Открытый урок в музыкальной школе-студии "Ритмические группы с шестнадцатыми"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Данный мастер-класс был проведён в рамках Недели открытых дверей Кежемского районного центра детского творчества г. Кодинска Красноярского края.

В Кежемском ЦДТ работает детская музыкальная школа-студия, одним из учебных предметов в которой является «сольфеджио» (фото 1).


Фото 1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МАСТЕР-КЛАССА

Тема: Воспитание чувства метроритма на уроках сольфеджио.
Цель: Передача педагогом-мастером своего опыта через демонстрацию последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
Участники: Воспитанники музыкальной школы-студии, педагоги ЦДТ, учителя музыки общеобразовательных школ.
Методические средства: Методическое сообщение, прямой показ, комментированный показ.
Оборудование для педагога-мастера: Фортепиано, школьная доска, схема деления длительностей.
Оборудование для участников: Раздаточные листы А, В, С (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3), листок нотной бумаги, простой карандаш, резинка.
Продолжительность: 45 минут.
Форма проведения: Урок в музыкальной школе-студии.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Тема урока: Ритмические группы с шестнадцатыми.
Цель: Воспитание чувства метроритма.
Задачи: образовательная Закрепить ритмические обороты, пройденные в 3-классе, правила основного деления длительностей, навыки тактирования в двух-, трёх- и четырёх дольных метрах; сформировать навык чтения ритмических партитур; продолжить формирование певческих навыков, проконтролировать степень усвоения соотношения длительностей.
развивающая Способствовать развитию познавательного интереса, формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении.
воспитательная Воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, ответственность.
Возраст обучающихся: 11-13 лет, 4 год обучения в музыкальной школе-студии ЦДТ.
Тип урока: Комбинированный.
Формы работы: Групповая, индивидуальная.
Методы обучения: Беседа, практическая работа.
План урока:  1. Организационный момент (1-2 минуты).
2. Введение в тему: методическое сообщение с показом (15-20 минут).
3. Подготовка к практической работе (3 минуты).
4. Практическая работа №1: ритмический диктант (6 минут).
5. Практическая работа №2 математические примеры на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей (8-10 минут).
6. Итог урока (3-5 минут).

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

I. Организационный момент

Педагог приветствует участников, сообщает о порядке работы в режиме мастер-класса, проверяет готовность к уроку, наличие необходимых материалов.

II. Введение в тему урока, методическое сообщение с показом

– Итальянское слово «solfeggio» происходит от слова «solfo», что значит – ноты, музыкальные знаки, гамма. Так называют уроки, на которых занимаются развитием слуха: поют по нотам мелодии, пишут музыкальные диктанты, определяют на слух различные интервалы и аккорды. На уроках сольфеджио детям прививается любовь к народной музыке, творчеству русских и зарубежных композиторов, развиваются их музыкальные данные: слух, ритм, память.

Развивать чувство метроритма можно в каждом виде работы, но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведениях, а также применять специальные ритмические упражнения.

В младших классах – это простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии, повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом или записанного на доске, либо на ритмических карточках.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике.

Педагог поёт первую фразу русской народной песни «Во поле берёза стояла» (рисунок 1), вторую фразу прохлопывают учащиеся, третью - опять педагог, четвёртую - ученики. Для этого упражнения весьма удобно использовать песни, имеющие структуру «пара периодичностей»: «А я по лугу» (рисунок 2), «Пойду ль, выйду ль я», «Вейся, капустка» и др.


Рис. 1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»


Рис. 2. Русская народная песня «А я по лугу»

– В средних и старших классах развивать и закреплять чувство ритма можно с помощью других упражнений: это двухголосные ритмические партитуры, ритмические каноны, ритмические диктанты.

Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование, а иногда и другие формы метроритмической пульсации (отстукивание долей в ладоши, или карандашом по столу, или отбивание ногой).

Вопрос ученикам:

– Ребята, скажите МЕТР и РИТМ это одинаковые понятия или разные?

Ответы:

– Разные. Метр – это пульс музыки, он бывает двухдольным и трёхдольным. Метр не изменяется на протяжении всего произведения.

– Ритм – это ряд длительностей, в каждом музыкальном произведении свой ритм. Ритм, который использовал Бетховен в Пятой симфонии для Мотива Судьбы невозможно спутать с другим.

– В музыке существует основное и особое деление длительностей. Основное – это деление на два: целая длительность делится на две половинные, половинная – на две четвертные, четвертная – на две восьмые и т.д. Этот принцип деления хорошо представлен в данной «пирамиде» (рисунок 3):


Рис. 3

– Также можно представить данное деление в виде яблока (или торта), которое нарезается равными частями на 2 – половинные, 4 – четвертные, 8 – восьмые (рисунок 4).


Рис. 4

– На начальном этапе обучения, т.е. в младших классах, знакомство с длительностями начинается с четвертных и восьмых. Эти длительности соотносятся с такими понятиями, как шаг и бег. Затем изучаются половинные и целые, и ещё позже более мелкие, шестнадцатые в различных сочетаниях. Как правило, тридцать вторые и шестьдесят четвёртые в школьной практике не применяются.

– Временные соотношения между определёнными длительностями можно продемонстрировать в пении гаммы До мажор:

Учащиеся поют гамму До мажор в разных ритмах. При пении половинными нотами мелодия следует широко, распевно (рисунок 5), четвертные придают напеву устремлённость (рисунок 6), восьмые - игривость (рисунок 7), а шестнадцатые – моторность (рисунок 8).


