Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе с презентацией. Тема: "Звуки "Б, Бь" и буква Б"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели занятия.

1. Формировать фонематический слух:

  • закреплять понятие “гласные звуки”;
  • знакомить со звуками “Б”, “Бь”, закреплять их правильное произношение;
  • тренировать навыки звуко-слогового анализа слов.

2. Дифференцировать понятия “звук”, и “буква”.

3. Познакомить с буквой Б.

4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

5. Воспитывать чувство коллективизма.

Ход занятия

I. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сегодня, ребята, нас ждет сказка.

Слайд 1

Садитесь передо мной, слушайте сказку. Помогать мне будут ваши язычки.

В тридевятом царстве,
В тридесятом государстве
Жил был царь – стороны той государь.
Был у него конь вороной.
Конь копытом бьёт, царя в путь зовёт. / “Лошадка”/
Объезжает царь на коне владенья свои.
А во дворце за большим забором / “Заборчик”/
Его дочка ждет
Славная Царевна-несмеяна.
У окна сидит, золотой нитью вышивает. / “Окошко”/
Иглой махнет – грибок вышьет. / “Грибок”/
Еще махнет, второй получится.
Вышила три гриба.
Но Царевна-несмеяна все больше грустит и плачет.
– А-а-а! – О-о-о!
Её под ручки схватили, на качели усадили. / “Качели”/
Взлетела она выше ели!
– Не смешно!
Схватили скоморохи гармошки / “Гармошка”/
И в пляс пошли.
– Грустно!
Заиграли на барабанах: –Д-д-да, / “Барабанщики”/
– Громко!
Заиграли тихо: – Д-д-д!
– Не слышу!
Заиграли громче: –Д-д-Д!
Не смешно!
Стол накрыли, всех пригласили. / “Блюдце - чашечка-ложеча”/
– Грустно!
Положили конфеты за щеки / Конфетка”/
И рожицы состроили.
Рассмеялась царевна.

Получилась сказка о Царевне-Несмеяне. Каких ещё персонажей сказок вы знаете?

Послушайте музыку и угадайте сказочного героя.

Слайд 2

Логопед: У отца он мальчик странный,
Необычный – деревянный.
Любит всё ж папаша сына.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
И зовется?

Дети: Буратино!

Логопед: Всюду нос сует он длинный,
Вот только в школу он, друзья,
Попасть не смог.
И азбука есть у меня, но в том беда,
Что делать с ней не знаю я!

Слайд 3

Логопед: Поможем, ребята, Буратино разобраться с этой книгой.

Посмотрим, что за азбука такая, непростая.

Какие красивые в ней картинки.

II. Повторение гласных.

Слайд 4

Логопед: Назовите буквы.

Логопед: Как мы называем эти звуки? /Гласные звуки/

Логопед: Ещё раз назовите первый звук, последний.

Игра “Запретный звук”

В круг скорее вы вставайте.

Нужно угадать звук по артикуляции и назвать. Звук “У” нельзя произносить. Вместо него два раза хлопаем.

III. Выделение твердых и мягких согласных в словах.

Давайте посмотрим следующую страницу.

Слайд 5

Логопед: Похоже на семафор? Ребята, давайте расскажем, что мы обозначаем такими кругами.

Логопед показывает красный круг.

Дети: Красный семафор горит, значит, путь во рту открыт.
Нет преграды на пути – гласный звук ты назови.

Логопед: Ребята, давайте проверим. Вы запомнили гласные звуки? Назовите их.

Логопед показывает синий круг.

Дети: Синий семафор горит, значит, путь во рту закрыт.
Есть преграда на пути – согласный твёрдый назови.

Логопед: Посмотрите на игрушки.

Зебра, кукла, мяч, динозаврик, пчела, кот, собака, матрёшка, медведь, олень, крокодил

Назовите те игрушки, в названии которых последний звук согласный твёрдый.

Логопед: Что мы обозначаем зелёным кругом.

