Занятие для слабоуспевающих учащихся среднего звена. Тема: "Творчество и способности"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создание условий и возможностей для детей, способствующих наиболее полному развитию личности каждого ребенка.

Задачи:

– раскрыть индивидуальные качества и способности учащихся;
– обучить школьников более эффективным способам умственного труда, совершенствовать мыслительные способности учащихся;
– развивать творческие способности учащихся, умение строить, создавать продукты творческого коллективного труда;
– формировать культуру интеллектуального труда;
– воспитывать способности принимать друг друга, оказывать помощь;
– способствовать самопознанию и рефлексии учащихся;
– повышать уверенность детей в себе и в своих возможностях.

В результате проведенного занятия учащиеся приобретут:

– умение развивать творческие способности, нестандартное мышление, овладевать искусством мышления и использовать его в процессе саморазвития;
– умение регулировать и корректировать общение с другими людьми для достижения здоровых взаимоотношений.

Оформление:

– в классе образуются два “круглых” стола, за которыми могут расположиться по 6-8 учащихся.
– на доске – цитата: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда”. Томас Эдисон;
– кластер – “Древо познаний”;
– на доске в два столбика написаны слова для эстафеты;
– слово, написанное на доске – “ГОСУДАРСТВО”;

Оборудование:

– бланки для игры “Секретный приказ” (по количеству учащихся);
– магнитофон с записью спокойной и ритмичной музыки;
– ватман, разделенный вертикальной линией на две части “Начало занятия”, “Окончание занятия”;
– разноцветные стикеры.

Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ведущий.

– Перед входом в класс, вы можете отметить цветным стикером на левой стороне ватмана, с каким настроением вы пришли на наше мероприятие:

Красный – все отлично;
Желтый – веселое;
Зеленый – спокойствие;
Фиолетовый – тревога;
Черный – мне плохо.

Под спокойную музыку ребята входят в класс и становятся в круг. Музыка затихает.

Ведущий.

На нашей сегодняшней встрече вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости.

Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру “Атомы”. Это упражнение создаст благоприятный настрой для дальнейшей работы.

Представьте себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться по три атома каждый. Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями). По моей команде “Начали!” все начинают хаотично двигаться по классу, по команде “Молекулы по три” – объединяются с тем, кто находится ближе к вам.

Движение молекул начинается под ритмичную музыку. Счет молекул продолжается до тех пор, пока ребята не разделятся на две молекулы (по 6-8 человек). Таким образом, ребята делятся на две команды.

Затем ребята командами рассаживаются за два круглых стола.

2. Вступительное слово ведущего.

Ведущий зачитывает цитату, которая вывешена на доске:

“Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда”. Томас Эдисон.

– Как вы понимаете эту цитату? (Ребята предлагают варианты ответов).

3. Мозговой штурм

Кластер – “Древо познаний”.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: “Что вам необходимо для успешной учебы? Какие качества необходимы, черты характера, условия?”.

Ответы детей записываются на кроне дерева, изображенного на доске. (Примерные ответы: память, внимание, трудолюбие, старание, ум, любознательность и т.д.)

Затем педагог делает обобщение и говорит о важности развития учащимися всех перечисленных качеств.

4. “Секретный приказ” (игра на внимание).

Ребятам раздаются бланки, на которых напечатаны три строчки случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди них спрятана фраза. На выполнение задания отводится 3 минуты.

Инструкция:

“Зачеркните буквы, которые встречаются более чем 1 раз, и прочитайте секретный приказ”.

ЗПСБТКУЫШЭДЯЖЬФЮЭ

ФТШВЗЧПКРСАГПОМЫСЫ

ЭЛЮЕКНШЖИТЯЧЗ

(ответ “Будь врагом лени”).

5. Разминка (быстрота реакции, общая осведомленность).

Учащиеся выполняют задания в быстром темпе. Педагог бросает мяч каждому игроку с вопросом “Какую вывеску нужно написать…”

– над входом в магазин, где продают хлеб (булочная);
– над входом в магазин, где продают сладости (кондитерская);
– там, где продают книги (книжный магазин);
– там, где шьют одежду (ателье);
– там, где можно читать книги (библиотека);
– там, где делают фото (фотоателье);
– там, где чистят одежду (химчистка);
– там, где стирают белье (прачечная);
– там, где покупают очки (оптика);
– там, где лечат людей (поликлиника);
– там, где лечат зубы (стоматология);
– там, где слушают музыку (консерватория);
– там, где заверяют документы (нотариальная контора);
– там, где покупают билеты (касса);
– там, где решают имущественные и личные споры (суд).

6. “Мнемотехника” (упражнение, развивающее навыки эффективного запоминания, воображения).

Примечание: ребятам заранее на занятиях с психологом “Занимательная психология” в теме “Развиваем память” раскрывается понятие “мнемотехника” и изучаются мнемотехнические приемы.

Инструкция.

Участникам двух команд предлагается связать в один текст в определенной последовательности цепочку из 10 слов:

1 команда – сейф, апельсин, яйцо, крокодил, арбуз, стол, ветер, мальчик, стакан, машина.

