учащихся.

1. Из всех человеческих отношений семья – самое древнее и самое великое. Основные законы его – верность, любовь, воспитание детей – служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово “семья”, как и слова “хлеб”, “вода”, не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни.  Семья по С. Ожегову – это группа живущих вместе родственников. Все остальные, даже отделившиеся дети будут родней.

2. – А вы знаете, какой уклад был у семей в давние времена?
Каждая семья – отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки – жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи – его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда – болтун, заласканный сын – шалун». Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший
свою семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу.
Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей – мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж.
Народная мудрость поучала: « Живы родители – почитай, умерли – поминай!» Существует много пословиц и поговорок о семье.

3. Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком – либо заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья – это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

6. Обсуждение результатов самостоятельной работы

Учитель: Так кого же можно назвать членом  семьи? (Ответы учащихся)

(Приложение 1. Слайд 6)

Учитель: Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
А что же такое « род»?

Выступления учащихся.

1. В русском языке РОД – корень самых главных понятий  в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

2. В словаре В.И. Даля читаем: «РОД – это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»), долю, какие – то устойчивые черты характера («он родом таков»).
Многие века на Руси было принято при первом знакомстве вопрошать: «Чей ты, какого роду?». В русских сказках и былинах обращаться к молодцу: «Ты скажись, молодец, родом – племенем». (Приложение 1. Слайд 7)

Коллективная работа

– Какие однокоренные слова можно подобрать к слову РОД? (Учащиеся 2-х рядов по цепочке записывают слова на доске, кто быстрее и правильно, 2 минуты).

Проверяем себя по слайду 7.

7. Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся

8. Самостоятельная работа учащихся

Учитель:  А от какого слова произошло слово «Родина»? (Ответы детей). Действительно, это слово имеет исторический корень «род» то единое, что соединяет людей одной семьи с землей, на которой они живут. «Родина» и «родословная» – тоже имеет родственные слова.
– А что такое родословная? Над этим вопросом работали Денис Ш. и Саша Ш.

Выступления учащихся.

Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается.
12 мая 2008 года исполнилось 140 лет со дня рождения историка и исследователя, зачинателя практической генеалогии в России Леонида Михайловича Савелова.
Генеалогияисторическая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных. (Приложение 1. Слайд 8)

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи!

Подготовленный рассказ учащихся о генеалогическом древе своего рода.
Рассматривание иллюстраций – родового древа.

9. Беседа с учащимися по вопросам

– Что должно включать в себя родовое древо? Почему для людей важно знать своих предков?

10. Групповая работа

Учитель: У вас на столах карточки, где записана пословица. Сейчас эту пословицу прочитать трудно, т.к. слова в ней перепутаны. Восстановите текст пословицы и объясните ее смысл ВСЯ И ДУША СЕМЬЯ – ТАК ВМЕСТЕ НА МЕСТЕ (Приложение 1. Слайд 9)
(«Вся семья вместе – так и душа на месте»).

 Индивидуальное задание «Собери пословицу»

Семейное согласие не страшны и тучи.
Семья в куче всего дороже
Где мир да лад и сам будешь там.
Корми деда на печи без родни не живет.
Любовь братская там и божья благодать.
Русский человек союз христианский

Правильный ответ:

  • Семейное согласие всего дороже.
  • Семья в куче – не страшны и тучи.
  • Где мир да лад, там и божья благодать.
  • Корми деда на печи: и сам будешь там.
  • Любовь братская – союз христианский.
  • Русский человек без родни не живет

(Приложение 1. Слайд 10)

11. Работа с текстом сказки «Общее счастье» (осетинская сказка)

1) Выразительное чтение эпизодов, ответы на вопросы, словарная работа. (Приложение 2)

2) Беседа с учащимися по тексту сказки.

