Внеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • развитие сообразительности, логического мышления;
  • укрепление интереса к родному языку;
  • воспитание чувства ответственности, коллективизма;
  • установление доброжелательного микроклимата.

Продолжительность игры: 45-50 минут.

Участники: две команды по 5-7 человек; располагаются за разными столами.

Оформление сцены: пространство доски оформлено плакатами с высказываниями о русском языке. В центре – название “Конкурс Грамотеев”.

Музыкальное оформление: песня “Раз – словечко, два – словечко”.

Система судейства: жюри (учителя, школьники, библиотекарь).

Подготовка: аудиоаппаратура, раздаточный материал для проведения конкурсов, большие яркие плакаты с заданиями, чтобы зрители могли их видеть; ручки, листы белой бумаги, грамоты и призы.

Звучит песня “Раз – словечко, два – словечко”. Зрители-болельщики рассаживаются по своим местам, команды занимают места за столами.

Ведущий.

Спешите, ребята,
Открыта палата,
Палата ума для ребят.
Бросайтесь, как тигры,
На новые игры,
На войско задач и шарад..

В конкурсе участвуют две команды – "Знатоки" и "Умники". Наших участников ждут трудные, но интересные испытания. И та команда, которая быстро и без потерь их преодолеет, будет победителем нашей игры. А для вас, уважаемые зрители, мы тоже подготовили много интересного, поэтому будьте внимательны и активно участвуйте в предложенных конкурсах.

А сейчас разрешите вам представить… (Ведущий представляет составы команд).

1. Конкурс “Что это значит?”

Вопросы для команд:

  1. Шиворот-навыворот. Как вы понимаете это выражение? (Сделать что-то или сказать что-нибудь не так, наоборот, перепутать).
  2. Засучив рукава. (Очень хорошо потрудиться)
  3. Бить баклуши. Что это значит? (Бездельничать)
  4. Спустя рукава. Как вы понимаете это выражение? (Неохотно, неаккуратно)

2. Конкурс “Что это?”

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос)

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)

3.Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык)

3. Конкурс “Фразеологический зверинец”

Задание: добавит недостающее слово – название животного. (Команды готовятся к ответу)

Голоден как … (волк) Хитер как … (лиса)
Труслив как … (заяц) Здоров как …. (бык)
Колюч как… (еж) Изворотлив как … (уж)
Надут как … (индюк) Нем как … (рыба)
Болтлив … (сорока) Упрям как … (осел)

Игра со зрителями

Сначала я задам вопрос,
А вы затем, над ним всерьез подумав,
Одно из двух – “да” или “нет” - ответьте вслух.
Коль вы находчивы, то сполна
Поможет рифма, но она
Настолько хитрая у нас,
Что может с толку сбить подчас.
Терять не стоит время нам,
Играй, и все увидишь сам.

Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (Нет)

А, рассекая гладь пруда,
Умеют утки плавать? (Да)

А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (Нет)

Ответь, а может резеда
Цвести в саду зимою? (Да)

А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (Нет)

Неужто пятятся назад,
Передвигаясь раки? (Да)

Верблюд способен – дай ответ –
Идти три дня без пищи? (Да)

Бегут по рельсам поезда,
Они имеют ноги? (Нет)

Растет ли в море лебеда?
Ну, что на это скажешь? (Нет)

А верно то, что с детских лет
К нам сны во сне приходят? (Да)

Скажи мне, злые холода
Для обезьян опасны? (Да)

Ну, а любимая еда
У волка мед и груши? (Нет)

В конце спросить пришла пора:
Тебе понравилась игра?

4. Конкурс “Верно или неверно”

Задание: командам необходимо прослушать утверждение и поднять красную карточку, если оно верно, или синюю, если оно неверно.

  1. Слова состоят из звуков.
  2. Звуки мы можем увидеть.
  3. Звуки мы слышим и произносим.
  4. Буквы нужны, чтобы записывать звуки.
  5. Гласные бывают твердые и мягкие.
  6. Некоторые согласные звучат звонко, а некоторые – глухо.
  7. Ударный гласный слышится ясно.
  8. Парные согласные на конце слова проверять не надо.

5. Конкурс “Ералаш”

Задание: командам раздаются карточки с четверостишиями (на карточках написаны только первые части стихотворных строк) и полоски с продолжением строк. Надо разложить полоски правильно, чтобы каждая строка оказалась на своем месте, по смыслу написанного.