2 команда – жена, лампа, директор, карандаш, часы, фотография, море, брат, день, стена.

Ведущий объясняет, что необходимо создать яркую воображаемую картину, связывающую второе слово с первым. Текст составляется по цепочке. Далее любому игроку команды предлагается по памяти восстановить предложенные слова.

Выигрывает та команда, чей игрок больше воспроизведет слов.

7. Эстафета (физкультурная пауза, развитие логического мышления).

Звучит ритмичная музыка.

1) Двум командам построиться в шеренгу в алфавитном порядке: 1 команда – по первой букве имени; 2 команда – по первой букве фамилии.

2) На доске в два столбца написаны слова. Командам необходимо подбегать к доске и рядом со словом написать его антоним. У обеих команд набор слов одинаковый.

Слова:

Высокий – (низкий)
Редко – (часто)
Плюс – (минус)
Помнить – (забывать)
Начало – (конец)
Радость – (горе)
Белый – (черный)
Вредно – (полезно)
Покупатель – (продавец)
Прибыль – (убыль)
Верх – (низ)
Мелкий – (крупный)
Прошлое – (настоящее)
Трусость – (смелость)
Старший – (младший)
Ссориться – (мириться)
Чистый – (грязный)
Праздники – (будни).

Чья команда быстрее и правильнее справится с заданием.

8. Переструктурирование слова (развитие мышления).

На доске вывешивается слово ГОСУДАРСТВО.

Из его букв необходимо составить другие слова, придерживаясь правила – записывать только существительные, нарицательные.

Команды соревнуются, кто больше составит слов. (Например: суд, дар, рост, год, род, удар и т. д.)

9. Задачи на смекалку.

1) На какой вопрос вы всегда должны отвечать “да”? (“Как читаются буквы Д-А?”).

2) У семьи фермера каждый день на завтрак к столу есть яйца, хотя они и не держат кур. Вместе с тем они никогда не покупают яйца, не берут у соседей в обмен на что-нибудь, и, уж конечно, ни один из них не ворует яиц. Откуда же у них на завтрак яйца? (Это утиные яйца).

3) У этого животного голова, как у кошки, хвост, как у кошки, оно любит ту же еду, что и кошка. Но это не кошка. Что это за зверь? (Это кот).

4) Очень безалаберный турист потерял зажигалку, и у него осталась всего одна спичка. Он хотел зажечь обе свои походные плитки (одну – с двумя горелками, другую – простую газовую) и походную лампу. Что ему нужно зажечь в первую очередь? (Спичку).

5) Каждый вечер четыре волшебника задают друг другу вопрос: “Что вы снимаете в последнюю очередь, собираясь ложиться спать?” А вы знаете ответ? (Ноги с пола).

6) Майор решил узнать, сколько времени потребуется его солдатам, чтобы добраться до поля боя. Он спросил сержанта: “Если 5 солдат могут пройти одну пятую километра за 5 минут, то, сколько нужно солдат, чтобы пройти 4 километра за 100 минут?” Что ответил майору сержант? (“Столько, сколько вы захотите, товарищ майор. Количество солдат не влияет на скорость их передвижения”, – ответил сержант).

7) Джордж Вашингтон, Шерлок Холмс, Уильям Шекспир, Людвиг Ван Бетховен, Наполеон Бонапарт и Нерон – кто из этих известных личностей принципиально отличается от всех остальных? (Шерлок Холмс – это вымышленный персонаж).

8) Что легче: килограмм ваты или килограмм пуха? (Вес одинаковый, по килограмму).

9) Два сына и два отца съели три яйца. По сколько съел каждый? (Съели по одному яйцу, так как их было трое: дед, отец, сын).

10) У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8 детей, 7 братьев и их одна сестра).

10. Рефлексия занятия.

Вернуться к “Дереву познаний”:

– Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ваши ответы, которые мы написали на корнях “Дерева познаний”. На нашем занятии пригодились все эти качества? Расскажите, что показалось вам самым важным, интересным? Какие игры давались легко, а какие трудно? Чему вы научились? Что помогало вам проходить испытания?

Обмен учащимися своими мнениями, впечатлениями.

Несмотря на то, что многие игры носят соревновательный характер, необходимо подвести ребят к выводу, что победила дружба.

11. Цветопись

Ведущий.

– Перед выходом из класса, вы можете отметить цветным стикером на правой стороне ватмана, с каким настроением вы покидаете нашу встречу. Желательно преобладание красного, желтого и зеленого цветов. (См. “Организационный момент).

Спасибо вам, ребята, за активную работу на нашем занятии. До встречи!

Список использованных источников:

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.
  2. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. – М.: РОСТ, Скрин, 1998. – 128 с.
  3. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками: развитие внимания, воображения, логического мышления / авт. сост. О. А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008. – 94 с.
  4. Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками / Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2003. – 298 с.
  5. Тренинги с подростками / авт. сост. Ю. А. Голубева и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 206 с.
  6. Труднев В. П. Считай, смекай, отгадывай! – Изд. 3. М., “Просвещение”, 1970. – 128 с.