Учитель:  Как вы понимаете следующие слова? (Приложение 1. Слайд 11)
Домочадцы – люди, живущие в одном доме.
Хадзар – дом.
Невестка – жена брата, жена сына.
– Расскажите, ребята, о жизни большой семьи до того момента, как в ней наступил разлад.
Учитель: Какие неписанные правила соблюдались и взрослыми, и детьми? (Отец распоряжался, сыновья всё исполняли. Всем дела хватало. Все были довольны. Все были при деле.)
Учитель: Как вы понимаете слово “разлад”? (Нет счастья в доме, не слышно песен, веселья, только ругаются все…)
Учитель: В чём проявился разлад в семье старика? (Каждый жил только для самого себя, не замечая других… Каждый только делает то, что прячет от других всё, что попадётся под руку…)
Учитель: Найдите в тексте описание разлада в семье и зачитайте. (И вот пришла беда…)
Учитель: Что же случилось в доме старика? Найдите в тексте описание и зачитайте.
– Кто же виновен в разладе? (В разладе виновны все члены семьи, стали жить для себя…)
Учитель: Кто решает исправить положение семьи? (Исправить положение семьи решил самый старший член семьи – старик…)
Учитель: Что он для этого сделал? Найдите в тексте встречу старика со счастьем. Зачитайте.
– Почему счастье покинуло дом старика?
(Оно обиделось на членов семьи, потому что каждый живёт для себя, не думая о других, счастье решило, что в этом доме ему места нет…)
Учитель: Что же сделал старик, чтобы вернуть счастье в дом? Найдите в тексте и зачитайте.
Учитель: Почему просьбу младшей невестки счастье не могло выполнить?
(Невестка попросила общую жизнь, общую работу и любовь друг к другу, чего не было в семье… “Уговаривал старик счастье, но оно не соглашалось выполнить желание молодой невестки”)
Учитель: И как же счастье вернулось в семью? Зачитайте со слов “На другой день…”
(Приложение 1. Слайд 12)
– Какие слова стали главными в семье? (Наша работа, наше дело, наши дети.)
Учитель: Что же нужно для того, чтобы в семье жило счастье? (Приложение 1. Слайд 13)
Ответы учащихся: Каждому члену семьи нужно заботиться не только о себе, а обо всех, быть добрым, отзывчивым. Нужно заботиться о стариках и детях. 1 октября – День пожилого человека. Не забывайте своих бабушек и дедушек, звоните им чаще, навещайте, справляйтесь об их здоровье. Это им необходимо. (Приложение 1. Слайд 14)
26 ноября – День матери. Мама – самое светлое слово на земле! Для каждого из нас своя мама самая лучшая! Берегите их, не огорчайте, радуйте своими успехами. (Приложение 1. Слайд 15)
Помните свои корни! Не забывайте своих предков, почаще заглядывайте в свой семейный альбом. (Приложение 1. Слайд 16)
Рассказ учащихся о своих семейных альбомах.
Учитель: Сегодня я подарю вам памятку «Заповеди семьи». Запомните эти правила и познакомьте с ними своих родных и близких. (Приложение 1. Слайд 17)

ПАМЯТКА

Заповеди семьи

  • Настоящий сын и дочь берегут своих родителей.
  • Настоящий сын и дочь заботятся о благе своей семьи.
  • Нельзя бездельничать, когда родители трудятся.
  • Не вступайте в пререкания с взрослыми.
  • Не выражайте недовольство тем, что у вас нет той или иной вещи.
  •  Не допускайте, чтобы мать давала вам то, что она не может позволить себе.
  • Не делайте того, что осуждают старшие, – ни на глазах, нигде – либо еще.
  • Нельзя садиться обедать, не пригласив старших.
  • Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно маму, если у нее никого нет, кроме тебя.

12. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Учитель: Предлагаю составить СИНКВЕЙН. Главное слово СЕМЬЯ. Напоминаю6 вам нужно подобрать 2 прилагательных, 3 глагола, 1 предложение (пословицу) и 1 существительное, которое обобщит все сказанное.

(Приложение 1. Слайд 18)

13. Рефлексия

На листе ватмана изображено дерево. Вам нужно его оживить. Нарядите  его   листочками, чтобы он зашептались, залепетали и весело засмеялись оттого, что обрели свою семью.
Если вам было на уроке
– очень интересно, возьмите красный лист,
– хорошо, не скучно – зеленый,
– не понравилось – желтый.

Вывод: Только сообща, общими усилиями, можно сделать жизнь в семье счастливой. От каждого члена семьи зависит счастье в доме. (Приложение 1. Слайды 19, 20)

14. Домашнее задание

1) Составить генеалогическое древо своей семьи или собрать альбом своей семьи.
2)  Выучить понятия, записанные в тетради.
3) Ответить на вопросы учебника.

Использованная литература:

  1. Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ «Основы светской этики»/ пособие для учащихся.– М: Просвещение, 2010.
  2. «Основы религиозных культур и  светской этики»/ книга для учителя.– М: Просвещение, 2010.
  3. «Основы религиозных культур и  светской этики»/ книга для родителей.– М: Просвещение, 2010.
  4. «Вокруг тебя – Мир…»Методические рекомендации. 5-й класс. / К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев… – М.: ООО «Гендальф», 2001. – 44с.
  5. «Вокруг тебя – Мир…»: Книга для ученика. 5 класс / Авт.-сост. А. Делетроз, В.Ю. Выборнова, М.Р. Савова, А.М. Розов, В.В. Шишкина. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2002. – 96 с. 
  6. Сайты: