Осознанное отношение у дошкольников к здоровому образу жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Я не боюсь еще раз и еще раз повторить:
забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, вера
в свои силы.
В.А.Сухомлинский

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В. Кучма, С. Толстая и др.). Детство является ключевым периодом жизни. Именно до 7 лет ребёнок проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности ребёнка, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Понимание себя, своих жизненных потребностей, необходимо ребёнку, чтобы понимать, «чувствовать» других людей. Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами её не решить. Поэтому важно на этом этапе формировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Как внешне выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением. У него отличный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет достаточно быстро сосредоточиться и минут 20 работать внимательно, без отвлечений. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, головную боль или боли в животе. В понятие здоровья входит и оценка его поведения, эмоциональная настроенность и соответствие его физического и психического развития возрасту. Но разве можно сказать, что ребенок здоров, если у него впалая грудь, опущенные плечи и ходит он, сгорбившись, выпятив живот, размахивая руками, неуклюже загребая ногами? К сожалению, родители часто замечают эти нарушения только тогда, когда на них укажет врач или воспитатель, да и не придают подобной «мелочи» особого значения.

Не следует считать нарушения осанки «мелочью» не требующей внимания. Поверьте, это очень серьезно и не стоит ждать времени, когда все само собой образуется. Ребенок растет, и исправить ошибки в дальнейшем трудно. Дети, имеющие плохую осанку, как правило, страдают и плохим зрением, заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения. У детей с нарушениями осанки отмечаются повышенная утомляемость и плохое самочувствие. Предупреждение таких отклонений в здоровье малыша – задача не только педиатров и педагогов, но и родителей, так как предпосылки к развитию этих нарушений возникают уж на 1-2-м году жизни, когда большинство детей воспитывается в условиях семьи. Правильная осанка ребенка определяется по следующим признакам: голова и туловище держатся прямо, грудная клетка слегка выступает вперед, а плечи отведены назад, в области поясница есть изгиб вперед, ноги прямые. Осанка зависит прежде всего от состояния позвоночника, его искривления (кифоз, лордоз, сколиоз) способствуют ее резкому ухудшению. Среди причин, вызывающих дефекты осанки, - неправильная походка (с опущенной головой), неправильное положение тела (опора на одну ногу в положении «стоя» или при сидении за столом). Скелет у дошкольников содержит много хрящевых тканей, поэтому кости мягкие, податливые, подверженные разного рода искривлению. Эффективным средством не только предупреждения, но и лечения нарушения осанки являются физические упражнения и некоторые профилактические мероприятия. Так, при кифозах («круглая спина», суженная грудная клетка, плечи выдвинуты вперед и опущены вниз), дети не могут стоять прямо даже в течение нескольких минут. Четко проявляется кифоз, если ребенка посадить на стул. Для предупреждения кифоза ребенку следует спать на спине, без подушки, на достаточно жестком матраце, ребенок не должен поднимать тяжелые предметы, долго сидеть, особенно в неблагоприятных позах. При этом хорошо использовать дыхательную гимнастику – при подъеме на носках производится вдох через нос, живот надувается, а при выдохе втягивается, спина прямая. Как и при других нарушениях осанки, прекрасным профилактическим средством является плавание.

Боковое искривление позвоночника – сколиоз – встречается в двух формах. Дети с истинным сколиозом, т. е. поражением скелета, нуждаются в специальном ортопедическом лечении. У детей с гибким позвоночником и слабым мышечным торсом может развиваться сколиозная поза, когда одно плечо выше другого. Избавиться от нее можно при помощи коррегирующей гимнастики. Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений являются комплексы гимнастических упражнений с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка). Благотворное влияние на формирование осанки могут оказать упражнения так называемой танцевальной гимнастики (ритмическая гимнастика). Начинающие заниматься ею хотят стать красивыми (прежде всего, иметь красивую фигуру) и укрепить здоровье. При рациональной организации занятий танцевальной гимнастикой обе эти задачи успешно выполняются.

Что означает рациональная организация? Это наличие достаточного (до двух третей) объема циклических упражнений (бег, ходьба) в структуре каждого занятия, выполняемых в напряженном тренировочном режиме (при частоте сердцебиений не менее 120 в минуту), целесообразное чередование и смена разных упражнений, обязательное включение в занятие упражнений на расслабление. Эти занятия способствуют приобретению красивой, пропорционально сложенной фигуры, а так же развитию выносливости. Элементы танцевальной гимнастики можно включать в комплексы занятий детей среднего и старшего дошкольного возраста. Используется музыкальное сопровождение. Зажигательный, жизнерадостный ритм (120 тактов в минуту) приятен и понятен ребенку. Упражнения должны быть простыми по структуре и хорошо знакомы детям.

Ученые рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство развития детей. Движение под музыку – синтетический вид деятельности, развивающий музыкальный слух, чувство ритма, двигательные способности, психические процессы, происходит психологическое раскрепощение ребенка, что является универсальным средством целостного развития личности, которое способствует укреплению физического и психического здоровья.

Занятия ритмическими движениями для детей является одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии и воспитании. Чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным, успешным будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности.

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Как считают современные авторы, начиная занятия физкультурой после 3 лет – родители уже опоздали с началом физического воспитания ребенка. Однако физическое развитие ребенка в возрасте от 3 до 6 лет позволяет заинтересовать его занятиями спортом и научить основным навыкам и принципам физической культуры.

Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, поэтому требуется контролировать интенсивность нагрузок на детей при оздоровительных занятиях.

Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня. Привычной картиной становятся семьи, в полном составе занимающиеся бегом, лыжами, закаливанием, «моржеванием» и другими видами оздоровительной физкультуры.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

В связи с морфо-функциональными особенностями организма ребенка в возрасте 2-4 года, гимнастика для детей этого возраста должна характеризоваться разнообразием движений и использованием большого числа динамических упражнений. Для этих упражнений характерно чередование напряжения мышц и их расслабление, которое благоприятствует току крови, в связи с чем они менее утомительны, чем статические упражнения.

Особую радость малышам доставляют упражнения, облеченные в форму игр. Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей. Всякая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством, даже холодовая нагрузка, без которой невозможно закаливание.

Если родители будут делать все правильно, то физическое развитие детей пойдет более высокими темпами, воспитательный эффект будет дополнительным положительным моментом: ребенок не будет капризным, будет реже болеть, охотно помогать в домашних делах, а в дальнейшем и хорошо учится, при минимальном контроле со стороны родителей.

Используемая литература:

  1. Банникова Л. П. Программа оздоровления детей в ДОУ. 2007.
  2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. 2007.
  3. Зеленин В. Методические рекомендации по использованию нетрадиционного оборудования на физкультурных занятиях //дошкольное воспитание. 1987, №7, с.30.
  4. Карманова Л. Упражнения на расслабление // Дошкольное воспитание. 1984. №4.
  5. Пензулаева Л.И. физкультурные занятия с детьми 4-5 лет. Москва, «Просвещение», 1986.
  6. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А Физическая культура в дошкольном детстве. Москва, «Просвещение», 2005.
  7. Тобиас М., Стюарт М. Растягивайся и расслабляйся: пер. с англ. Москва, 1995.
  8. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду. Москва, 2004.