Методика использования видеотехнологий на уроках английского языка для эффективного формирования навыков речевой деятельности

Разделы: Иностранные языки


Актуальность темы

Актуальность данной темы определяется недостаточной разработкой вопросов, связанных с трансформацией целей обучения иностранному языку и содержания обучения, что отражается в одном из направлений развития общего образования – обновлении образовательных стандартов – в рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Сегодня цель обучения – не просто знание языка, а умение использовать его в реальном общении, т. е. практическое владение языком и, следовательно, развитие «коммуникативной компетенции». Необходимой видится скорейшая разработка новых методов и технологий достижения коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Возрастает роль видео-технологий как одного из наиболее продуктивных способов при решении столь актуальной задачи как достижение коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной) и повышение уровня владения английским языком учащихся до современных требований международных стандартов.

Методика проведения работы по внедрению видео-технологий в процесс обучения

В современных условиях обязательным компонентом целей и содержания обучения иностранному языку в средней школе становится межкультурная коммуникация, включающая в себя знакомство с особенностями материальной и духовной культуры носителей языка, знание их национальной психологии, традиций, обычаев и норм поведения. Поэтому в нашей работе необходимо применение современных информационных технологий обучения, так называемой технологии гипермедиа, обеспечивающей неограниченный доступ к источникам знаний через электронные справочники, энциклопедии, живопись и кинофильмы.

Одной из таких технологий я считаю работу над фильмом и работу с видеосюжетами, которую практикую уже несколько лет. На мой взгляд, эта форма учебной деятельности не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию навыков аудирования и говорения. Ведь зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла. Верно утверждение, что видео по важности и целесообразности использования уступает только учителю – носителю языка.

При формировании речевой деятельности и коммуникативной культуры учащихся очень эффективно применение видео-технологий. Видеоматериалы предоставляют большие возможности для изучения языка, так как соединяют несколько компонентов, например аудирование и зрительное восприятие, которое обеспечивает контекст. Применение видеоматериалов дает возможность погружения учащихся в ситуацию знакомства с традициями взаимоотношений и культур стран изучаемого языка, с языком жестов и мимики. А самое главное, что на основе видеоматериалов учащиеся слышат и изучают живую речь носителей языка. Кроме аудирования, с помощью видеоматериалов учитель имеет возможность предлагать учащимся различные задания, например на расшифровку мимики и жестов, на стимулирование беседы и общения (говорение), на чтение и даже на развитие навыков письма.

Таким образом, на основе применения видео-технологий открывается большая возможность развития творческого потенциала учащихся, в частности развитие воображения и прогнозирования ситуаций на основе реальных жизненных ситуаций и событий. С другой стороны, эти методы обучения дают возможность в дальнейшем избежать грубых коммуникативных ошибок при реальном общении с представителями стран изучаемого языка, т.е. в реальной жизненной ситуации. Таким образом, мы решаем одну из главных задач изучения иностранного языка – проблему общения, одновременно получая возможность эффективно формировать все 4 вида речевой деятельности, предлагая учащимся интересные задания по работе над фильмом или видеосюжетом.

Условно мою работу по освоению методики использования видео-технологий для эффективного формирования навыков речевой деятельности учащихся на уроках английского языка можно разделить на три этапа.

1 год:  диагностико-организационный этап работы, 2007-2008 гг.

На первом этапе работы ставилась цель подготовить учащихся к мотивированному развитию своих иноязычных коммуникативных способностей, для этого было необходимо провести мониторинг уровня развития навыков речевой деятельности.

Речевая деятельность — это использование  языка в речи.

Речевая деятельность имеет два противоположных направления:

  • восприятие чужой речи;
  • создание собственного высказывания.

Поскольку речь существует в письменной и устной форме, для ее восприятия мы используем слуховой или зрительный канал восприятия, то есть чужую речь мы либо слушаем, либо читаем, а для создания собственного высказывания мы применяем письмо и говорение.

Мониторинг проводился в  пятом классе по следующим показателям: чтение, говорение, аудирование, письмо на тему «Школьная жизнь», в шестых классах по тем же показателям на тему «Хобби».  Результаты мониторинга выявили недостаточную степень сформированности навыков речевой деятельности как в пятом, так и в шестых классах. Таким образом, был сделан вывод о необходимости поиска новых методов, приемов обучения английскому языку.