Рис. 5


Рис. 6


Рис. 7


Рис. 8

– В соответствии с программными требованиями в 4 классе дети уже знакомы с шестнадцатыми в различных комбинациях. Это группа из четырёх шестнадцатых, ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. В начале года дети познакомились ещё с одним ритмом: восьмая с точкой и шестнадцатая. Все эти группы длительностей учащиеся осваивают в пении упражнений и отбивании ритма со счётом вслух.

Учащиеся настраиваются и поют данный пример, пользуясь листом А (Приложение 1). Педагог обращает внимание, что группа из 4-х шестнадцатых занимает одну метрическую долю (рисунок 9):


Рис. 9

А также со счётом вслух прохлопывают данный образец, работая по листу В (Приложение 2), (рисунок 10):


Рис. 10

Аналогично дети демонстрируют практическое освоение других ритмических групп с шестнадцатыми – восьмая и две шестнадцатые (рисунки 11, 12):


Рис. 11


Рис. 12

Две шестнадцатые и восьмая (рисунки 13, 14)


Рис. 13


Рис. 14

– Очень нравятся детям примеры, где объединены вокальная и ритмические строки, они требуют более тщательной проработки, но доставляют затем и больше удовлетворения от проделанной работы (рисунок 15):


Рис. 15

– Восьмая с точкой и шестнадцатая – наиболее сложный ритмический рисунок из пройденных, его освоение требует введения дополнительного слога в счёте: раз-и, «на» два –и (рисунки 16, 17):


Рис. 16


Рис. 17

III. Подготовка к практической работе

В качестве практической работы ученикам предлагается «Упражнение на пальцах», суть которого состоит в следующем: преподаватель говорит детям, что две его руки – это две доли в размере две четверти. Большой палец загнут внутрь ладони, ученики видят по четыре пальца внешней стороны каждой руки. Если пальцы соединены друг с другом, то это четвертная длительность, и ученики прохлопывают её, считая «раз-и,два-и» (фото 2).
Фото 2
Если пальцы соединены по два, то это две восьмые (фото 3).
Фото 3
Если же все пальцы расположеныпо отдельности, то тогда следует их определять как шестнадцатые (фото 4) .
Фото 4
– Ритмические рисунки, составленные таким образом, позволяют преподавателю составлять любые упражнения для прохлопывания и записи:
Восьмая и две шестнадцатые с двумя восьмыми – на фото 5,
Фото 5
четыре шестнадцатых и две восьмые – на фото 6.
Фото 6
Половинная – на фото 7,
Фото 7
восьмая и две шестнадцатые на обеих долях – на фото 8.
Фото 8
Четверть с точкой и восьмая представлены на фото 9.
Фото 9
Восьмая с точкой и шестнадцатая на обеих долях – на фото 10.
Фото 10

– Можно изобразить и синкопированный ритм: восьмая, четверть, восьмая, или два более мелких: шестнадцатая, восьмая, шестнадцатая.

Ритм, показанный правой рукой, является для учащихся сильной долей, ритм в левой – второй, слабой долей. Сначала упражнение прорабатывается сидя со счётом вслух, когда ошибок нет, можно работать стоя, отбивая ногами двухдольный метр. Таким образом, в данном упражнении отрабатывается взаимодействие метра и ритма, усваиваются новые ритмические группы, улучшается координация рук и ног, а громкий счёт не позволяет допустить ритмическую фальшь. Кроме того, появление ритма каждого последующего такта происходит «в реальном времени», что требует от учащихся сосредоточенности и внимательности. Темп упражнения может варьироваться от медленного до подвижного, в зависимости от уровня группы. Начинать работать над этим упражнением можно с самого раннего периода обучения, когда учащиеся знают четвертные и восьмые. В данном случае на уроке находятся учащиеся старшего класса, поэтому длительности используются следующие: четвертные, восьмые, шестнадцатые в различных сочетаниях.

Ученики «разминаются», хлопают ритмы, показываемые педагогом.

IV. Практическая работа №1: ритмический диктант

Учащиеся 3-5 раз хлопают ритм по показу педагога со счётом вслух, далее повторяют его индивидуально - ногами и руками (фото 2, 5, 6, 7, рисунок 18), чтобы затем записать на листке нотной бумаги.

Фото 2 Фото 5 Фото 6 Фото 7


Рис. 18

V. Практическая работа №2: решение математических примеров на сложение, вычитание, умножение и деление длительностей

– В этой работе осваиваются числовые соотношения длительностей, в рамках основного деления. Деление длительностей основано на действиях с дробями (рисунок 19).

Участники выполняют задание на листе С (Приложение 3).


Рис. 19

VI. Итог урока

– Числовые соотношения в музыке очень важны, и любое их нарушение может привести к разрушению музыкальной конструкции. Ритм является одним из главных средств музыкальной выразительности, и каждый музыкант должен относиться к ритму очень внимательно. Ритмическая фальшь считается самой неприятной и грубой ошибкой.

– Закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»
Э. Финкельштейн.

– Наш урок окончен. Спасибо учащимся за работу на уроке, спасибо уважаемым гостям, коллегам за внимание и участие.

Литература:

  1. Калужская Т. Сольфеджио. Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – Москва, 1984.
  2. Лебедев С., Трубинов П. Русская книга о Finale. – СПб.: Композитор, 2003.
  3. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем, поём. Сольфеджио для 3 класса детской музыкальной школы. – С-Пб.: Композитор, 2011.
  4. Музыкальный энциклопедический словарь / И.П. Дабаева, О.В. Твердохлебова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  5. Сиротина Т. Ритмическая азбука.- Москва.: Музыка, 2007.
  6. Давыдова Е., Запорожец С.Сольфеджио для 3 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1997.
  7. Давыдова Е. Сольфеджио для 4 класса детских музыкальных школ. – М.: Музыка, 1999.
  8. Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями.- СПб.: Композитор, 1993.