Занятие для детей старшего дошкольного возраста по декоративному рисованию "Дымковская сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками


По определению Я.А. Коменского, искусство является той сферой, где возможно проявление способности и дарований человека. Задача педагога – насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир изобразительного искусства, создавать условия для детского творчества.

Программное содержание:

  • закреплять у детей умение составлять узоры по мотивам дымковской росписи, используя её элементы;
  • развивать чувство цвета, умение расположить узор на силуэте;
  • совершенствовать технические навыки работы гуашью и тонкой кистью № 2-3;
  • воспитывать у детей интерес к искусству народных мастеров, вызвать чувство сопереживания и желание помочь персонажам сказки.

Материал и оборудование:

  • дымковские игрушки,
  • иллюстративный материал по теме «Дымково»,
  • бумажные силуэты коня (по количеству детей),
  • гуашь, кисти № 2-3,
  • панно «Дымковская улица»;
  • фонограммы народных мелодий.

Предварительная работа:

  • рассматривание предметов и иллюстраций декоративно-прикладного искусства,
  • искусствоведческая беседа,
  • дидактическая игра «Дымковское лото»;
  • рассказ педагога и показ предметов, иллюстративного материала,
  • ознакомление с элементами росписи, показ способов рисования.

Ход занятия

I. Вступительная беседа.

Жили, не тужили король Карандаш и королева Кисточка. Однажды скучно стало королю в своем государстве. И говорит он королеве:

– Поедем, матушка, королева Кисточка попутешествуем, на людей посмотрим, себя покажем.

Королева согласилась. Путешествовали они по разным царствам-государствам, заезжали в маленькие города и сёла. Но вот приехали они в одно государство, где все удивило наших государей: и народ, и животные в этой стране были красивые и нарядные.

Идут король с королевой по улице, а навстречу им индюк:

Вот индюк нарядный
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок
Красной краскою горя
Как корона у царя.

Пошли они дальше. Навстречу им девица-водоноска.

За студеною водицей
Водоноска-молодица,
Как лебедушка плывет
Ведра синие несет.
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива!

Идут король с королевой дальше и видят разноцветных лошадок:

Ой, люли, ой люли!
Кони на лужок пошли!
Кони удалые
Гордые, лихие.

Вопросы педагога:

– Догадались ребята, в какое село попали король с королевой? (Дымково.)

– Какие разные и в тоже время чем-то похожие дымковские игрушки и узоры на них.

– Какие цвета используют дымковские мастера в росписи своих изделий? (красные, оранжевые и т.д.)

– Из каких элементов состоит дымковский узор? (Круги, точки, линии, и т.д.)

– Загрустили Карандаш с Кисточкой, нет в их царстве таких ярких, красочных игрушек. Как же их развеселить? (Предложения детей.)

– Давайте, дети, распишем для их королевства силуэты коней, используя элементы дымковской росписи.

Показ педагога.

Педагог демонстрирует детям образцы расписных коней, обращая их внимание на расположение узора и закрашивание копыт, гривы, хвоста.

А затем предлагает подобрать узор для коня на палитре и перенести его на бумажный силуэт.

II. Самостоятельная работа.

Индивидуальная работа с детьми по подбору элементов дымковского узора с использованием иллюстративного материала. Во время самостоятельной работы детей звучит музыка с записью народных мелодий.

III. Итог занятия.

Детские работы раскладываются на коллективном панно «Дымковская улица». Педагог проводит анализ работ детей.