На данном этапе работы проводилось исследование проблемы эффективного формирования и развития навыков речевой деятельности, анализировались различные источники информации, изучались различные методики: фундаментальная, классическая, лингвосоциокультурная, коммуникативная, интенсивная, эмоционально-смысловая. Анализируя разные методики, выделялись плюсы и минусы каждой, определялась адекватность их применения в учебном процессе в школе. 

Касательно развития навыков речевой деятельности, мною предпочтение отдается коммуникативной методике, которая направлена на возможности общения. Из четырех «китов» повышенное внимание в данной методике отдается говорению и восприятию речи на слух. Идеальным подходом я считаю применение коммуникативной методики, интегрированной с традиционными элементами преподавания. Например, обучение грамматике, по моему мнению, должно строиться на классических принципах. В рамках коммуникативной методики использование видео-технологий представляется несоразмерно продуктивным.

Применение видео я начинала с использования фрагментов мультипликационных фильмов уже на первых этапах обучения иностранному языку в младших и средних классах. На уроке показывала мультфильмы по частям, используя фрагменты посюжетно.

Уже с третьей четверти второго класса начала показывать учащимся сюжеты видео-курса Gunter Gerngross, Herbert Puchta «Join  In», Cambridge University Press and ELI, 2000. Мультипликационные ролики данного курса весьма непродолжительны, 3-5 минут, поэтому не утомляют детей. Содержание роликов направлено на обучение простым действиям, главные герои мультфильмов показывают действие сами и предлагают зрителям проделать его самостоятельно. Таким образом, двигательная активность способствует запоминанию слов, фраз и целых предложений. Ребёнок производит движение (сидя или стоя), повторяя фразу вслух за персонажем мультфильма. Такой вид работы проходит на ура не только в начальной школе, но и в 5-6 классах. Конечно, обязательным является контроль учителя за правильным выполнением упражнения. Необходимо вовремя исправить ошибки учащихся, подсказать, как правильно произносится то или иное слово, заострить внимание детей на определенных моментах (это делается при помощи паузы воспроизведения), собственным примером показать алгоритм упражнения. Удовольствие от данного метода получают и учащиеся, и учитель.

2 год: организационно-практический этап, 2008-2009 гг.

Второй этап работы явился определяющим. Апробировались различные методы и приёмы проведения видео-уроков, создавались условия для коммуникации. Были введены новые формы работы, усложнилась методика проведения видео-уроков. Были апробированы новые приёмы работы, новые типы упражнений. Усложнился и сам видеоматериал. Осуществлялась деятельность по подбору упражнений и заданий, соответствующих уровню развития и подготовленности учащихся. Отрабатывался механизм работы на каждом отдельном этапе видео-урока.

В начальном и среднем звене я начала использовать на уроках видео-курс для детей от Диснея  «Disney's Magic English» – «Волшебный английский Диснея»: выпуски «Hello!», «Friends», «Family», «Happy Houses», «Animal Friends»,  «It’s Delicious», «Happy Birthday», «Tic Tock Time», видеокурс «Muzzy» – английский детям.

Современные технические средства делают возможным избежать поисков и покупки дорогостоящих дисков-оригиналов, ресурсы интернета позволяют скачивать вышеперечисленные курсы на электронные носители и с их же помощью демонстрировать видео на уроках. Учителю достаточно иметь в своём распоряжении DVD-проигрыватель, читающий информацию с электронных носителей (флеш-карт). 

Интернет-сайт http://www.frenglish.ru/ предлагает вниманию ещё целый ряд обучающих программ, как то Oxford Top Songs –  английские песенки для детей, музыкальный видео-курс,  Goldilocks and the Three Bears Oxford English Video – видеокурс-сказка,  Teddy's Train Паровозик Тедди – песенки, караоке – музыкальный видео-курс, Aladdin Oxford English Video – Аладдин на английском – английский для детей, мультфильм, видео-курс, Three Billy Goats Oxford English Video – английский для детей, обучающее видео, The Town Mouse and the Country Mouse Oxford English Video – английский для детей, обучающее видео, Wizadora Oxford English Video  – английский для детей, обучающее видео, Уроки тетушки Совы английский язык – английский для детей, Английский язык с Хрюшей и Степашкой – английский для детей и т.д. На указанном интернет-сайте можно найти также множество фильмов и мультфильмов на английском языке.