Дети: Зелёный семафор горит, значит, путь во рту закрыт.
Есть преграда на пути – язычок как склон горы.
Согласный мягкий назови.

Логопед: Теперь назовите те игрушки, в названии которых первый звук согласный мягкий.

Теперь можно перевернуть Слайд азбуки.

IV. Знакомство с буквой Б и звуками “Б”, “Бь”.

Слайд 6

Логопед: Эта буква очень даже близкая Буратино. Вы, ребята, догадались почему? /Первая буква в имени /

Давайте познакомимся с буквой Б.

Логопед: *Сможете ли вы сами сказать, какие звуки обозначает эта буква? /“Б”, “Бь” /

Звук “Б” согласный твёрдый, звонкий.

Звук “Бь” согласный мягкий, звонкий.

Скажите, какие органы артикуляции создают препятствие на пути воз душной струи? /Губы/

Какие ещё органы артикуляции участвуют в образовании звуков? / Голосовые связки /

*Послушайте стихотворение, выделите хлопком звуки “Б”, “Бь”.

Бегемотик обгоняет
На площадке барсука.
Ловко, прыгнув, он бросает
Мяч в кольцо издалека.

Логопед: Про кого это стихотворение? / Про бегемотика и барсука /

Выделите первые звуки в словах. / “Бь”, “Б” /

V. Пальчиковая гимнастика.

Логопед: Я знаю стихотворение, его написал друг Буратино Пьеро.

Прочитаю его вам и мы поиграем с пальчиками.

Буратино к вам пришел.
Букву новую нашел.
Букву будем изучать,
Штриховать, украшать.
В книгах быстро узнавать.
И со звуками играть.

Индивид. таблички.

Логопед: * На столах лежат листы. Возьмите и рассмотрите их.

Какие звуки обозначает буква? Закрасьте круги соответствующим цветом.

Обведите букву синим карандашом.

Заштрихуйте её зеленым карандашом.

Обведите картинки, которые начинаются со звука “Б” синим карандашом, а те, которые начинаются со звука “Бь” - зелёным.

*Потренируем язычок – проговорим чистоговорки.

Разделитесь на две команды.

1 команда повторяет слоги с твердым звуком “Б”,

2 команда – с мягким звуком “Бь”

Логопед: Посмотрим, какая команда самая внимательная и дружная.

Ба-ба-ба – балалайка, поиграй-ка!
Бя-бя-бя – веселить будем тебя!
Бу-бу-бу – сидит ворон на дубу,
Бе-бе-бе – он играет на трубе!
Бя-бя-бя- - трубы трубят,
Бу-бу-бу – они будят ребят!
Бу-бу-бу – бубны бубнят,
Бю-бю-бю – блюдца звенят!

VI. Физкультминутка.

Логопед: Это ноты. Они обозначают музыкальные звуки. Страничка зовет танцевать.

Слайд 7

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся.
Руки он как зонт раскрыл.
Нас на танец пригласил.

VII. Слоговой анализ слов.

Логопед: Пора посмотреть. Что в азбуке дальше будет.

Слайд 8

Логопед: Ведь проще нет задачи, слова на слоги разделить.

Назовите героев сказок. Сколько слогов в каждом имени?

Назовите героев, в именах которых есть звуки “Б” или “Бь”.

VIII. Звуко-слоговой анализ слов.

Логопед: Вот и следующая страница.

Слайд 9

Логопед: На столе Слайд со схемами. Соедините схему с подходящей картинкой.

Индивид. таблички.

IX. Итог занятия.

Логопед: Посмотрим, что ещё нам азбука предложит.

Слайд 10

Логопед: Ребята, мне кажется, здесь зашифровано слово. Чтобы его прочитать нужно выделить первые звуки в словах.

Ребята читают слово “азбука”.

Логопед: Можно сказать, что мы нашли ключик, который искал Буратино.

Слайд 11

Спасибо, ребята, вы молодцы! Всё можно понять и выучить.

Очень хорошая азбука. Она помогла нам познакомиться с новыми звуками.

Наша сказка закончилась.