Злой кабан…. (томился в клетке)

Пароход … (сидел на ветке)

Соловей … (точил клыки)

Дикобраз …. (давал гудки)

Кошка …. (физику учила)

Буратино …. (шил себе штаны)

Маша … (хвостик свой ловила)

Кот …. (накрыт к обеду был)

Чиж … (усами шевелил)

Рак … (летал под облаками)

Стол …. (гонялся за мышами)

Ведущий: Уважаемые зрители, пока команды думают, мы с вами будет отгадывать метаграммы и логогрифы. В этих загадках надо отгадать слово, прибавить к нему или отнять от него букву – и получится новое слово. Активнее участвуйте в наших конкурсах, самых активных участников в конце игры ждут призы. (Ассистенты выдают жетоны за правильные ответы. В конце игры эти жетоны подсчитываются и определяются победители).

С буквой О – арктический и антарктический,
Без нее я знак математический. (Полюс – плюс)

С Д – давно я мерой стала.
С Т – уж нету выше балла. (Пядь – пять)

С Е – я жаркая пора,
С О – настольная игра. (Лето – лото)

Когда я с Д – меня сорвут,
Когда я с Т – на мне плывут. (Плод – плот)

Известное я блюдо, когда ж добавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха)

Ответы команд.

6. Конкурс “Словообразование”

Задание: командам выдаются карточки, надо угадать зашифрованное слово.

Задание для 1-й команды.

Приставка этого слова находится в слове “занос”, корень – в слове “морозец”, суффикс – в слове “горка”, окончание – в слове “листочки”.

Задание для 2-й команды.

Приставка этого слова находится в слове “понес”, корень – в слове “слово”, суффикс – в слове “курица”, окончание – в слове “крапива”

Игра со зрителями “Помоги Незнайке”

Незнайка учится печатать на компьютере, он делает много ошибок, из-за которых меняется смысл стихов. Помогите ему исправить ошибки: назовите правильные слова – рифмы.

От радости матросы пели.
Ура! Они достигли мели! (Мели)

Живет у нас дремотное,
Пушистое зивотное. (Животное)

Сколько солнца на опушке!
На носах у нас волнушки.(Веснушки)

Я утром вышел рано-рано,
Гляжу: пасутся два банана! (Барана)

Ребята смеются, купаясь в реке.
Плакучая Ира стоит вдалеке. (Ива)

Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий лис. (Лист)

7. Конкурс “Найди слово”

Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.

Задание: придумать из букв, входящих в слово РУСАЛОЧКА, как можно больше новых слов.

(Урок, рука, сачок, коса, лучи, роса, рак, кора, ручка и т.д.)

Игра со зрителями. Шарады.

Корень мой находится в ЦЕНЕ,
В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).

Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надежно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение).

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки идете. (Расписание).

Корнем с ПУТЕВКОЙ роднится,
В СБОРЕ приставка таится,
Суффикс – как в слове ДНЕВНИК.
Целям – я в космос проник. (Спутник).

8. Конкурс “Ответь пословицей”

Задание: прослушать ситуации и дополнить их пословицей.

Ситуация 1.

Несколько дней Люда не выполняла домашнее задание, не готовила уроки и, наконец, получила “двойку”.

- Это случайно, - оправдывалась она.

Какой пословицей ей ответили ребята? (Что посеешь, то пожнешь)

Ситуация 2.

Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался на них.

- Вот еще, - возмутился Валерий, - буду я возится.

Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься, люби и саночки возить)

Ситуация 3.

Стала торопливая Настенька сарафан к лету кроить: “тяп – ляп”. И не то что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.

Каких? (Семь раз отмерь, один раз отрежь)

Конкурс 9. Командам выдаются листы с заданием (плакаты на доске): ходом шахматного коня, начиная с выделенной части, прочтите две строчки из стихотворения С. Маршака "Школьнику на память". В каждой ячейке находится какая-либо часть слова – приставка, корень, суффикс или окончание. ("Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник")

ПО ДЕРЖ СВО АН НИК
Й КАЖД В НИК Е
АТЬ РЯД УЧ ЕВ ОБЯЗ
ЫЙ ДН   К Е

Игра со зрителями. Ребусы. (Можно использовать свои ребусы)

Ответы: Ваня, ворона, заяц, рыбак, носок, ворота, мухомор.

Ведущий. Наша игра подошла к концу. Хочется верить, что вам она понравилась, и вы получили заряд хорошего настроения.

Заключительное слово жюри, награждение команды-победительницы и наиболее активных зрителей.