Совсем недавно ООО «ДМИ «ТВИК» начало выпуск серии образовательных программ для изучения английского детьми «Любимые герои говорят по-английски». В данной серии выпущены хорошо знакомые всем с детства мультфильмы, такие как, например, «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», в которых персонажи говорят на английском языке фразы, знакомые нам наизусть на русском. Считаю, что работа с такими фильмами особенно плодотворна. Учащиеся хорошо знают содержание текста, поэтому при просмотре на английском языке у них не возникает никаких проблем.

В среднем звене использовала видео-курсы английского языка для подростков «Learning English» и Top Show 2 Oxford English Video. Сюжеты данного курса позволяют сделать объяснение нового лексического и грамматического материала более интересным и наглядным, разнообразить уроки, использовать в полной мере возможности видео-технологий о которых шла речь ранее (упражнения, соответствующие каждому этапу работы с видео). 

Считаю, что особенностью данных видеокурсов является не только уникальная методика обучения говорению и восприятию на слух, но также и их совместимость с зарубежными учебно-методическими комплексами и с любым российским учебником.

Видеокурсы состоят из отдельных сюжетов, что позволяет мне подобрать такой, на котором можно активизировать любую лексическую или грамматическую тему, изучаемую на уроке. Например, при изучении темы «Время», видеосюжет «What time is it?» помогает отрабатывать все необходимые фразы и структуры по этой теме. А сюжеты из видеокурса «Learning English» позволяют мне не только активизировать изученную лексику, но и знакомить учащихся с нормами поведения и традициями носителей языка.

Также я активно применяла на средней ступени обучения сюжеты видео-курса «New Interchange 2, English for International Communication» Cambridge University Press,  2003,  авторы Jack C. Richards with Jonathan Hull and Susan Proctor и в старших классах «New Interchange 3» Cambridge University Press,  2003, автор Dorothy E. Zemach. В данные УМК входят книги для учителя (Video Teacher’s Guide), в которых представлены рекомендации по работе с видео и примерные планы уроков по каждому тематическому разделу.  Дан детальный разбор алгоритма работы с каждым видеосюжетом, прокомментированы возможные формы и методы работы в классе.  Использование видео-курса «New Interchange» Cambridge University Press – сплошное удовольствие, как для учителя, так и для учащихся. Тематика сюжетов подобрана таким образом, чтобы удовлетворить потребностям выбранной возрастной группы, при этом она во многом соответствует тематике учебного плана. Таким образом, можно дополнять видео-уроками прохождение основной школьной программы, что я и делаю.

В средних и старших классах один раз в четверть включала просмотр видео-фильмов страноведческого характера, таких как «Great Britain», «The United States of America», «Australia», «London», «Stephen Fry in America by BBC» – «Стивен Фрай в Америке» – фильм от Би-Би-Си на английском языке, BBC «Russia, a Journey with Jonathan Dimbleby» – фильм о России на английском языке, 2009 – взгляд со стороны, BBC «A Picture of Britain» видеофильм о Британии – фильм о достопримечательностях и живописи. Некоторые из перечисленных фильмов можно найти на сайте http://www.frenglish.ru/.

Практика показывает, что ученик запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит.

Сайт русской службы Би-би-си  http://www.bbc.co.uk/russian/learning_english/2009/04/090414_le_archive_new.shtml#1 предлагает вниманию серию увлекательных видеоуроков «The Teacher» – об употреблении идиом, без которых современный английский язык был бы просто «деревянным». В данных уроках очень увлекательно с юмором демонстрируется, как и в каких ситуациях правильно употреблять некоторые устойчивые выражения английского языка. Просмотрев такой урок и отработав дополнительно в упражнениях соответствующую идиому, учащийся без сомнения усвоит её должным образом.

Фильмы на английском с субтитрами, ссылки на обучающие сайты можно также найти на электронном интернет-сайте http://www.homeenglish.ru/Partnersstudy.htm.

Хорошие результаты в обучении дают также следующие видеокурсы.

«Английский язык для школьников» (издательство «Титул»). Данный курс включает в себя 4 видеокассеты, объем: 99 диалогов и монологов. Сюжеты располагаются по принципу от простого к сложному. Эффективность заключается в многократном повторении сюжетов с различными видоизменениями, с помощью которых учащиеся вовлекаются в активную деятельность, они становятся полноправными участниками диалогов.

В результате учащиеся без монотонного заучивания осваивают диалог в ситуации реального общения. Формы работы могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая. Варианты видеосюжетов построены так, что может работать вся группа учащихся одновременно.

Завершить данную работу целесообразно составлением и разыгрыванием собственных диалогов учащихся. Этот курс целесообразно использовать на всех ступенях обучения учащихся.

Большой интерес для изучения культур англоговорящих стран может представлять видео курс «Opportunities in Britain».

Видеокурс к УМК «Opportunities in Britain» (издательство «Pearson Education Limited. Longman») включает два уровня. В состав УМК входит Рабочая Тетрадь для работы с видеоматериалами. В данном учебном пособии представлено большое количество разнообразных заданий, включая иллюстративный материал, что в свою очередь представляет огромный интерес и большие возможности выбора заданий при разработке урока для учителя.

На втором этапе работы вновь проводился мониторинг степени сформированности навыков речевой деятельности с целью сравнения изначальных и новых результатов. Сравнение было необходимо для того, чтобы сделать вывод об эффективности работы с применением видео-технологий по развитию продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности. Анализ результатов мониторинга позволил сделать вывод о том, что повысились показатели сформированности навыков речевой деятельности практически у всех учащихся.

3 год: обобщающий этап, 2009-2010 гг.

Последний этап позволил подвести некоторые итоги работы и сделать соответствующие выводы, что послужило основой для оформления методической системы использования видео-технологий в целях эффективного формирования навыков речевой деятельности на английском языке.

Был сделан вывод о положительной динамике развития навыков речевой деятельности учащихся, об изменении показателей чтения, говорения, аудирования и письма в лучшую сторону. Особенно прогресс был заметен в области говорения и аудирования, видов речевой деятельности, овладение которыми представляет особую трудность для школьников. Об этом свидетельствовали данные тестирования и показатели качества обучения. По всем критериям оценки результата реализации методической системы наблюдался положительный рост.

На данном этапе были выработаны принципы работы, применяемые при использовании фрагментов из видео-курсов на уроке.

Сюжет длительностью 1-4 минуты повторяется два раза. В начале учащиеся слушают диалог актёров, и вместе с этим они видят социокультурные реалии: мимику, жесты, одежду и окружающую обстановку. Затем даю возможность просмотреть диалог ещё раз. Он идёт уже с субтитрами. Далее актёры обращаются к обучающимся с вопросом, и на экране появляется текст-подсказка.

Для более подготовленных учеников я практикую следующий вид работы: актёры продолжают диалог с обучающимся, но на этот раз подсказкой являются первые буквы слов, которые надо произнести. Преимущества этого вида работы достаточно высоки.

Использование видеотехнологии имеет преимущества перед другими средствами обучения:

– применение видео позволяет более эффективно использовать время ученика и учителя;
– даёт возможность обучения через контекст;
– обеспечивает оптимальные условия для изучения языка.

В результате я сделала вывод о том, что использование видео-технологий помогает мне в решении актуальной задачи – повысить уровень владения иностранным языком учащихся до современных требований международных стандартов.

Результаты проделанной работы

Подводя итоги работы, был сделан вывод о том, что применение видео-технологий на уроках английского языка в школе способствует эффективному формированию навыков речевой деятельности и повышению мотивации учащихся к развитию собственной иноязычной коммуникативной компетенции во всех её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Можно утверждать, что учебные видео-курсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения  иностранным  языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.

Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения  его  места  в  системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видео-занятия, как согласованы учебные  возможности  видеофильма с задачами обучения. В структуре видео-урока  для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:

1)         подготовительный – этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;
2)         восприятие  видеофильма – развитие умений восприятия информации;
3)         контроль понимания основного содержания;
4)         развитие языковых навыков и умений устной речи.

Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.

Таким образом, в результате проведенной работы был сделан вывод о том, что наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

Подводя итог работы с видео-технологиями на уроке английского языка в школе, можно утверждать, что учебные видео-курсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения  иностранным  языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.

Современный технический прогресс сделал возможным использование видео-технологий для самых разных учебных и воспитательных целей. И только ленивый учитель сможет обойти вниманием столь интересные технологии и не использовать предоставленные техническим прогрессом возможности. Современный учитель должен шагать в ногу со временем, доставляя удовлетворение себе и даря радость своим ученикам.